Олеся Кутовенко
План по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
План по самообразованию воспитателя ДОУ
2014 – 2015 учебный год
Воспитатель Булыгина Олеся Валерьевна
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста»
Цель: Повысить свой профессиональный уровень
Задачи:
Развивать умение понимать обращённую речь с опорой и без опоры на наглядность.
Публикация «План по самообразованию „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Стимулировать желание вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Развивать умение отвечать на вопросы, используя форму простого предложения или высказывания из 2 – 3 простых фраз.
Стимулировать детские высказывания в форме сложного предложения.
Обогащать словарь детей за счёт расширения представлений о людях, предметах, объектах природы ближайшего окружения, их действиях, ярко выраженных свойствах и качествах.
Развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием.
Развивать умение использовать в речи правильное сочетание прилагательных и существительных в роде, падеже.
Побуждать детей использовать дружелюбный, спокойный тон общения со взрослыми и сверстниками.
Учить использовать речевые формы вежливого общения: здороваться, прощаться, благодарить, выражать просьбу, знакомиться.
I раздел Данные о себе
Булыгина Олеся Валерьевна
Закончила «Черепановское педагогическое училище»
Закончила в 2012 году
Образование средне специальное
Воспитатель детей дошкольного возраста.
II раздел
Закон РФ «Об образовании»
Конвенция о правах ребёнка
Типовые положения ДОУ
Устав ДОУ
Концепция развивающей среды в ДОУ
Концепция дошкольного образования.
III раздел Этапы работы по самообразованию
1 этап Изучение методической литературы по
данной теме
«Самые маленькие в детском саду» В. Сотникова
Комплексно – тематическое планирование по программе «Детство»
Н. А. Давыдова
Программа «Детство» под ред. Т. И. Бабаева
Интернет ресурсы
«Развитие детей раннего возраста» Т. И. Доронова и Т. И. Ерофеева
2 этап Работа с детьми
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
По инициативе взрослого дети учатся вступать в общение: узнавать и называть знакомых персонажей на картинках и их действия («Это мишка. Мишка спит и т. д., отвечать на вопросы о себе (Как тебя зовут? Какого цвета у тебя кофта? И т. д.); разговаривать о любимых игрушках, узнавать и называть членов своей семьи. Проявлять интерес к общению с детьми, называть детей знакомых по именам, включаться в игры с общей игрушкой. Вступать в общение со сверстниками, договариваться о совместных действиях («Давай построим башню», «Давай покатаем куклу» и т. д., о ролях («Я буду врачом», «Приходи лечить Мишку» и т. д.). Откликаться на вопросы и предложения взрослого, выражать свои желания, чувства, мысли, сопровождать речью игровые действия.
2. Развитие всех компонентов устной речи в различных
видах деятельности
Связная речь
Дети осваивают умения диалогической речи: вступают в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам; отвечать на вопросы, обращения взрослого; сообщать о своих впечатлениях, желаниях; договариваться со сверстником о совместных действиях в игре; участвует в общем разговоре, задаёт вопросы. Использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств.
Осваивают умения монологической речи: принимать задачу, поручение, выраженное в высказывание взрослого («Большим куклам поставь большие чашки, маленьким – маленькие.», сравнивать два предмета, находить одинаковые предметы. По вопросам воспитателя составлять рассказ из 3 – 4 предложений. Пересказывать совместно с воспитателем знакомые сказки. Читать короткие стихи об игрушках, природе, детях. С удовольствием слушать чтение детских книжек и рассматривать картинки.
Словарь
Обогащать словарь названиями растений, предметов питания, одежды, мебели, домашних животных и их детёнышей, игрушек, деталей предметов. Дети используют в собственной речи название предметов и объектов близкого окружения, их назначение, действия с ними, ярко выраженные части и свойства. Называния предметов и действий гигиенических процессов – умывания, одевания, купания, еды, ухода за внешним видом (причесаться, аккуратно повесить одежду) и поддержания порядка (убрать игрушки, поставить стулья). Слова обозначающие действия, слова обозначающие качества и свойства предметов, название материалов, название членов семьи их действий, название объектов и явлений природы, растений близкого окружения, овощей фруктов, домашних и диких животных их детёнышей. Понимать значение обобщающих слов: одежда, игрушки, посуда, мебель и т. д.
Грамматическая правильность речи
Дети осваивают умения пользоваться системой окончаний для согласования слов: согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже. Правильно использовать в речи названия животных и их детёнышей в единственном и множественном числах (кошка, котёнок, котята и т. д.). включать однородные члены предложения («Я люблю маму, папу». Вводить дополнения, осваивать способ словообразования на основе имитации звуков: утка «кря – кря» - крякает, кошка «мяу – мяу» - мяукает. С помощью воспитателя строить сложные предложения.
Звуковая культура речи
Дети учатся правильно произносить гласные звуки; правильно произносить твёрдые и мягкие согласные звуки, развитие правильного речевого дыхания, слухового внимания, фонематического слуха, моторики речевого аппарата. Слышать специально интонируемый в речи воспитателя звук (песенка ветра у-у-у-у, жук ж-ж-ж-ж и т. д.).
Освоение правил речевого этикета
Осваивают умения: знать и использовать основные формы в ситуациях общения – приветствие (здравствуйте, просьба (дайте пожалуйста, благодарность (спасибо, знакомство (как тебя зовут, давай играть). Различать формы общения к взрослому и ребёнку (здравствуйте – здравствуй. Использовать ласковые формы имён, вежливо обращаться к воспитателю за помощью.
Организация освоения
Воспитатель организует частое индивидуальное общение с ребёнком в совместной деятельности с игрушками и предметами: вносит обыгрывание, создаёт игровые ситуации - Сварим куклам кашу. Построим гараж для машин. И т. д.
При выполнение культурно – гигиенических процедур рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при подготовке к прогулке – предметов мебели, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
На прогулке, в группе педагог стимулирует детей к правильному и чёткому называнию предмета, его частей, признаков, действий с ним.
Воспитатель организует игры – драматизации по хорошо знакомым сказкам, стимулирует воспроизводить несложные ролевые диалоги.
В творческих играх вопросами и включением в игру стимулирует детей правильно называть себя в игровой роли (я – мама, называть игровые действия (буду варить суп) и т. д. Отвечать на вопросы (Что ты будешь строить).
Воспитатель организует совместное с ребёнком составление рассказа.
Педагог стимулирует совместное со взрослым построения высказывания из 2-3 предложений о событиях из жизни ребёнка, об объектах живой и неживой природы.
Воспитатель привлекает детей к комментированию своих действий в предметной деятельности («Сядь кукла. Будем пить чай» и т. д.)
Беседы с детьми об интересных фактах и событиях их жизни, о личных проблемах, близких людях, героях мультфильмов, домашних животных.
Воспитатель привлекает внимание детей к друг другу, предлагая каждое утро здороваться, прощаться.
Игры на развитие речевого дыхания («Подуй на одуванчик» и т. д., на развитие фонематического слуха («Что звучит?» и т. д.). Упражнения на укрепление мышц артикуляционного аппарата ребёнка.
Игры с пальчиками на основе фольклорных произведений.
Игры на звукоподражание («Кто как кричит?»).
Наблюдения. Прогулки замечательное время для бесед, которые построены на наблюдение.
Чтение и рассказывание сказок, в том числе и пение с детьми. Выполнение поручения взрослого, рассматривание картинок с названием предметов.
Дидактические игры. В игре как самом главном виде детской деятельности большой потенциал развития детской речи.
На систематическом обучении и заключается накопление содержания речевого материала.
3 этап Работа с родителями
Родительское собрание на тему «Общение с ребёнком»
«Русский народный фольклор, как средство развития речи ребёнка»
Папка передвижка на тему «Развития речи детей», «Сказкотерапия»
Анкетирование «Проблемы в развитие речи ребёнка»
Беседы
4 этап Методическая работа по самообразованию
Консультация по данной теме
Участие в методических объединениях
Изучение методической литературы по данной теме