ирина тетерина
План по самообразованию «Воспитание нравственных качеств детей посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
План
по самообразованию воспитателя
подготовительной группы Тетериной И. Г. на 2021-2022 уч. год
По теме: «Воспитание нравственных качеств детей посредством
театрализованной деятельности».
Публикация «План по самообразованию „Воспитание нравственных качеств детей посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Планы
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
«Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»
В. А. Сухомлинский
«Вы никогда не думали, как было бы хорошо начать создание детского театра с детского возраста? Ведь инстинкт игры с перевоплощением есть у каждого ребёнка. Эта страсть перевоплощаться у многих детей звучит ярко, талантливо, вызывает подчас недоумение у нас, профессиональных артистов»
К. С. Станиславский
Актуальность:
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДОУ, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитание творческой направленности личности.
Жанр сказок является той самой щедрой почвой для «взращивания» представлений о добре и зле, ведь их смысл – в активной борьбе со злом, уверенности в победе добра, прославлении труда, защите слабых и обиженных. В сказке ребенок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определенное нравственное отношение к жизни. Сценические образы – образы обобщенные, и поэтому каждый конкретный образ всегда несет ребенку большую информацию о жизни, людях, социальном опыте окружающего его общества.
Литература:
1 .Агапова И. А. Давыдова М. А. Театральные занятия и игры в детском саду М. 2010.
2. Антипина Е. А. Театрализованные представления в детском саду. М. 2010.
3. Вакуленко Ю. А, Власенко О. П. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. Волгоград 2008
4. Крюкова С. В. Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М. «Генезис» 2000.
5. Лаптева Г. В. Игры для развития эмоций и творческих способностей. СПб., 2011
Цель:
1. Повысить профессиональную компетентность, систематизировать знания по вопросам нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС.
2. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной деятельности с другими видами совместной деятельности, свободной деятельности педагога и детей в едином педагогическом процессе.
3. Способствовать самореализации каждого ребенка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.
Задачи:
1. Воспитание гуманных чувств детей : формирование представлений о честности, справедливости, доброте, воспитание отрицательного отношения к жестокости, хитрости, трусости.
2. Формирование у детей умения правильно оценивать поступки персонажей кукольных и драматических спектаклей, а также правильно оценивать свои и чужие поступки.
3. Формирование у детей умения поступать в соответствии с нравственными ценностями коллектива.
4. Развивать способность воспринимать художественный образ литературного произведения и творчески воспроизвести его в сценках, театральных действиях.
5. Развивать умение чисто и чётко проговаривать все звуки; согласовывать слова в предложениях.
6. Развивать умение различать жанры: потешка, сказка, рассказ, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.
7. Привлечь родителей к совместной деятельности, вовлечь их в жизнь детского сада, сделать их союзниками в своей работе.
Ожидаемые результаты:
- У детей появится возможность проявить свои таланты, выдумывать, фантазировать, воплощать свои фантазии в реальные образы.
- Будет развиваться связная речь, произойдёт обогащение словаря, что способствует формированию и развитию коммуникативных навыков, раскрытию творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации). - Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии).
- Развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки) .
- Развитие эмоциональной отзывчивости, коллективизма и желания участвовать в праздниках и досугах посредством театральной деятельности.
- Обогащение и распространение опыта.
- Увлечённое использование театрального центра детьми в группе в самостоятельной деятельности.
- Возросло желание родителей заниматься театральной деятельностью дома с детьми, посещать театр.
Принципы работы:
- Принцип доступности и индивидуализации предусматривает учет возрастных особенностей и возможностей ребенка.
- Принцип систематичности заключает в себе непрерывность и регулярность театрализованных занятий.
- Принцип специфичности театральной деятельности объединяет игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты.
- Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.
- Принцип импровизационности предполагает творческую деятельность, которая обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, ребенка и ребенка, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.
- Проигрывание этюдов (сценки из жизни, передающие черты характера различных знакомых людей.
- Выполнение упражнений на изображение различных эмоциональных состояний на основе имеющегося экспрессивного репертуара детей с целью его дальнейшего расширения (удивление, радость, испуг, гнев, усталость, заботу и др.).
- Репетиции и обыгрывание сказок и инсценировок.
- Беседы по прочитанному.
- Использование разнообразных средств: театральные уголки в группах, разнообразные виды театров, костюмов, декораций, фонотек, детские музыкальные инструменты, наглядные иллюстрации.
Формы работы с детьми:
- образовательная деятельность;
- показ спектаклей, драматизация сказок при помощи различных видов театра;
- презентации разных видов театра;
- выставки.
Работа с родителями:
- анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- фотоотчеты;
- помощь в изготовлении атрибутов для театрализованной деятельности.
Мероприятия Сроки
- Изучение нормативных документов; чтение конкретных педагогических периодических изданий;
методической и предметной литературы.
- Общение с коллегами в детских садах, районе и в
Интернете. Изучение их опыта работы; обмен собственным опытом с воспитателями.
- Пополнение пространственно- развивающей среды (худ. уголок, театральный уголок, уголок ряженья и др.).
- Посещение семинаров, тренингов, конференций, занятий коллег.
В течение года
- Разработать картотеку бесед, постановок игр, дидактических игр, упражнений, сюжетных картин и иллюстраций к сказкам.
- Беседа «Волшебники театра».
Цель: активизировать познавательный интерес детей; продолжать знакомить с театральной терминологией; изучить уровень знаний детей о театре.
- Показ иллюстраций, фотографий Нижегородских театров.
Цель: познакомить детей с устройством театрального здания, обратить внимание на неординарность архитектуры и красивый фасад, с разными видами театров.
- Выступление детей на празднике «День дошкольного работника» с постановкой «Теремок по- новому».
- Выступление на родительском собрании «Особенности психо-эмоционального развития детей 6-7 лет».
Сентябрь
- Сюжетно – ролевая игра «Мы пришли в театр».
Цель: познакомить с правилами поведения в театре; вызвать интерес и желание играть (выполнять роль «кассира», «билетера», «зрителя»); воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Ситуативный разговор «Зрительская культура».
Цель: дать детям представление о правилах поведения в общественных местах; формировать личностное отношение к несоблюдению и нарушению правил.
- Подготовка картотеки театрализованных игр,артикуляционных упражнений, этюдов на выражение основных эмоций, психогимнастик.
- Подготовка и участие детей в празднике «Осенний марафон».
- Консультация для родителей на тему «Роль эмоций в жизни ребенка».
Октябрь
- Театрализованная игра с показом театра : «В гостях у сказки», «Здравствуйте герои сказок»
Цель: пробудить эмоциональный отклик у детей на просмотр сказки с использованием различных видов театра (пальчиковый, би-ба-бо, магнитный, теневой, конусный и т. д.); обсудить характер сказочных героев.
- Беседа «Куклы-артисты»
Цель: познакомить детей с куклами би-ба-бо, куклами-марианетками, ростовыми куклами; углублять интерес к театрализованным играм; обогащать словарный запас.
- Рассматривание с детьми кукол би-ба-бо. Беседа о том, как правильно пользоваться куклами, что является инструментом для вождения кукол
би-ба-бо.
- Показ сказки «Колобок» с помощью кукол би-ба-бо
Цель: побуждать детей к инсценированию знакомых произведений; развивать моторику кисти рук; развивать интонационную выразительность речи; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки.
- Весёлая пантомима «Был у зайца огород»
Цель: развивать пантомимические навыки и творческое воображение; формировать коммуникативные способности и навыки импровизации; учить детей интонационно и выразительно проговаривать заданные фразы; развивать фантазию и воображение.
- Анкетирование родителей «Духовно-нравственные ценности в вашей семье».
Ноябрь
- Театрализованная игра «Дружные звери».
Цель: развивать внимание, выдержку, согласованность действий; воспитывать дружелюбие, солидарность в действиях.
- Пересказ одной из знакомых сказок с использованием элементов кукольного театра «Веселые сочинялки».
Цель: побуждать детей сочинять несложные истории с героями знакомых произведений; воспитывать чувство юмора, способствовать повышению самооценки детей; развивать связную речь детей.
- Совместная деятельность с детьми - изготовление конусного театра своими руками.
Цель: заинтересовать и побудить детей к изготовлению театральных кукол с последующим их использованием в театрализованной деятельности; познакомить с технологией изготовления конусных кукол.
- Показ сказки «Гуси – лебеди» с использованием конусного театра.
Цель: побуждать детей к инсценированию знакомых сказок; развивать интонационную выразительность речи; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказки;
- Консультация для родителей: «Что бы сказка не стала скучной…». Рекомендации родителям по выбору художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.
Декабрь
- Психогимнастика «Разные лица».
Цель: побуждать детей экспериментировать со своей внешностью (мимика, жесты); развивать умение детей переключаться с одного образа на другой.
- Беседа – игра «Театр теней»
Цель: познакомить детей с теневым театром; дать представления детям об особенностях данного вида театров.
- Показ сказки «Красная шапочка» с использованием теневого театра.
Цель: развивать творческие способности детей; вызвать восторг и эмоциональный отклик у детей; формировать умение договариваться при распределении ролей; следить за выразительностью образа.
- Игры детей со звучащими музыкальными инструментами.
Цель: дать представление детям о музыкальном оформлении спектаклей; показать, что музыкальное сопровождение помогает ярче передавать эмоции героев.
- Конкурс для родителей «Кукла- варежка, кукла-перчатка»
Январь
-Беседа «Театр и музыка»
Цель: познакомить детей с музыкальными театрами; дать представление о разнообразных жанрах музыкального театра, таких как “опера”, “балет”, “мюзикл”, “музыкальная сказка».
- Музыкальные народные и хороводные игры.
Цель: побуждать детей к активному участию в играх; воспитывать любовь к народным играм; использовать их в свободной деятельности.
- Игровой прием «Отгадай, кто это?».
Цель: по характеру музыки определить персонажа из сказки.
- Просмотр отрывков музыкальных фильмов «Мама» (по сказке «Волк и семеро козлят», балета «Щелкунчик», мюзикла «Русалочка», оперы «Снегурочка», «Кошкин дом» и др.
- Папка – передвижка для родителей «Роль музыки в духовно-нравственном воспитании дошкольника»
Февраль
- Разработка и постановка музыкальной сказки «Кошкин дом». Распределение ролей и разучивание слов вместе с детьми.
Цель: развивать творческие способности и расширять общекультурный кругозор обучающихся в интеллектуальном, эстетическом, духовно–нравственном направлении, воспитывать способности активного восприятия искусства.
- Культура и техника речи. Работа над скороговорками.
Цель: тренировать четкое произнесение согласных в конце слова; свистящие и шипящие звуки.
- Выставка – презентация разных видов театра в родительском уголке «Поиграйте с нами».
Март
-- Сюжетно – ролевая игра «В гости к трем медведям».
Цель: побуждать детей к творческой интерпретации известных сюжетов, используя сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации и импровизации.
- Заучивание стихотворения В. Степанова «Артист» :
В кино снимается артист,
Артист играет роль.
В кино артист – то футболист,
То лётчик, то король.
Любых профессий и времён
Сыграть героя может он.
- Этюды на движение: «Лиса идет», «Вкусное варенье», «Пляска зверей».
Цель: Развивать у детей умение пользоваться жестами.
- Психогимнастика «Грустный и веселый щенок» (по сказке Н. Сутеева «Кто сказал мяу)
Цель: Учить пользоваться интонациями, произнося фразы грустно, радостно, сердито, удивленно. Учить строить диалоги, самостоятельно выбрав партнера. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие
- Предложить родителям познакомиться с афишами театров, в репертуаре которых есть детские спектакли.
Апрель
- Театрализованная игра «Попробуйте сами». Пальчиковый театр «Репка».
Цель: развивать умение детей использовать пальчиковый театр в свободной деятельности; распределять персонажей; передавать характерные особенности героев сказки; развивать мелкую моторику.
- Игра «Песенка друзей»
Цель: выполнять действия согласно тексту песенки, договариваться в распределении ролей, формировать умение использовать в играх маски для обозначения героя.
- Аппликация коллективная: «Стоит в поле теремок».
Цель: совершенствовать умение детей вырезать круги из квадратов разного размера, развивать мелкую моторику пальцев, развивать творческое начало; составлять композицию; дополнять различными элементами.
- Показ музыкальной сказки «Кошкин дом» для детей младшего дошкольного возраста.
- Фотоотчет для родителей «Юные актеры!»
Май