Светлана Тевяшева
Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность
Тема самообразования:
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность».
Воспитатель структурного подразделения «Детский сад» Тевяшева С. Г.
План самообразования
«Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность»
Публикация «Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: Повышение профессиональной компетентности в развитии творческих способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи:
1. Побуждать интерес к театрализованной деятельности и создать для этого все условия.
2. Поощрять детей за участие в этом виде деятельности, формировать положительное отношение к нему.
3. Воспитывать бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.
4. Развивать речь детей :
4.1. Обогащать словарь;
4.2. Формировать умение строить предложения;
4.3. Добиваться правильного и четкого произношения слов; звуков.
Актуальность
Работая с детьми, я обратила внимание на то, как детям играя, в различные игры, подвижные, сюжетно-ролевые театрализованные, очень нравится перевоплощаться в разные образы, меняя голос, используя мимику, жесты, различные атрибуты и костюмы. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем. Но среди многочисленных игр у наших детей наибольший интерес вызывают игры в «театр», драматизации. Но самое главное то, что театральная деятельность- это эффективный способ формирования личности ребенка и имеет огромное воспитательное значение. В любой сказке дети видят примеры дружбы, доброты, справедливости, учатся сопереживать происходящему, совершать правильные поступки.
Огромное значение имеет театральная деятельность и для развития речи ребенка, ее выразительности. Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке путем привлечения его к выступлению перед аудиторией с детства.
Цель театрально - игровой деятельности – через театр научить ребенка видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизни прекрасное и доброе.
Развитие творчества в дошкольниках – дело сложное, но чрезвычайно важное и нужное, творчество театрально- игровой деятельности проявляется в трех направлениях:
1. Как творчество продуктивное (сочинение собственных сюжетов)
2. Исполнительское (речевое, двигательное).
3. Оформительское (декорации и изготовление атрибутов).
Становление ребенка готовности к театральной игре осуществляется при поддержке родителей, их заинтересованности и помощи в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения. Только заинтересованность педагога и родителей в процессе развития театрализованной деятельности детей позволяет развивать индивидуальные возможности ребенка.
Технология организации самообразовательной деятельности.
Технология организации самообразовательной деятельности педагогов может быть представлена в виде следующих этапов:
1 этап - установочный.
Он предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу; выбор цели работы, исходя из научно-методической темы (проблемы) ДОУ; формулирование личной индивидуальной темы, осмысления последовательности своих действий.
2 этап – обучающий.
На этом этапе знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования.
3 этап - практический.
На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
4 этап – теоретический.
В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заведениях МО или кафедры, на районных МО; посещение с обсуждением открытых занятий и другие коллективные формы работы.
5 этап итоговый – контрольный
На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщит наблюдения, оформит результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формирование общих выводов и определение перспектив в работе. Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способам обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности.
План работы по самообразованию
Месяц
Организация работы с детьми
Организация работы с родителями
Ожидаемый результат.
Сентябрь
Самоанализ профессиональной компетентности. Определение тематики, подбор литературы по теме.
Родительское собрание по выбранной теме.
Выбор темы. Оказание помощи в изготовлении атрибутов, фланелеграфа, ширмы, масок, разнообразных видов театров :бибабо, настольный, пальчиковый, конусный, на банках, на прищепках, варежковый театр.
Октябрь
Музыкальная игра «Курочка и цыплята» Цель: учить детей имитировать характерные действия персонажей.
Предложить сфотографировать детей на утреннике и сделать фотографии.
Показ игры на осеннем празднике. Фотоочёт.
Ноябрь
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей младшего возраста посредством театрально-игровой деятельности».
Консультация для родителей «Театральная деятельность в детском саду».
Повышение уровня педагогических знаний. Наличие консультативного материала.
Декабрь
Рассказывание русской народной сказки «Теремок». Цель: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать действующих лиц благодаря показу сказки. Развивать стремление импровизировать на несложные сюжеты сказки.
Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Теремок».
Повышение умения и знаний детей. Изготовление моделей настольного театра и масок. Открытый просмотр занятия: «В гости к сказке». По сказке «Теремок».
Январь
Рассказывание сказки «Колобок». Цель: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в обыгрывании в лицах по ходу рассказывания воспитателем сказки; развивать творческую инициативу и желание действовать с масками.
Предложить помочь изготовить маски к сказке «Колобок» и конусный театр.
Повышение умения и знаний детей. Изготовление настольного театра, масок.
Февраль
Подготовка консультации для педагогов «Театр на столе».
Подготовка консультации для родителей
Наличие консультативного материала.
Март
Рассказывание русской народной сказки «Репка» с помощью моделей настольного театра. Цель: помочь детям усвоить последовательность действий персонажей; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.
Предложить помочь изготовить модели настольного театра к русской народной сказке «Репка», на прищепках.
Повышение умения и знаний детей. Изготовление настольного театра.
Апрель
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь». Цель: учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации. Вызвать желание действовать с элементами костюмов.
Предложить изготовить фланелеграф, героев к сказке, шапочки для медведя и платочка для Машеньки.
Повышение умения и знаний детей. Изготовление шапочки для медведя и платочка для Машеньки. Изготовление фланелеграфа и героев к сказке.
Май
Рассказывание сказки Л. Толстого «Три медведя». Цель: учить детей эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запомнить и интонационно выразительно воспроизводить слова текста. Знакомить детей с приёмами вождения кукол бибабо.
Приобретение кукол бибабо. Изготовление ширмы.
Повышение умения и знаний детей. Приобретение кукол бибабо.