Затолокина
План по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
▼ Скачать +Заказ
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
На тему ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДЕТЕЙ
Выполнила педагог Затолокина Ирина Леонидовна
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме самообразования. Изучение и анализ эффективности использования методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «План по самообразованию „Использование мнемотехники в развитии речи детей“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2021
Задачи:
создать условия для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в совместной и самостоятельной деятельности посредством метода мнемотехники : пополнение словарного запаса, умения преобразовывать образы в символы, развитие памяти, внимания и образного мышления, развитие мелкой моторики, развитие творческих способностей, фантазии.
познакомить родителей с приемами и методами развития речи детей. Вовлечь родителей в процесс речевого развития детей.
способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно – развивающей среды.
оформить развивающую предметно - пространственную среду в группе в соответствии требованиям ФГОС с использованием мнемотаблиц.
Этап работы над темой самообразования : 1 год.
Актуальность
Если учить ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он долго будет и напрасно мучиться, но если свяжите двадцать таких слов с картинками, их он усвоит на лету. К. Д. Ушинский
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдая за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах, я поняла, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т. д.
Все это привело меня к мысли о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Выделенная проблема определила мою тему по самообразованию «Использование методов мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста»
Как показывает практика, мнемотехника способствует развитию памяти, воображения, развитию речи и логического мышления. Данная
методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. На каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию
Формы работы с детьми:
совместная деятельность воспитателя с детьми:
индивидуальная работа с детьми
свободная самостоятельная деятельность детей.
Методы работы:
Словесный метод - рассказ, беседы воспитателя чтение художественных произведений, составление описательных рассказов.
Наглядный метод: показ и рассматривание сюжетных картин, иллюстраций из сказок, рассказов, стихов.
Практический. Составление мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемосхем, мнемотаблиц.
Формы работы с родителями:
анкетирование родителей
консультации
индивидуальные и групповые беседы
оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
проведение встреч-обсуждений по теме самообразования (с использованием ИКТ).
Используемые технологии : здоровьесберегающие, игровые, информационно-комуникационные, личностно-ориентированные.
Ожидаемые результаты для детей :
расширение и обогащение словарного запаса, развитие связной речи; целостное восприятие окружающего мира;
умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы, составлять схемы и воспроизводить их, работать по образцу, по правилам, по инструкции;
появится интерес к заучиванию стихов и малых фольклорных форм;
дети преодолеют робость, застенчивость, научатся свободно держаться перед аудиторией.
Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:
повышение педагогической компетенции по теме самообразования;
пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы;
повышение активного взаимодействия с родителями воспитанников в контексте работы над темой самообразования в течение учебного года посредством включения в сотрудничество инновационных форм работы с семьями детей.
Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :
Буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей:
Презентация на родительском собрании
Презентация педагога по теме самообразования.
Личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях.
Приложение 1
План саморазвития воспитателя
№п/п Тема Сроки Форма
распространения
опыта
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение методической литературы по теме самообразования
1. Подбор методической литературы для изучения
Сентябрь- октябрь
Составление плана работы
2. Создание условий для работы с детьми по теме самообразования : подбор пособий, мнемотаблиц.
Обогащение РППС группы.
В течение года Обмен опытом с педагогами ДОУ. Выставка пособий для практической деятельности.
3. Разработать анкеты опроса педагогов и родителей.
В течение года Обобщить опыт работы по теме самообразования.
II. ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Накопление практического материала по теме
В течение года Подбор методического оснащения.
Пополнение методической копилки.
2. Подготовка материала к информационным стендам. Май День открытых дверей
Перспективное планирование
деятельности педагога с детьми с использованием мнемотехники
Месяц Тема Цели
Сентябрь Рассматривание игрушки (котенок) Формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида.
Рассматривание картины «Кошка с котятами» Составлять рассказ по картине с помощью мнемотаблицы;
Закрепить знания детей о кошке (внешнем виде, повадках и т. д)
Октябрь Чтение и рассматривание иллюстраций к сказке «Зимовье».
Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.
Осень
Загадывание загадок о фруктах, овощах с помощью мнемотаблицы.
Цель: Закрепить с детьми знания о сезонных изменениях в природе. Упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Цель: Закрепить с детьми знания о овощах и фруктах, о характерных признаках осени
Ноябрь Рассказывание об игрушках (собака) Формировать умение описывать с помощью мнемотаблицы;
Развивать навыки диалогической речи.
Составление описательного рассказа по картине «Собака со щенятами» Побуждать к составлению небольшого описательного рассказа по картине с помощью мнемотаблицы.
Заучивание стихотворения «Маша варежку надела» А. Саконская (с использованием мнемотаблицы).
Декабрь Составление описательного рассказа по картине «Таня не боится мороза». Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.
Любимые сказки
Цель: Пересказывать сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.
Учить детей передавать содержание знакомой сказки, используя мнемотаблицу. Развивать у детей умственную активность
Январь Чтение и пересказ сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Формировать умение пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей.
Красавица зима
Цель: Упражнять детей в умении соотносить знаковые символы с образами. Учить детей составлять рассказ о зиме с использованием наглядных пособий.
Февраль Рассказывание по набору предметов. Упражнять:
в составлении описательного рассказа о предметах с помощью мнемотаблицы;
упражнять в образовании названий посуды.
Составление описательного рассказа по картине «Мама моет посуду». Составлять описательный рассказ с помощью мнемотаблицы по картине;
тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.
Март Беседа о транспорте, составление описательного рассказа. Обогатить и уточнить:
- представление о транспорте;
- понимание общественной значимости труда шофера, водителя.
Помочь составить описательный рассказ про транспорт с помощью мнемотаблицы.
«Правила движения для ребят и зверят» Закреплять представление детей об улице, перекрестке, проезжей части, тротуаре,о назначении светофора для машин и людей. Развивать навыки связной речи, внимание, память с помощью мнемотехники.
Апрель Составление описательного рассказа по картине «Весна». Составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы; тренировать детей в составлении простейшей мнемотаблицы.
Составление описательного рассказа об игрушках. Закреплять умение составлять описательный рассказ об игрушке с помощью мнемотаблицы.
Май Беседа о птицах, составление описательного рассказа. Обогатить и уточнить:
- представление о жизни, среде обитания, внешнем виде птиц;
Помочь составить описательный рассказ про птиц с помощью мнемотаблицы.
Составление описательного рассказа по картине «Лето». составлять небольшой описательный рассказ, отражающий содержание картины с помощью мнемотаблицы.
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме
1. Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. В течение года Составление консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по теме самообразования
2. Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования В течение года Самоанализ педагогической деятельности.
3. Презентация опыта работы по теме самообразования Май Творческий отчёт для педагогов ДОУ
Взаимодействие с родителями воспитанников
Месяц Содержание работы Форма проведения
Сентябрь Развитие детей. Родительское собрание
Октябрь Развиваем речь. Папка-передвижка
Ноябрь «Создание условий в семье для речевого развития ребенка 5-6лет». Консультация для родителей
Декабрь Что такое мнемотехника? Папка-передвижка
Январь «Развитие речи у детей 5-6 лет. Метод мнемотехники». Консультация
Февраль «Мнемотехника в разучивании стихотворений». Семинар-практикум
Март Составляем и используем мнемотаблицы дома. Папка передвижка
Апрель «Рассказываем сказки с помощью с мнемотаблиц». Индивидуальные
консультации
Май «Наши успехи». Родительское собрания
В течение года Привлечение к обогащению РППС группы: изготовление наглядных пособий для детей по теме самообразования
Перспективное планирование самостоятельной деятельности детей
организованной педагогом
Вид деятельности Задачи
Игра «Копилка слов» Обогащать словарь, развивать долговременную память.
Игра «Волшебники» Обогащать словарный запас, развивать долговременную память и логическое мышление.
Дидактическая игра"Профессии" Рассказать о какой – либо профессии по предложенной воспитателем таблице.
Дидактическая игра"Мое любимое животное" Описать любимое животное с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.
Игра «Цветик-семицветик» Обогащать словарь глаголами
Игра «Фотоаппарат» Развитие зрительной памяти
Дидактическая игра"Времена года" Составить описательный рассказ о временах года
Театрализованная деятельность
по любимым сказкам Разыгрывать несложные представления по знакомым литературным произведениям; используя выразительные средства (интонация).
Дидактические игры на развитие
вкусовой, зрительной, тактильной,
слуховой памяти. Развитие различных видов памяти
Дидактическая игра"Дорисуй предмет (круг, треугольник, овал, прямоугольник) Развивать память, мысленные операции, вкусовое восприятие, речь, фантазию, творческие способности
Дидактическая игра"Нарисуй слово" Создавать образы на основе схематического изображения
Дидактическая игра"Птицы» Описать любую птицу по желанию с помощью мнемодорожки, мнемотаблицы предложенной воспитателем.
Дидактическая игра «Придумай сказку по коллажу" Развивать у детей внимание, фантазию, творческие способности. Развивать умение работать коллажами
Список литературы
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М. : Академия, 2014. – 207 с.
2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Книга для воспитателей детского сада. – М. : Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
3. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
4. Белоусова Л. Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники : Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М. : Первое сентября, 2013. – 128 с.
5. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М. : Детство-Пресс, 2005.
6. Гризик Т. И., Тимощук Л. Е. Развитие речи детей 5-6 лет : метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М. : Просвещение, 2013. – 221 с.
7. Карпова С. Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. – 198 с.
8. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. – М. : Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
9. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
10. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с.
11. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М. : Детство-Пресс, 2009. –
20 с.
12. Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 2009. – 223 с.
13. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников : метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М. : Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
14. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. Приложение к пособиям «Учим говорить правильно» - М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
15. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. -метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М. : Владос, 2012. – 287 с.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL : https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
17. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ // URL : https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
18. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2011. – 220 с.