Светлана Николаевна Кушманбетова
План по самообразованию «Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Мнемотехника как средство развития речи
детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение профессиональной квалификации по вопросу использованию использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию „Мнемотехника как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
• изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу использования разнообразных техник нетрадиционного рисования с детьми;
• расширить знания о разнообразных техниках нетрадиционного рисования;
• учиться моделировать работу на основе изученных видов, приемов и методов;
• систематизировать изученную литературу;
• использование полученных данных на практики;
• раскрыть понятие мнемотехники как эффективного средства развития связной речи.
• привить навыки культуры речи, правильно использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи, расширить круг знаний об окружающем мире, преодолеть робость, застенчивость, научиться свободно держаться перед аудиторией сверстников.
Предполагаемый результат:
-у детей увеличится круг знаний об окружающем мире;
-появится желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
-словарный запас выходит на более высокий уровень;
-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
Актуальность выбранной темы.
Актуальность изучения проблемы развития связной речи обусловлена тем, что в деятельности людей нет такой области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде, и особенно, на этапе обучения. От качества речи зависит успешность обучения. При помощи речи, общения ребёнок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнаёт много нового, интересного, может выразить свои мысли, желания, требования. Речь - это деятельность, в процессе которой люди общаются друг с другом посредством родного языка. Развитие связной речи – высшей формы мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция речи. Но, к сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми. Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольников - явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем: недостаточный словарный запас и как следствие, неспособность составить распространенное предложение; бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ; бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. Мы знаем, что овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки детей к обучению в школе. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи. Я считаю что, если в работе по обучению детей связной речи использовать приёмы мнемотехники, то это поможет ребёнку быть более общительным, расширится его словарный запас, ребенок научится связно говорить, рассказывать, выражать свои мысли.
(Сентябрь 2019г. - ноябрь 2019г.)
1. Изучение методической литературы по данной теме: Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста»;
Н. В. Нищева
«Обучение детей
пересказу по опорным картинкам».
• Изучение статей в журналах:
«Воспитатель ДОУ»;
«Дошкольное воспитание»;
• Изучение методик и технологий педагогов в Интернете:
Интернет – ресурсы.
Декабрь2019г.
Подбор практического материала работы с мнемотаблицами.
Февраль -Март 2020г.
Работа с детьми
1. Пересказ,сказок, описывания картинок, разучивание стихотворений по мнемотаблицам.
В течении года
Работа с родителями
1. Консультация с родителями: «Мнемотехника – как средство развития связной речи у детей».
2. «Роль семьи в развитии речи детей дошкольного возраста».
3. «Развитие речи детей средствами мнемотехник».
Апрель-Май 2020г.
Работа с педагогами
1. НОД по развитию речи: «Мненомотаблицы в работе педагога дошкольного образования»
2. Передача опыта работы:
Картотека мнемотаблиц.
Литература
1. Ткаченко Т. Использование схем в составлении описательных рассказов//Дошкольное воспитание. – 1990. – №10
2. О. С. Ушакова Развитие речи дошкольников Москва — 2001
3. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания Под редакцией Л. А. Венгера Москва «Педагогика» 1986
4. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1984.
5. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. – М. : Просвещение, 1985.
6. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. ; Эксмо, 2006г.