Папки-передвижки

Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста

ирина пантелеева
Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

на тему:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Обоснование темы

Публикация «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста» размещена в разделах

Тема «Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» по самообразованию выбрана мною не случайно. В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач : развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.

Так же в 2018– 2019 учебном году мы провели проект по теме «Мы маленькие волшебники» и отметили для себя, что детей очень заинтересовала эта тема.

Они с удовольствием наблюдали и принимали активное участие в опытах и

экспериментах, рассказывали родителям и с нетерпением ждали следующих

опытов.

Показали мастер-класс по проведению некоторых интересных опытов и

экспериментов для родителей. Из всего вышеперечисленного могу сказать, что в течении учебного года и общеобразовательного процесса к сожалению, не всегда хватает времени для более углубленного изучения какого- либо дополнительного материала.

Поэтому в этом году хочу углубить знания и изучить методики экспериментирования более углубленно, т. к. в настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.

Актуальность темы

Ребенок по своей натуре очень любознателен. Его интересует все новое, неизведанное. Чувство любознательности у детей расценивается как стремление к новым знаниям, это может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления. В детском саду развитие познавательного интереса осуществляется в играх, в общении, в образовательной деятельности.

Задатки познавательных способностей есть в каждом ребенке, но их нужно пробудить. Ребенок-дошкольник сам по себе уже является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию.

В процессе экспериментирования ребенку необходимо ответить не только на вопрос как я это делаю, но и на вопросы, почему я это делаю именно так, а не иначе, зачем я это делаю, что хочу узнать, что получить в результате.

Но для проведения экспериментов рекомендуется придерживаться соблюдения некоторых условий:

Благодаря проведению опытов, наблюдений у детей развивается познавательный интерес, способность сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, они учатся делать выводы, высказывать суждения, формируются основы научного мировоззрения, а это положительно влияет на эмоциональную сферу ребенка, на развитие его творческих способностей.

ЦЕЛЬ:

Повысить профессиональное мастерство, создать условия для развития познавательного интереса дошкольников в экспериментально- исследовательской деятельности

ЗАДАЧИ:

Педагог:

• Изучить научно-методическую литературу и интернет источников по теме

• Создать условия для формирования опытно-исследовательской деятельности у детей среднего дошкольного возраста

• Пополнить экспериментальный уголок атрибутами и материалом

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Создать предпосылки формирования практических и умственных действий у детей

• Подготовить и реализовать перспективный план по опытно-исследовательской деятельности с детьми среднего дошкольного возраста

• Подготовить и реализовать план по взаимодействию с семьями воспитанников

• Разработать консультации и памятки для родителей.

Дети:

Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов;

• Обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности;

• Сформировать у детей знания о физических свойствах неживой природы (вода, воздух, песок и бумага);

• Воспитывать ценность проживания в гармонии с природой.

Форма работы с детьми: групповая.

Методы и приемы работы с детьми: практические, проблемно-поисковые.

Работа с родителями

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.

Планирование работы по самообразованию на2018-2019г.

Месяц Содержание работы Область применения

Сентябрь 1. Составление плана работы по самообразованию. Наличие плана работы по самообразованию

Октябрь 1 Проведение

диагностирования, анализ состояния воспитательно

–образовательной работы.

2. Изучение литературы по выбранной теме самообразования, сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Дыбина О. В. и др.

«Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста» 1. Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!».

2. Анкетирование родителей на тему:

«Детское экспериментирование в семье».

3. Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Ноябрь 1. Формирование картотеки

2. Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Л. В. Рыжова «Методика детского экспериментирования» Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017г. 1. Наличие картотеки.

2. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности

3. Рекомендация для родителей на тему:

«Экспериментировать – это здорово

4. НОД с элементами экспериментирования «Дары осени».

Декабрь 1. Оформление и пополнение уголка юного исследователя

1. Привлечение родителей к изготовлению и пополнению атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клеёнка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т. д.)

2. Памятка для родителей на тему:

«Варианты совместной исследовательской деятельности и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома»

3. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Январь 1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru) : изучение интернет – ресурсов.

2. Изучение статьи В. В. Москаленко «Опытно – экспериментальная деятельность»

1. Подборка материала для консультаций родителям по теме.

2. Формирование картотеки опытов и экспериментов.

3. Проведение с детьми серии практических опытов с магнитами.

Февраль 1. Изучение пособия Тугушевой Г. П., Чистяковой А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

2. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 1. Проведение с детьми практических опытов со снегом и льдом.

2. «Домашние задания» для родителей по изготовлению фотографий на тему: «Мы проводим эксперимент»

3. Проведение с детьми НОД на тему: «Мыло-фокусник»

4. Опыты «С водой и без воды»,

«На свету и в темноте».

Март

1. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» Волгоград 2017г.

2. Работа с Интернетом (изучение интернет – ресурса по теме плана) 1. Создание фотоколлажа:

«Мы экспериментируем».

2. Памятка для родителей на тему:

«Чего нельзя и что нужно делать». (Для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию)

3. Проведение с детьми НОД на тему: «Вода и её свойства»

Апрель Пополнение картотеки «Развитие познавательного интереса у детей среднего возраста через экспериментирование». 1. Проведение с детьми опытов и экспериментов.

2. Консультация для родителей на тему: «Опыты и эксперименты для проведения в домашних условиях»

3. Проведение с детьми НОД на тему: «Ветер-ветерок»

Май Подготовка и реализация проекта «Мы маленькие волшебники» в средней группе.

Консультация для родителей «Экспериментирование – эффективный метод познания окружающего мира

Показ открытого занятия для педагогов ДОУ (обмен опытом).

Привлечение родителей к реализации проекта «Мы маленькие волшебники».

Планирование работы по самообразованию на2019-2020г.

Месяц Содержание работы Область применения

Сентябрь Подбор материала по теме:

«Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста»

Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке 1. Привлечение родителей к подбору материала на тему: «Формирование познавательной активности детей через исследовательскую деятельность»

Опыты с песком и глиной, почвой.

Познакомить с прибором помощником - лупой и ее назначением.

Октябрь 1. Составление примерного алгоритма проведения занятий-экспериментирования.

2. Л. И. Одинцова «Экспериментальная деятельность в ДОУ» Волгоград 2016г. 1. Консультация для родителей на тему:

«Экспериментируйте с детьми дома»

2. Практические опыты с детьми с водой.

3. НОД с элементами экспериментирования «Осень-художница»

Ноябрь 1 Выступление на педсовете с консультацией на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

2. Подбор приборов и оборудования для мини-лаборатории.

1. Привлечение родителей к созданию мини-лаборатории в группе.

1. Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

3. Практическая деятельность с детьми: выращивание лука на перо.

4. Тематическое занятие по экспериментированию «Почему осенью бывает грязно?»

Декабрь 1. Знакомство с серией пособий

М. Султановой «Простые опыты» (С воздухом, с водой, с бумагой)

2. Пополнение картотеки экспериментов и опытов в неживой природе

1. Консультация для родителей на

тему: «Экспериментирование с детьми дома» (снег, вода)

2. Продолжать знакомить со

свойствами воды в твердом

состоянии

3. НОД с элементами экспериментирования «Удивительные свойства воздуха».

4. Мастер-класс для родителей «Изготовление книжки-малышки».

Январь 1. Работа с Интернетом

(nsportal.ru) : изучение интернет – ресурсов.

1. Практикум для родителей «Экспериментируем дома»;

2. Пополнение картотеки

3. Проведение экспериментов с детьми :

«Мир бумаги»; «Можно ли склеить бумагу водой»;

«Бывает ли воздуху холодно».

Февраль 1. М. В. Афанасьева «Игры и эксперименты с песком и камнями

Для дошкольников 4-7 лет

Санкт-Петербург ДЕТСТВО-ПРЕСС 2017г. 1. Консультация для родителей на тему:

«Роль экспериментирования в развитии познавательной активности детей»

2. Проведение экспериментов с детьми :

- «В мире стекла»;

3. НОД с элементами экспериментирования «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами).

4. Родительское собрание «Экспериментирование детей в семье».

Март

Продолжать изучение литературы по заданной тематике.

Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.

1. Тематические фотовыставки

«Юные исследователи»

2. Проведение экспериментов с детьми :

- «В мире пластмассы»;

- «Упрямый воздух»;

3. НОД «Почему растаяла

Снегурочка?».

Апрель 1. Причина возникновения солнечных зайчиков.

2. Познакомить детей с понятием «отражение».

3. Создание копилки опытов и

экспериментов «Шаг за шагом».

4. Выделить свойства песка и

глины: сыпучесть,

рыхлость

1. Совместное мероприятие с детьми и

родителями на тему: «Лаборатория

чудес и превращений»

2. Индивидуальные

консультации на

интересующие темы

экспериментирования.

3. Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

4.«Почему песок хорошо

сыплется?»

Май Самоанализ плана самообразования Отчёт педагога по теме самообразования через показ открытого занятия для родителей и коллег.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольниковДетское экспериментирование как способ развития познавательной активности дошкольников ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СПОСОБ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем.

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ»Фотоотчет «Интерактивный стол — средство развития познавательной деятельности детей с ОВЗ» Сегодня вряд ли актуален вопрос — нужно ли интерактивное оборудование в дошкольном образовании. Ответ очевиден. Существуют различные.

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет»Мастер-класс «Декоративно-прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей детей 2–3 лет» Мастер - класс «Декоративно прикладное творчество как средство развития творческой активности родителей» Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста
Опубликовано: 17 января 2020 в 17:01
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей среднего возраста» (включая файлы) размещена пользователем ирина пантелеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД