Алсу Хидиятуллина
План по самообразованию.
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по теме самообразования воспитателя средней группы:
Хидиятуллиной Алсу Наилевны
«Развитие мелкой моторики и творчества у детей дошкольного возраста через нетрадиционные виды продуктивной деятельности.
Цель:
- Укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности;
- Развитие детской фантазии, художественного вкуса, стремления добиться поставленной цели, почувствовать себя успешным.
- Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;
Публикация «План по самообразованию,» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Формировать умение выполнять коллективные композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;
- Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.
Задачи:
- Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник для развития моторики;
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными видами деятельности;
- Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;
- Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;
- Совершенствовать технические умения и навыки;
- Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.
Актуальность темы:
Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность, способствуем развитию навыков самообслуживания. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития творчества детей.
Выдающиеся ученые Л. С. Выготский, Л. С. Волкова, Е. И. Исенина, М. И. Кольцова считали, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. И была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
А неумение ребенком распознавать пальцы - прогностический признак будущих трудностей с чтением и письмом. И это именно так. На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.
У большинства детей раннего возраста, отмечается как общее моторное отставание, так и слабое развитие моторики рук. Уровень моторного развития рук (сила, ловкость, скорость и точность движений) и ручных навыков (использование различных инструментов - ложки, лопатки др., застегивание и расстегивание застежек и т. д.) в дошкольном возрасте является диагностическим фактором, определяющим уровень развития общей моторики и речи.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства.
Игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности.
Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование, лепка, аппликация играет особую роль. По работам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.
Для реализации своей темы по самообразовании я буду использовать «Программу художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» / И. А. Лыковой.
Виды продуктивной деятельности: в которых я буду реализоваться по заданной мне теме:
• Настольные, дидактические игры
• Конструирование
• Массаж с предметами
• Рисование
• Аппликация
• Лепка
• Ручной труд
План работы на 2015 – 2016 учебный год.
Месяц Вид продуктивной деятельности Название, используемый материал
Сентябрь Изучение методической литературы по теме самообразования. Приложен список литературы
Октябрь Дидактические, настольные игры Используемые игры в группе в соответствии с возрастом детей
Ноябрь Конструирование из крупного и мелкого стоительного материала Крупный и мелкий строительный материал
Декабрь Массаж с предметами Орехи разной величины, маленькие мячики, цветные карандаши и т. д.
Январь Рисование ладошками, пальцами, губкой используя гуашь Солнышко
Снеговик
Дерево дружбы
Деревья в снегу
Февраль Аппликация обрывками (картон, цветная бумага) Львёнок
Праздничные валентинки
Вертолёт
Танк
Март Пластинография Котёнок
Котик
Матрёшка
Букет цветов
Апрель Работа с крупами
Работа с солёным тестом Сказочная птица
Бабка коробка
Сладости к чаю
Красивый сервиз
Май Работа с салфетками
Работа с нитками Зайка
Медведь
Бабочка
Гусеница
Работа с родителями по теме самообразования.
1. Консультация для родителей "Значение развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
2. Выставки детских рисунков для родителей.
3. Индивидуальные рекомендации родителям по развитию моторики рук, по каждому виду нетрадиционной деятельности.
Представление опыта работы:
1. Мастер-класс по проведению занятия по нетрадиционной технике аппликации.
2. Консультация для воспитателей по теме самообразования.
3. Отчёт по теме самообразования
4. Итоговое занятие для воспитателей
Используемая литература:
1. Аксенова М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей. // Дошкольное воспитание, №8., 1990.-с. 62-65.
2. Анучина Н. А. Таланты детей на кончиках пальцев. //Ребенок в детском саду, №2., 2006.-с. 45-48.
3. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2009.-72с.
4. Жукова О. Развитие руки: просто, интересно, эффективно. // Дошкольное воспитание. №6., 2006.-с. 14-16.
5. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Казаковой Р. Г. - М: ТЦ Сфера, 2006.-128с.
6. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
7. И. А. Лыкова - «Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений».
8. И. А. ЛЫКОВА "Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»