Маргарита Шадрина
План-конспект занятия «Роспись семейских ворот» по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
"Роспись семеских ворот"
Художественное творчество
Старшая группа
Цель занятия: Формирование представлений детей о семейской росписи
Задачи:
-обучающие:
• Показать взаимосвязь явлений природы с народным творчеством. Учить составлять узор из народных орнаментов, учить самостоятельно находить приемы выполнения элементов узора, их сочетание и колорит.
• Использовать разное положение кисти при рисовании (рисовать всей кистью и концом, уметь пользоваться тычком.
Темочки:
• Создать необходимые условия для последующего самостоятельного использования детьми знаний об особенностях семейской росписи.
-развивающие:
• Развивать способности к изобразительной деятельности (чувство цвета, формы, композиции); воображение, творчество и художественный вкус детей.
-воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение к традициям семейского народа, формирование интереса и желания к работе на селе.
• воспитывать уважение к труду народных умельцев, вызвать положительный эмоциональный отклик.
Необходимое оборудование: иллюстрации, образцы расписанных ворот, гуашевые краски разных цветов; кисточки; подставки под кисточки; ватные палочки; стаканчики с водой; салфетки; образцы элементов семейской росписи, гербарий осенних листьев.
Ход занятия
1. Воспитатель заходит в двери, не замечая гостей и детей:
- Ух, пристала! (садится на стульчик, замечает ребят и гостей)
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Умаялась я уработалась, решила чуток передохнуть.
- Одежду пади запачкала? (показывает детям)
- Что это у меня за одежда? (ответы детей)
-Да, это семейская одежда, сарафан, запан и кичка
- А никто не догадывается пашто пристала (ответы детей)
- Ну вот и я хлопотала в осеннюю пору и пристала. Осенью все трудятся: и насекомые, и звери, и птицы, и мы люди также много трудимся, чтобы подготовиться к суровой зиме. Вот в нашем семейском селе Мухоршибирь люди тоже готовятся к зиме, хлопочут
2. Основная час
ть. [/b]
- А как же люди готовятся к зиме? (ответы детей)
- Правильно, прежде всего, это сбор урожая. (Педагог вывешивает картинки с изображением уборки зерновых)
- В жаркие летние дни убирают земледельцы зерно с полей. Осенью предстоит важная и ответственная работа, заложить зерно в хранилища.
Всю зиму люди будут питаться полезными и вкусными крупами: манкой и пшеном, гречкой и перловкой, овсяными и пшеничными хлопьями.
Нужна мука – покупай в магазине на любой вкус: пшеничная, ржаная, кукурузная. Будут и макароны, и лапша, стряпай и хлеб, и тарки, и пироги. Вот сколько вкусного и съедобного!
- А что еще съедобного вы знаете? Давайте поиграем в игру «Съедобное – несъедобное»
Игра с мячом
«Съедобное-несъедобное»
Цель игры: закрепление названий предметов, которые можно употреблять в пищу.
Воспитатель бросает ребенку мяч и называет предмет. Если он съедобный – ребенок ловит мяч, если несъедобный – отбрасывает двумя руками. (кичка, запан, каша, прялка, чашка, тарка, картошка, чугунок, щти)
После игры дети рассаживаются по местам.
Воспитатель: Позаботился человек о зерне, теперь и об овощах пора подумать. (Педагог вывешивает картинку с изображением уборки картофеля с полей)
- Какие овощи собирают на полях и огородах?
Дети: Картофель, морковь, свеклу, капусту, чеснок, лук, горох, фасоль, помидоры, огурцы.
Воспитатель: Как хорошо мы потрудились! Вот и я наделала заготовочки на зиму из огурцов, помидоров!
Много работы у человека осенью на земле. Вот мой мужик, хозяин дома сейчас и занимается в огороде землей. Земля требует ухода и бережного отношения. Осенью разбрасывают по земле удобрения (навоз, перегной, минеральные вещества) и перекапывают. Окапывают деревья и кустарники, обрезают сухие ветви. (показывает картинку с изображением уборки в саду)
Воспитатель:
- А я выскочила да и заметила, что не успел он еще ворота расписать. Что ж делать, ведь скоро совсем холода наступят?
Дети: помочь ему.
Воспитатель: А давайте попробуем.
А начнем с приготовления олифы- это специальное вещество, которое входило в состав краски у семейских.
Игра: «делаем олифу»
-Семечки конопли, которая растет в поле мыли
Сушили
Поджаривали
Толкли в больших стопах
Просеивали
Снова толкли пока не образуются куски
Куски держали в печи и обрызгивали водой
Полученной массой наполняли мешки, которые закладывали в специальные станки
Выжимали масло при помощи клиньев, которые вбивали постепенно с двух сторон в станок
Затем масло топили в печи в чугунах
Вот и готова олифа
Воспитатель: Теперь пора приступать к росписи. Давайте рассмотрим особенности семейской росписи.
Листок всегда ассоциировался с силой и могуществом; зеленый цвет означает весеннее пробуждение природы, надежду на хороший урожай. (показ образца)
Тюльпан или роза; красный значит хороший- добро, радость жизни.
две ветки с плодами или цветами, раскинутыми из центра по обе стороны
«косачи» (завитки разных форм, волнистые и прямые линии
Многолепестковые и пятилепестковые цветы-розетки
Мазок кисти с белильными или черными «оживками»
Давайте вспомним правила семейской росписи:
• Крупные узоры рисуем, друг с другом чередуем, разные цвета выбираем, мелкие детали добавляем.
• Ветка, цветок, волнистая линия,
• Листок с белильными «оживками»
• Белый цвет добавляем, о красоте не забываем.
Воспитатель: напомню еще один секрет, что наши кисточки умеют рисовать не только всем своим мягким ворсом, но кончиком кисточки.
Вспомните как мастера называли волшебную палочку, туго скрученную из бумаги? (Тычок, а у нас с вами тычок это ватная палочка.
Итог занятия: рассмотреть ворота, похвалить. И веселая игра – отдых для меня
Как у наших у ворот
Собирается народ.
- Все-то с ложками,
Да с трещётками!
- Как у нашего соседа
- Весела была беседа.
- Гуси - в гусельки.
- Утки - в дудки.
- Чечётки - в трещётки.
- Чайки - в балалайки.
- Свиристели - в свирели.
- Кукушки - в свистушки.
Играем, играем, всех потешаем!
- Вот, спасибо вам ребята, отдохнула я у вас.