Ольга Чекашкина
План по самообразованию на 2019–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
«Утверждаю»
Ст. воспитатель МБДОУ
«ЦРР- д/с «Сказка»
___О. В. Захарова
План по самообразованию в старшей и в подготовительной к школе группе «Почемучки»
на 2019-2021 учебный год
Тема: «Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Воспитатель: Чекашкина О. В.
План работы по самообразованию
Воспитатель: Чекашкина О. В. в старшей и в подготовительной к школе группе «Почемучки» МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка».
Публикация «План по самообразованию на 2019–2021 учебный год» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Тема: «Развитие творческих способностей у дошкольников через нетрадиционные техники рисования».
Цель: Развитие творческих способностей, воображения, фантазии у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
1. Познакомить детей с разными методами и техниками нетрадиционного рисования.
2. Учить детей создавать в рисунках свои неповторимые и выразительные образы с использованием различных материалов и техник рисования.
3. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту мира, который его окружает.
4. Способствовать развитию у детей творческих способностей посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Актуальность:
Все дети любят рисовать. В своих рисунках дети пытаются отразить свои мысли, впечатления о мире, который его окружает. И им зачастую не нужны карандаши или краски. С самого раннего возраста дети начинают рисовать пальчиками, ладошками на зеркалах, палочками на песке, маминой помадой, так как рисовать карандашом или кистью оказывается целая наука.
У детей, которые не владеют знаниями и навыками рисования пропадает желание рисовать, потому что все его старания напрасны. Дети не получают удовлетворенности от своего рисунка, они начинают злиться, плакать, терять усидчивость.
Рисование необычными материалами и необычными способами заинтересовывают детей, увлекают и позволяют получить положительные эмоции от своего рисунка. Нетрадиционные методы рисования раскрывают у детей новые возможности самовыражения, они видят и чувствуют краски, их характер и настроение. Рисовать без кисточки и карандаша очень интересно, дети становятся более раскрытыми они начинают думать, наблюдать и фантазировать.
Актуальность состоит в том, что дети знакомятся с разными способами нетрадиционного рисования с их особенностями, с различными материалами используемых в рисовании. Таким образом, у детей развивается творческая способность в изобразительной деятельности.
Познакомившись с множеством методической литературой различных авторов, я нашла для себя много интересных идей и поставила перед собой цель: развитие творческих способностей, воображения, фантазии у дошкольников через нетрадиционные техники рисования.
На практике поставленные задачи реализуются мной не только на занятиях, но и через кружковую работу. В рамках кружковых занятий дети абсолютно точно могут выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выразить умения видеть образы в сочетании ярких цветовых пятен, линий и доводить их до узнаваемых изображений. Дети осваивают художественные приемы и интересные методы познания окружающего мира через необычные привлекательные процессы рисования.
План работы в старшей группе «Почемучки» на 2019-2020 учебный год.
Месяц
Форма работы Форма отчета
Отметка о выполнении
с детьми с родителями,
с педагогами
Сентябрь 1. Проведение диагностики на начала года.
2. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
«Как часто рисует ваш
ребенок?» Анкетирование
Октябрь
1. «Дивная радуга».
2. «Подарки осени».
3. Пейзаж «Деревья осенью».
4. «Весёлый зонтик».
5. По замыслу «Рисовать-это важно!» Консультация для воспитателей
Выставка рисунков
Ноябрь 1. «Осенний натюрморт».
2. «Веточка рябины».
3. «Лес поздней осенью».
4. «Мамин автопортрет». «Рисование
нетрадиционным способом».
Консультация для родителей
Декабрь 1. «Снежинки танцуют».
2. «Зимний лес».
3. «Добрый дедушка Мороз»!
4. «Карнавальная ночь». «Несколько советов по развитию
творческих способностей детей»
Памятки
Проведение мастер-класса
«Рисуем без кисточки».
Январь 1. «Птица на ветке (снегирь)».
2. «Сказочный зверь».
3. «Цветы в горшке». «Рисование
пальчиками: зачем и как?»
Консультация для воспитателей
Февраль 1. «Расписные матрёшки (Семеновская роспись)».
2. «Портрет солдата».
3. «Военный корабль».
4. «Галстук- подарок для папы». Индивидуальная беседа с
родителями.
Показ и объяснение
как можно сделать печатки из картофеля.
Март 1. «Веточка Мимозы для мамы».
2. «Весна-красна».
3. «Подводное царство».
4. «Волшебные узоры».
Выставка рисунков для мам Творческая выставка для мам
Апрель 1. «Солнце в пустыне - закат».
2. «Космос».
3. «Сказочная поляна».
4. «Сакура».
5. «Рыбки в аквариуме». Гостиная для родителей «Творим вместе» Рисование с элементами аппликации, коллективная работа ко Дню космонавтики.
Май 1. «Салют к празднику».
2. «Бабочка».
3. «Ура!- Лето». Выставка рисунков Выставка рисунков
Отчет по теме самообразования
План работы в подготовительной к школе группе «Почемучки» на 2020-2021 учебный год.
Месяц
Форма работы Форма отчета Отметка о выполнении
с детьми с родителями,
с педагогами
Сентябрь 1. Проведение диагностики на начала года.
2.»Яркие астры».
3. «Осенние разноцветные листья».
4. «Осень отражается в воде».
«Роль родителей в развитии творческих способностей»
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста» Родительское собрание
Консультация для педагогов
Октябрь
1.«Осенний букет».
2. «Листопад».
3. «Рыбки в аквариуме».
4. «Клякса. Чудесное превращение»
«Нетрадиционное рисование как средство развития творчества у детей» Консультация для педагогов
Выставка рисунков
Ноябрь 1. «Поздняя осень».
2. «Синичка-невеличка».
3. «Выпал первый снег».
4. «Открытка для мамы». «Рисование
нетрадиционным способом».
Оформление папки-передвижки для
родителей
Декабрь 1. «Снежные ели».
2. «Мастерская Деда Мороза».
3. «Снежинки-балеринки».
4. «Ёлочка-красавица»
«Несколько советов по развитию
творческих способностей детей»
Памятки
Проведение мастер-класса
«Рисуем без кисточки».
Январь 1. «Зимнее дерево».
2. «Снеговик».
3. «Морозные узоры». «Зимние художества».
Консультация для родителей.
Февраль 1. «Папин портрет».
2. «Подарок для папы».
3. «Пингвины на льдинах».
4. «Узоры на стекле». «Учите рисовать в нетрадиционной технике» Памятка для родителей.
Март 1. «Моя мама-портрет».
2. «Цветы для мамы».
3. «Ранняя весна».
4. «Весеннее небо».
Выставка рисунков для мам Творческая выставка для мам
Апрель 1. «Полет в космос».
2. «Звездное небо».
3. «Сказочные персонажи».
4. «Осьминог и медуза».
Гостиная для родителей «Творим вместе» Выставка совместных работ «Творим вместе».
Май 1. «Праздничный салют».
2. «Сиреневый букет».
3. «Одуванчики в траве».
4. «Вот и лето пришло!». Выставка рисунков Итоговая выставка рисунков
Отчет по теме самообразования
Ожидаемый результат:
Работая с детьми, неизбежно сотрудничаешь с родителями. Я использовала
любую возможность общения с родителями для установления доверительных
отношений. Активно включала в образовательный процесс различные
формы взаимодействия: консультации, индивидуальные беседы. Я заметила, что в процессе творчества дети научились воплощать свои замыслы, свободно выражать свои мысли, стали проявлять инициативу. Дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности детям. Дети смело берутся за художественные материалы, детей не пугает их многообразие и права самостоятельного выбора. Дети получают огромное удовольствие от самого процесса рисования.
Список используемой литературы:
1. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
2. Т. Н. Давыдова «Нетрадиционная техника рисования в детском саду.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».- Москва, 2010г.
4. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные
техники, планирование, конспекты занятий. Москва, 2007г.
5. И. А. Лыкова «Цветные ладошки».
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва
Диагностическая карта по нетрадиционной технике рисования в старшей группе на 2019-2020 учебный год
Ф. И.
ребенка Отпечаток из листика Рисование поролоном Мятая бумага Пальчиковое рисование Набрызг Метод тычка Уровень к концу года
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
А Дарья
А Ринат
А Никита
Б Матвей
Б Роман
Б Кристина
Б Даниил
Г Александр
Г Маргарита
Е Егор
Ж Татьяна
И Ксения
К Ксения
Л Артем
Л Глеб
Л Софья
Н Антон
Р Лев
Р Татьяна
С Александр
С Екатерина
Ч Данила
Ч Никита
Н- низкий уровень от 6-8 низкий
С-средний уровень от 9-12 средний
В-высокий от 13-18 высокий
Диагностическая карта по нетрадиционной технике рисования с детьми подготовительной к школе группе на 2020-2021 учебный год
Ф. И.
Ребенка
Рисование мыльными пузырями Кляксография Мятая бумага Монотипия Набрызг Метод тычка Пластилинография
Уровень к концу года
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
н
к
Н- низкий уровень от 6-8 низкий
С-средний уровень от 9-12 средний
В-высокий от 13-18 высокий
I уровень – низкий. Ребёнок не справился с заданием даже при помочи взрослого, не получил эмоционального удовлетворения.
II уровень – средний. Ребёнок с трудом справился с заданием с помощью взрослого, получил (частично получил) эмоциональное удовлетворение.
III уровень – высокий. Ребёнок самостоятельно без помощи взрослого, получил эмоциональное удовлетворение.