Татьяна Смирнова
План по самообразованию на 2019–2020 учебный год «Формирование патриотических чувств старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Сявский детский сад «Колокольчик»
План по самообразованию
на 2019 – 2020 учебный год
тема: «Формирование патриотических чувств старших дошкольников»
воспитателя подготовительной группы
Смирновой Татьяны Вячеславовны
«Родина для человека – самое дорогое и священное,
без чего человек перестаёт быть личностью».
В. А. Сухомлинский
Публикация «План по самообразованию на 2019–2020 учебный год „Формирование патриотических чувств старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Патриотическое воспитание. Планы
- Планирование. Годовые планы на учебный год
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания - это шаг к возрождению России.
Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях, чувство патриотизма и гражданственности. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 гг.» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 определила основные пути патриотического воспитания, цели и задачи, которые направлены на «поддержание общественной и экономической стабильности, упрочения единства и дружбы народов».
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
Понятие "патриотизм" понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему отечеству, своему народу; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины. Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться. Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребё нок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Задача моя — отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее
доступные ему: природа и мир животных (дома, детского сада, края); труд людей;
традиции; общественные события и т. п. Причем эпизоды, к которым привлекается
внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими
интерес. Поэтому начиная работу по воспитанию любви к родному краю, я обязана
сама хорошо его знать, должна продумать, что целесообразней показать и
рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или
данного края. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в быту.
Понимая важность данной проблемы, я поставила перед собой цель: повысить
свою профессиональную компетентность и систематизировать знания по
вопросам нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников.
Для достижения цели наметила пути решения следующих задач:
1. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
2. Воспитывать любовь к Родине, родному дому, семье, детскому саду.
3. Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
4. Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
5. Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.
6. Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
7. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Перспективный план работы на 2019- 20 учебный год.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека". Разработка перспективного плана по теме работы.
Работа с детьми Сентябрь 1. Оформление патриотического уголка в группе.
2. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию. 1. Мини-коллекции по теме.
2. Картотека игр по теме.
Октябрь 1. ООД по ознакомлению с окружающим «Как хорошо у нас в саду».
2. Беседа «Достопримечательности нашего поселка» 1. Макет детского сада, фотоальбом «Наш любимый детский сад».
2. Мини-коллекция «Мой любимый поселок»
Ноябрь 1. Ознакомление с символикой России, родного городского округа, области, родного поселка.
2. Экскурсия в исторический музей в Сявской СОШ. 1. Мини-коллекция «Моя большая и малая родина».
2. Выставка рисунков «Мой поселок».
Декабрь 1. Ознакомление с обычаями и традициями русского народа.
2. Ознакомление с различной росписью («городецкая», «хохломская», «дымковская», «гжель» и другие) 1. Презентация «Обычаи и традиции русского народа».
2. Выставка рисунков.
Январь 1. Беседа «Народные праздники и традиции». 1. Развлечение «Игры наших бабушек».
Февраль 1. Проект «Богатыри земли русской».
1. Спортивный праздник «Богатыри земли русской».
Март 1. Беседы «Мамочка любимая!», «Как я помогаю маме».
2. Подготовка и проведение праздника «Мамочка любимая!»
1. Стенгазета «Маму очень я люблю!»
2. Праздник, посвященный Международному женскому дню 8 марта.
Апрель 1. Ознакомление с окружающим миром «Космос».
2. Тематический вечер «Навстречу к звездам с Белкой и Стрелкой». 1. Мини-коллекция «Всё о космосе».
2. Выставка рисунков «Этот загадочный космос».
Май 1. Торжественное мероприятие в детской библиотеке «День Победы!», возложение цветов к Памятнику неизвестного солдата.
2. Ознакомление с природой «Праздник посвящения в юные экологи». 1. Изготовление цветов из бумаги.
2. Сенгазета «Береги планету!»
Сентябрь – май Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Работа с семьёй Сентябрь Консультация «Прогулки по родному поселку». Фотоальбом «Мой любимый поселок».
Октябрь Книжка-ширма «История родного края».
Ноябрь Книжка-ширма «Мамы всякие нужны. Мамы всякие важны» Изготовление кормушек для птиц.
Декабрь Консультация «Воспитание
маленького гражданина». Экологическая акция «Ёлочка – зелёная иголочка!»
Январь Книжка-ширма «Народные праздники и традиции». Экологическая акция «Птицы – пернатые друзья»
Февраль Родительское собрание «Патриотическое воспитание».
Книжка-ширма «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста». Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март Фотовыставка «Мамин помощник».
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Социальная акция «Чистый поселок».
Май Папка-передвижка «День Победы!» Возложение цветов к памятнику защитников Родины.
Самореализация Февраль Открытое мероприятие по теме.
Май Отчет по самообразованию. Выступление на педсовете.
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме: «Формирование патриотических чувств у дошкольников».
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.
3. Изучить новинки методической литературы.
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Литература по данной теме:
1. Е. Ю. Александровой и др. «Система патриотического воспитания в ДОУ : планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий» г. Волгоград: Учитель, 2007.
2. Сухомлинский В. А. «Как воспитать настоящего человека»
3. Ушакова З. П. «Истоки патриотизма в семье»
4. Арапова-Пискарева Н. «Мой родной дом». Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
5. Арапова-Пискарева Н. «Маленькие Россияне».
6. Е. К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьёй и родословной»
7. А. Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
8. «Я, ты, мы», «Как себя вести» (авт. О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина)
9. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
10. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
Статьи:
1. Л. А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?» : М., Просвещение, 2006.
2. Базарова О. Б. «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» М., Просвещение, 2007.
3. Петрова В. И. «Нравственное воспитание в детском саду»
4. Иванова Т. В. «Патриотическое воспитание детей 6-7 лет».
Творческое сотрудничество по теме самообразования : с детской библиотекой.