Мария Кучковская
Конспект занятия по математике с использованием дидактических игр
Цель:продолжать формировать элементарные математические представления детей через практическую деятельность с объемными геометрическими фигурами и телами.
Задачи:
Обучающие:
Закреплять знания детей об объемных геометрических телах (куб, цилиндр, шар, конус, параллелепипед).
Закреплять умения детей создавать постройки из геометрических тел.
Развивающие:
Развивать логическое мышление, воображение, внимание, мелкую моторику рук, усидчивость.
Развивать у детей ориентировку в пространстве.
Обогащать словарный запас детей.
Воспитывающие:
Формировать интерес к математике.
Воспитывать умение слушать взрослого и сверстников, говорить, не перебивая, желание помочь друг другу.
Перечень видов деятельности, формы работы:
Двигательная деятельность: физкультминутка «У оленя дом большой».
Игровая деятельность: дидактическое упражнение «Назови геометрические фигуры», дидактическо-речевая игра «Я вижу тело, оно похоже на предмет», игра «Расположи объемные геометрические тела на листе».
Коммуникативная: констатирующие и познавательные вопросы, объяснение, разгадывание ребуса, рефлексия.
Познавательно – исследовательская: игра «Строительная площадка».
Представленный конспект занятия является авторской разработкой. Составлен в соответствии с программой «Воспитание и обучение в детском саду», автор М. А. Васильева, отвечает требованиям ФГОС ДО и включено в образовательную область «Познание». В конспекте четко прослеживается интеграция таких образовательных областей как: познание, социализация, физическое развитие, речевое развитие.
Планируемый результат:
У детей закрепятся знания о геометрических формах.
Совершенствуются умения создавать постройки из геометрических тел.
У детей обогатится словарный запас за счет математических терминов.
У детей отработается навык разгадывания ребусов.
Перечень оборудования и используемых материалов:ноутбук, проектор, набор конструкторов, набор геометрических тел на каждого ребенка, листы бумаги, кружочки красного о синего цвета.
Перечень методической и художественной литературы:
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – 4-е изд., испр. И доп. – М. :Мозаика-Синтез, 2007. – 240 с.
Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Система работы в подготовительной группе детского сада. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-80 с.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель:
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдем направо
А теперь пойдем налево
В центр дружно соберемся
И на место все вернемся
Улыбнемся, подмигнем
Путешествие начнем.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Сейчас мы отправимся в путешествие, в страну геометрических фигур. Что бы отправиться в путешествие, нам необходим транспорт. А на каком транспорте отправимся, вы узнаете, отгадав ребус. (Слайд № 1).Ответы детей.
Ребята, путешествие будет интересным и увлекательным. А вы будьте внимательны и постарайтесь запомнить все. Итак, начинаем наше путешествие. Во время путешествия паровоз Чух-Чух будет останавливаться на станциях, где вас будут ожидать интересные задания.
Поехали!
Первая станция. В конверте игровое упражнение «Назови геометрическое фигуры».
Воспитатель: Прежде чем назвать фигуры, давайте вспомним, какие бывают геометрические фигуры? Ответы детей. (Слайд №2)
Воспитатель: Какие геометрические фигуры вы видите на слайде? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, это объемные геометрические фигуры. (Слайд № 3)
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем говорить об объемных геометрических фигурах. Эти фигуры по-другому еще называют геометрическими телами. А плоские фигуры можно сложить? Ответы детей.
Воспитатель: Верно, ребята, объемные фигуры, занимают место в пространстве, они имеют объем, поэтому их нельзя сложить в стопку.
Воспитатель: Давайте поближе познакомимся с объемными телами. Я предлагаю поиграть в игру «Я вижу тело, оно похоже на предмет». На слайде я буду показывать геометрическое тело, а вы должны дать ему название и сказать, где его можно встретить в повседневной жизни.
Слайд № 4 – куб (Образец: Я вижу куб, он похож на телевизор, кубик)
Слайд № 5 – шар (Ответы детей)
Слайд № 6 цилиндр (Ответы детей)
Слайд № 7 конус (Ответы детей)
Слайд № 8 параллелепипед (Ответы детей)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Поехали дальше.
Воспитатель: И нас ждет следующая станция, которая называется «Строительная площадка».
Послушайте задание. Ребята на этой станции вы должны разделится на 2 команды и построить 2 постройки, а затем рассказать какие геометрические тела вы использовали и каком количестве.
Вопросы к детям по конструкции:
- Какие геометрические тела вам потребовались для постройки?
- Сколько геометрических тел вы использовали?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Наше путешествие продолжается.
Станция «Пространственная».
Воспитатель: Ребята, следующее задание, которое мы должны выполнить, называется «Расположи объемные геометрические тела на листе».
У вас на столах стоят объемные геометрические тела, теперь эти объемные тела надо расположить на листе по моей инструкции. Слушайте внимательно. Итак, начинаем:
- расположите в правом верхнем углу - шар;
- расположите в левом нижнем углу – куб;
- расположите в середине листа параллелепипед;
- расположите в правом нижнем углу – цилиндр;
- расположите в левом верхнем углу – конус.
Воспитатель: Все справились с заданием.
Вопросы к детям:
- Данил, скажи, пожалуйста, где находится конус, куб? Теперь проверим по слайду.
Слайд № 9
Воспитатель: Молодцы, ребята. Предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка «У оленя дом большой»
И последняя станция «Смекалистая».
Воспитатель: предлагаю вам немножко поразмышлять.
- Сколько носов у трех котов?
- Сколько ушей у двух мышей?
- Сколько пальцев на одной руке?
- Какой сегодня день недели?
- Сколько раз в году бывает день рождения?
- Какое сейчас время года?
- На крыльце сидит щенок,
Греет свой пушистый бок,
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят?
- Сколько углов в треугольнике?
- Сколько дней в одной неделе?
- Что бывает раньше: утро или вечер?
Воспитатель: Молодцы!
Итог занятия.
Вам понравилось путешествие с паровозиком Чух-Чухом?
А теперь посмотрим, какими внимательными вы были во время путешествия.
С какими геометрическими телами мы познакомились?
Какие задания вам запомнились?
Ваня назови 2 предмета похожих на шар, куб, цилиндр.
Что было в путешествии интересным.