Макарюк Ольга Николаевна
План по самообразованию и саморазвитию «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Подснежник»
План по самообразованию и саморазвитию
Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».
воспитателя Макарюк О. Н.
г. Абакан 2021г.
Публикация «План по самообразованию и саморазвитию „Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Сказки. Планирование по теме сказок
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Проекты, планы
- Темочки
«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».
К. И. Чуковский
Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.
Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».
Цель: создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.
Задачи:
• создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;
• помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
• содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;
• содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;
• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;
• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
Месяц Формы работы
С детьми Педагогами Самообразование Родителями
Раздел плана 1 ЭТАП Информационно - аналитический
Сентябрь - обмен опытом (наработки, методические пособия) - знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;
- изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;
- изучение материалов на интернет-ресурсах. Консультация: «Воспитание сказкой»
Раздел плана 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения
образовательного процесса
Октябрь Дидактическая игра «Узнай сказку»
Сказка : «Как лисенок детский сад пропустил» - прививаем ребенку ходить в детский сад.
Сказка : «Кнопочка и монстры» - избавляем ребенка от страха темноты и воображаемых монстров.
Сказка : «Большой пальчик и озорной Ротик» - избавляем от привычки брать пальцы в рот. Сбор книжных иллюстраций. Изучение работы педагогов (через публикации, сайты).
Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией. Консультация: «Читайте ребенку правильные сказки»
Ноябрь Сказка : «Почему нельзя обманывать» - помогаем ребенку понять, что обманывать не только плохо, но и опасно.
Сказка : «Вежливый Клест»- воспитывать в ребенке желание быть вежливым.
Сказка : «Каждый красив по-своему» - помогаем ребенку устранить чувство неполноценности. Обмен опытом. Изучение литературы по данной теме.
1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.
2. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.
4. Гнездилов, В. "Авторская сказкотерапия", СПб. : Речь, 2004
5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко"). Консультация: «Какие сказки читать ребенку на ночь»
Декабрь Терапевтические сказки : «Смелый Гномик», «Мышонок и темнота», «Сережа и Звезда» - направленность: - боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!» Консультация: «Что такое терапевтическая сказка» Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Выставка семейных рисунков: «Моя любимая сказка» - привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.
Январь Терапевтические сказки : «Зубки», «Зубастик».
Проблема – нежелание чистить зубы.
Терапевтический эффект – позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы. Информация: «Предметно-развивающая среда по художественной литературе» Изучение литературы через интернет ресурсы:
Ссылки на ресурсы Интернет:
• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bayushki.ru/category/1/6/83. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011. Создание книжного уголка – привлечь родителей к созданию книжного уголка.
Февраль Сказка : «Как Андрюша гостей встречал» - если ребенок стесняется. Беседы на тему: «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребенка» Изучение литературы по данной теме.
1. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").
2. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
3. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985. Акция: «Подари детям книгу»
Март Сказка «Про Непослушку» - если ребенок не слушается Советы педагогам: «Какие сказки читать детям» Изучение литературы по данной теме.
1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии). Подготовка буклетов: «Роль сказок в развитии ребенка»
Апрель Составляем сказку сами. Оформление буклетов: «Сказкотерапия – лечение сказкой» Изучение литературы через интернет ресурсы:
• Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skazka.ural.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skazki.org.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011. Подготовка буклетов: «Сказка – это важно»; «Сказка в гости идет»
Раздел плана 3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.
Май Открытое занятие: «В гостях у сказки» Презентация на тему самообразования Подготовка мультимедийной презентации для педагогов: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников» Фотоотчет по самообразованию
Выход темы:
Ожидаемые результаты для детей:
• дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;
• знают сказки народов;
• выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;
• умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.
• развитие речи детей и ее основных функций;
• совершенствование навыков коммуникации;
• закрепление представления об окружающем мире;
• развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
• буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;
• картотека терапевтических сказок для дошкольников;
• презентация на заседании Педсовета «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;
• буклет для воспитателей «Сказкотерапия - лечение сказкой»;
• личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;
• размещение фотоотчетов и методических разработок по накопленному опыту на сайтах www.infourok.ru, www.nsportal.ru.
Источники:
1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.
2. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.
3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.
4. Гнездилов, В. "Авторская сказкотерапия", СПб. : Речь, 2004
5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").
6. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.
7. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.
8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).
9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).
10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).
Ссылки на ресурсы Интернет:
• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bayushki.ru/category/1/6/83. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• «Мир книг» : Как воспитать ребё нка ДОБРЫМ: сказкотерапия (для малышей от 2 до 7 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mirknig.com/audioknigi/audioknigi_detyam/1181242772-kak-vospitat-rebyonka-dobrym-skazkoterapiya.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Стишенок, И. В. Сказка в тренинге : коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: https://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skazka.ural.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.
• Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skazki.org.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.