Яна Сергеевна Подколзина
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы «Солнце»
Конспект занятия по теме "Солнце".
Цель: Сформировать у детей представление о Солнце как о важном объекте неживой природы, необходимом для жизни на Земле.
Задачи:
Познакомить детей с понятием "Солнце" и его пользе.
Обозначить различия в характеристиках солнца в разные времена года (весна, лето, зима).
Активизировать знания о весне.
Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей средней группы „Солнце“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Содействовать развитию речи, памяти, внимания и мышления.
Привить интерес к миру природы.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
Материалы: ИКТ, изображения Солнца и природных явлений (солнечный день, день, ночь, музыка на тему солнца, слайды с изображениями растений, выращенных на свету и в темноте, схемы пословиц о весне, покрывало, картинки птиц для игры "Четвертый лишний", материалы для рассказа о весне, ватман, краски (желтая, красная, оранжевая, вода, салфетки, кисти.
Ход занятия:
Воспитатель приветствует детей и предлагает отгадать загадки о солнце, сопровождая показом слайдов.
Задает вопросы о форме, местоположении и роли Солнца. Объясняет, что Солнце – это звезда, источник тепла и света.
Воспитатель обращает внимание на "солнышко", у которого "отвалились лучики", и предлагает детям помочь их собрать.
После этого предлагает поиграть, имитируя солнечные лучи.
Как вы считаете, ребята, солнце и его свет необходимы на Земле только людям? (Варианты ответов детей). А кому еще, кроме нас, нужен солнечный свет? (Ответы детей). Животным нужно солнце? А растениям? Давайте представим, что произойдет с растениями, фруктами и овощами, если они лишатся солнца! (Педагог демонстрирует слайд с растениями, выращенными с использованием света и без него, и предлагает сравнить их).
Растения перестанут расти, животным нечего будет есть, и они погибнут. Если не станет животных и растений, то и человеку будет нечем питаться.
Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, куда исчезает солнце по вечерам? И откуда оно берется по утрам? (Ответы детей). День сменяет ночь, а ночь – день. Мы привыкли к этому и не задаемся вопросом, где прячется солнце ночью. Дети, а знаете ли вы, что на самом деле Солнце неподвижно? Это наша планета постоянно вращается вокруг своей оси, попеременно поворачиваясь к Солнцу разными сторонами. На той стороне, на которую попадает Солнце, наступает день, а на противоположной – ночь.
Какие времена года вы знаете, ребята? Давайте вспомним!
В какое время года солнышко греет сильнее всего? (Ответы детей). Летом. А когда солнце светит, но не греет? (Ответы детей). Зимой. Почему зимой солнце не греет? (Ответы детей). Потому что зимой оно находится дальше от Земли.
А какое сейчас время года?
Отгадайте загадку:
Прилетела ласточка,
Распустила перья.
Солнце греет ласково,
Что это за время? – Весна.
Какое солнышко весной, греет ли оно нас? (Ответы детей). Весной солнышко начинает пригревать, становится ярким.
Напомните, ребята, кто сегодня у нас в гостях? (Ответы детей). Давайте развеселим наше солнышко и расскажем поговорки и пословицы о солнце, которые мы знаем!
Я буду показывать картинки и начинать поговорки и пословицы, а вы их продолжите.
Поговорки: Что мне золото, светило бы солнышко. Солнце встанет, так и утро настанет. Вешнее солнышко землю воскрешает. Солнце без огня горит.
Пословицы: Солнце сияет, а месяц только светит. Мешком солнышка не поймаешь. Солнце низенько, так и вечер близенько.
Молодцы! А сейчас мы с солнышком предлагаем вам составить рассказ о весне и весеннем солнце. Я дам каждому по карточке, и вы по очереди будете подходить и рассказывать, что на ней нарисовано. (Дети выкладывают картинки, отвечая на наводящие вопросы).
Вы увидели на карточках много интересного и смогли составить замечательный рассказ о весне и солнце.
Вы, наверное, устали? Закройте глазки и посчитайте до десяти. (Дети выполняют задание).
Отлично! А теперь поиграем в игру "Живая и неживая природа". Подходите к окну и находите предметы, которые я назову!
Найдите веточку. Где она находится, слева или справа? Солнышко светит на веточку? Или сегодня пасмурно?
Посмотрите на свой указательный палец.
Опустите руку и посмотрите вдаль в окно. Что вы видите?
Посмотрите на дерево.
Посмотрите на кончик носа.
Найдите в окне облачка, а затем поморгайте три раза.
Какая оживленная весенняя картина получилась, сколько всего мы увидели в окне! Весна подарила хорошее настроение не только нам, но и всему живому.
Изобразим зверей, встречающих весну: как радуются птицы, как счастливы зайчик и белочка, как проснулся медвежонок после зимней спячки. А теперь представьте себя грустным растаявшим снеговиком! (Пластический этюд). (Воспитатель читает текст, дети движениями изображают названное).
Ребята, расскажите солнышку, кто обычно прилетает к нам в теплые края? (Птицы).
Сейчас поиграем: я покажу карточки с четырьмя картинками. Три картинки связаны между собой, а одна – лишняя. Угадайте, какая картинка лишняя.
Молодцы, вы хорошо потрудились. Давайте немного отдохнем.
Солнышко, солнышко (хлопают в ладоши)
Золотое донышко,
Гори, гори ясно, (сгибают и разгибают ладони)
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, (показывают волну)
Прилетели сто грачей, (машут руками)
А сугробы тают, тают, (опускают руки вниз)
А цветочки подрастают. (поднимают руки вверх)
Дети, какое у вас настроение? Я рада, что вы веселы и бодры!
Изобразим наше чудесное настроение в виде заботливого солнышка. (Воспитатель предлагает дорисовать солнышку лучики с помощью ладошек).
Поиграем в игру "Солнечные зайчики". Вы будете бегать и ловить друг друга, как солнечные лучи. (Под детскую музыку о солнце).
После игры вас ждет угощение