Егорова Оксана
План кружка «Хочу все знать» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План кружка во второй младшей группе
План работы кружка «Хочу все знать»
во второй младшей группе
Пояснительная записка
Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. В процессе экспериментирования идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения и классификации, обобщения.
Публикация «План кружка „Хочу все знать“ во второй младшей группе» размещена в разделах
Дети младшего возраста еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий обязательно. Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, а два действия подряд, если они просты. Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Что получится, если.» .Младшие дошкольники уже способны улавливать простейшие причинно-следственные связи, поэтому, впервые начинают задавать вопрос «Почему?» и даже сами отвечать на него. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях.
Цель: развитие у детей дошкольного возраста познавательного интереса, наблюдательности, любознательности в процессе экспериментирования.
Задачи:
1. Знакомить детей со свойствами различных предметов, природных материалов.
2. развивать умения и навыки проведения элементарных опытов с предметами неживой природы;
3. развивать речь детей, умение рассуждать, делать выводы;
Формы работы:
1. Беседы с применением наглядных пособий
2. Практическая работа
3. Опытно-исследовательская работа
4. Мини-занятия (дидактические игры, рассматривание иллюстраций, чтение литературы и т. д.)
5. Совместная деятельность с родителями в условиях семьи
Продолжительность: 15 минут (1 раз в неделю)
Оборудование детской лаборатории:
• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;
• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;
• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;
• разные виды бумаги, ткани;
• медицинские материалы: ватные диски, пипетки;
• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки, и т. д.
Перспективный план работы кружка
Сентябрь Создание центра экспериментирования в группе и программы экспериментов Необходимо выделить место и собрать в нем предметы для экспериментов, нам понадобятся: вода, бумага, песок, формочки для песка и льда, соломка (трубочки, резиновые шарики, сочок, игрушка судно или корабль, мыльные пузыри, краситель для воды, песочные часы, мыло, глина, соль, растительное масло, кофе, мутовка, магнит, веревка, различные ёмкости разных форм и размеров, предметы из металла, дерева, пластика, меха и т. п. (как примеры для демонстрации их свойств и структуры). Проведение собрания с родителя с темой создания центра экспериментирования, сбора и пополнения центра.
Октябрь Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Мыльные пузыри» Демонстрация разных видов пузырей в игровой форме. Куколка потеряла свои пузыри, дети демонстрируют разные виды пузырей: пузыри из резиновых игрушек в воде, пузыри из мыла (намыливание руки и выпускание пузырей, пузыри из соломки, разноцветные пузыри и готовые мыльные пузыри из упаковки и куколка, наконец, находит свои Подготовить все предметы, указанные в занятии
Ноябрь Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Тонет – не тонет» Разные предметы из металла, дерева, пластика, меха и т. п. (как примеры для демонстрации их свойств и структуры) погружаем в воду, сравниваем размеры (большой кусок дерева не тонет, а маленький камень тонет, ловим на сочок, смотрим, как плавает игрушка судно или корабль, смотрим, что с ним происходит, если нагрузить камнями (нагружаем постепенно и смотрим, как вес влияет на плавучесть) Подготовить все предметы, указанные в занятии
Декабрь Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Снеговик» Изготавливаем из воды, красителей для воды и форм для льда кубики и замораживаем их поддев все формы с водой нитью, чтобы при застывании получилась единая цепь – бусы цветные из льда Подготовить все предметы, указанные в занятии
Вносится готовый снеговик, сделанные ранее бусы одеваем на снеговика и наблюдаем за процессом изменения бус и снеговика в ходе таяния Подготовить все предметы, указанные в занятии и слепить среднего снеговика
Январь Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Маленькие фокусники» Демонстрация изменений воды в игровой форме, путем добавления в него различных добавок. Заносим сундук и достаем оттуда ёмкость с водой, видим, что вода прозрачная, достаем из сундука краситель – появился цвет, даем детям понюхать воду – не пахнет, достаем из сундука ёмкость с кофе – дети добавляют в воду кофе и все нюхаем – теперь пахнет. Достаем из сундука бутылку из детского сока с водой, пробуем – вода, затем бутылку возвращаем в сундук и достаем оттуда такую же бутылку с соком – фокус. Подготовить все предметы, указанные в занятии
Февраль Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Волшебный песок» Рассматриваем разные состояния песка, пропускаем песок сквозь пальцы – наблюдаем его «рассыпчатую» текстуру, проводим пальцами горизонтальные и вертикальные линии, полукруг, спирали и т. п. Добавляем воду в песок и наблюдаем за изменением его состояния, лепим и строим различные сооружения из песка, используем формы для этого Подготовить все предметы, указанные в занятии
Играем с «Космическим песком», проводим все те же манипуляции, что и с обычным песком, наблюдаем за его текстурой и сравниваем со свойствами обычного песка с прошлого занятия
Март Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Браслет из глины» Наблюдаем за изменением глины при добавлении воды, лепим шарики, поддеваем сквозь них веревку и сушим, после подсушиваем и раскрашиваем – дарим мамам браслет с Международным днем матери Подготовить все предметы, указанные в занятии
Апрель Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Магнит» Знакомим детей с магнитом, демонстрируем его свойства, поднося различные предметы, в том числе и различные виды металлов. Проводим магнитом и металлом сквозь бумагу, дерево, ткань, смотрим на его свойства Подготовить все предметы, указанные в занятии
Играем в игру «Найди клад», закапываем в песок маленький металл и предлагаем найти, дети захотят пальцами рыться в песке, предлагаем с магнитом
Май Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Лавовая лампа» Стакан на 2/3 наполняем водой, выливаем в воду растительное масло (масло будет плавать на поверхности, добавляем красный краситель для воды и медленно добавляем соль – наблюдаем за изменениями при добавлении всех «ингредиентов» и конечным результатом Подготовить все предметы, указанные в занятии
Июнь Познавательное занятие с элементами экспериментирования на тему: «Мартышки» Мутовкой взбиваем керчех – наблюдаем за постепенным изменением сливок при взбивании, добавляем ягоды, формируем из них небольшие порции и замораживаем, после заморозки достаем вкусные угощения на Ысыах – Мартышки Подготовить все предметы, указанные в занятии
Литература:
Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В., Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников/Под ред. О. В Дыбиной. – М. : ТЦ СФЕРА, 2013.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1/ Сост. Н. В. Нищеева. – СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 2/ Сост. Н. В. Нищеева. – СПб. :ООО «Издательство «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2013.
«Ребёнок познаёт мир» (игровые занятия по формированию представлений о себе для младших дошкольников)/авт. -сост. Т. В. Смирнова. – Волгоград, 2011. – 167 с.