Алина Булатова
Моделирование для развития связной речи детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста с помощью моделирования.
Цель: выявить эффективность использования моделирования в развитии связной речи у детей.
Задачи:
- развитие свободного общения со взрослыми;
- совершенствовать диалогическую форму речи.
-развивать монологическую форму речи;
Темочки:
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины;
- составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающими событиями;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Ожидаемые результаты:
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Актуальность:
В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных стандартов, особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.
Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и общением с окружающими людьми. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребёнка - моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять существенные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л. С. Выготского, Ф. А. Сохина, О. С. Ушаковой, дошкольный возраст - период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребёнок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Широкую известность приобрели работы Л. А. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности: для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создаётся картинно-схематический план смысловой последовательности частей прослушанного текста художественного произведения. Постепенно у ребёнка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Этим и обусловлен выбор моей темы.
План работы:
Сентябрь:
1. Работа с методической литературой.
Цель: изучить задачи, условия и методику обучения по развитию речи детей посредством мнемотехники.
Изучение методической литературы по данной теме:
Н. В. Нищева «Обучение детей пересказу по опорным картинкам».
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет - ресурсы.
2. Разработка плана работы по данной теме.
3. Подбор практического материала работы с элементами моделей.
Цель: составить картотеки по разным видам моделей.
Октябрь:
1. Составление папок-передвижек для родителей:
«Возрастные психологические особенности дошкольников 4-5 лет», «Уровень развития речи 4-5 лет».
Цель: информирование родителей знаниями по развитию речи.
2. Внесение мнемотаблиц в предметно-развивающую среду.
Цель: поместить мнемотаблицы в уголках группы.
3. Консультация для родителей: «Мнемотехника - как средство развития связной речи у детей».
Цель: познакомить родителей с понятием «мнемотехника».
Ноябрь:
1. Рассказывание об игрушке.
Цель: формировать умение составлять короткий описательный рассказ об игрушке с помощью моделирования.
2. Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами».
Цель: формировать умение составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы с воспитателем и самостоятельно; закреплять знания детей о кошке (внешнем виде, повадках).
3. Оформление папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».
Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
4. Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».
Декабрь:
1. Изготовление папки-передвижки «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
Цель: привлечение родителей к работе по развитию речи.
2. Праздник Новый год.
Цель: формировать умение составлять рассказ об этом празднике с помощью опорных картинок; закреплять и расширять словарь детей по теме «Праздник Новый год».
3. Подготовка детей к новогодним праздникам. Разучивание стихотворений, песен.
Цель: отработка у детей четкой дикции и интонаций.
Январь:
1. Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза».
Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью мнемотаблицы.
2. Дидактическая игра «Профессии».
Цель: рассказывать о какой-либо профессии по предложенной воспитателем таблице.
3. Беседа «Снеговик» (в совместной деятельности на прогулке).
Цель: упражнять детей в умении составлять связной рассказ; развивать наблюдательность, внимание, наглядно-действенное мышление.
Февраль:
1. Подготовка к выступлению на празднике «Наши папы»(разучивание стихотворений, песен).
Цель: отработка у детей четкой дикции и интонации.
2. Дидактическая игра «Времена года».
Цель: закреплять умение составлять описательный рассказ о временах года, выделять различия между ними по предложенной воспитателем условным обозначениям; предложить детям самим составить таблицу.
3. Описание овощей.
Цель: закреплять умение правильно называть овощи, описывать цвет, форму и другие качества с помощью геометрических фигур.
Март:
1. Подготовка детей к выступлению на празднике «Наши мамы» (разучивание стихотворений, песен).
Цель: закреплять умение четко произносить слова.
2. Составление описательного рассказа по картине «Куры».
Цель: формировать умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.
3. Консультация для родителей «Речь и веселый мяч».
Цель: обучение родителей приемам и методам развития речи в игровой форме.
4. Пополнение папки «Стихотворения. Учим стихи с помощью мнемотехник».
Цель: помощь родителям в заучивании стихотворений с детьми дома.
Апрель:
1. Проговаривание и разучивание чистоговорок, скороговорок.
Цель: формирование правильного звукопроизношения с помощью карточек.
2. Составление описательного рассказа об игрушках
Цель: составить простейшую опорную схему вместе с детьми, закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушках с помощью опорных схем.
3. «Космос».
Цель: заинтересовать детей для составления рассказа «Космос», составить вместе с детьми описательный рассказ; потренироваться самим детям в составлении простейшей мнемотаблицы; воспитывать интерес для познания всего нового.
4. Папка -передвижка «Составляем и используем мнемотаблица дома».
Цель: помощь родителям в составлении мнемотаблиц дома.
Май:
1. Беседа о транспорте. Составление описательного рассказа.
Цель: обогатить и уточнить представления о транспорте; помочь составить описательный рассказ о транспорте с помощью символических изображения.
2. дидактическая игра «Мое любимое занятие».
Цель: формировать умение детей составлять опорные картинки; рассказывать о любимом занятии по своим опорным картинкам.
3. Составление описательного рассказа по картине «Лето».
Цель: закреплять умение составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины, с помощью условных изображений.
4. Домашнее задание: потренироваться детям в составлении простейшей мнемотаблицы дома на тему «Как я провел лето».
Цель: закрепление умения самостоятельно составлять мнемотаблицы и рассказывать по их содержанию.