Елена Болодурина
План-конспект занятия «Тайны снега и льда» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №190»
План - конспект занятия
по теме: «Тайны снега и льда»
Подготовила воспитатель
первой квалификационной категории
Болодурина Елена Сергеевна
Нижний Новгород
2020
Образовательная область – познавательное развитие.
Темочки:
Цель: Развитие познавательной активности воспитанников в условиях экспериментальной деятельности с объектами неживой природы (снегом и льдом).
Задачи:
Образовательные:
• Закрепить знания дошкольников о приметах зимы.
• Уточнить и обобщить представления о свойствах снега и льда.
• Учить сотрудничать во время проведения опытов с воспитателем и сверстниками.
• Формировать умения ставить перед собой цель.
Развивающие:
• Развивать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
• Развивать навыки участия в совместной экспериментальной деятельности: ставить проблему, находить пути ее решения, правильно выбирать предметы и материалы для эксперимента.
• Поддерживать познавательную потребность путем формирования умения выбирать приоритеты в деятельности.
Воспитательные:
• Воспитывать любознательность и самостоятельность детей.
• Воспитывать культурные способы деятельности при проведении эксперимента.
• Воспитывать положительное отношение к экспериментированию.
Планируемые результаты :
1. Проявляют интерес и положительное отношение к процессу экспериментирования.
2. Выдвигают гипотезы, предположения, находят способы их решения, используя аргументацию и доказательства.
3. Самостоятельно планируют предстоящую в ходе эксперимента деятельность.
Виды детской деятельности: игровая, речевая, экспериментальная, трудовая, двигательная.
Методы и приемы: загадки, беседа, вопросы, наглядно – демонстрационные (слайды презентации, символы со свойствами снега и льда, опыты, игровой (подвижная игра «Что нам нравится зимой», игра на внимание с сигнальными карточками, выполнение действий по словесной инструкции, объяснение педагога, оценка действий и деятельности детей.
Активизация словаря: бесцветный, прозрачный, рыхлый, хрупкий.
Предварительная работа: беседа, рассматривание картинок, наблюдения в природе.
Материалы и оборудование: Интерактивная панель, ноутбук, презентация зимних пейзажей, аудиозапись «Хруст снега», музыкальное произведение П. И. Чайковского «Времена года» «У камелька», емкости со снегом и льдом, по стакану на каждого ребенка, листы цветной бумаги, полотенца, сигнальные карточки (по 2 на каждого ребенка).
Индивидуальная работа: Задать наводящие вопросы по теме занятия Ульяне. Оказать пошаговую помощь на каждом этапе эксперимента Ване О. и Демьяну.
Предложить выдвинуть свои предположения до проведения опытов Лизе и Вике.
Ход занятия:
1. Организационный момент и введение в тему занятия.
Воспитатель: Мы с вами живем в России и имеем возможность любоваться всеми временами года. Каждое время радует нас своей неповторимостью. Весна рассыпает по земле изумруды зелени, лето раскрашивает землю всеми цветами радуги, осень одаривает землю золотом листьев, а зима щедро укутывает землю серебром снежинок. Зима – это самое волшебное время года. Наша русская зима, словно сказочное царство.
Под музыку П. И. Чайковского «Времена года» «У камелька» дети отправляются в лес.
- Я предлагаю Вам, слушая красивую музыку, посмотреть зимние пейзажи. Посмотрите, какая красота! Показ презентации «Зимние явления в природе»
Послушайте, как пишет о красоте зимы русский поэт Иван Суриков
(слайд 2)
Белый снег пушистый, в воздухе кружится
И на землю тихо падает, ложится.
И на утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все его одело.
Темный лес, что шапкой принакрылся чудной,
И заснул под нею крепко, непробудно.
- Какие зимние явления природы мы видим? (слайды 3-8)
Ответы детей.
- Как называется зимнее явление, когда идёт сильный снег, дует, завывает ветер?
Ответы детей.
- Но зимой бывает и так, что становится теплее, снежок подтаивает. На снегу образуется твердая корочка «наст» (слайды9-10). На крышах и деревьях появляются сосульки (слайды11-12). Такое состояние погоды называется «Оттепель» (Слайд 13). А как называется мелкий дождик?
Ответы детей.
- Мелкий дождик называется изморозь.
- Когда заканчивается изморозь и ночью немного подмораживает, на деревьях и кустарниках появляется красивый иней. (Слайд 14).
По ходу обсуждения звучит спокойная музыка, и показываются на экране картинки.
Предлагаю вам поиграть в игру «Что нам нравится зимой».
Дети: Нам морозы - не беда
Не страшны нам холода
Ходим в шубах и ушанках,
И катаемся на санках.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А потом?
Дети: А потом на лыжи встанем.
И с горы кататься станем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: А еще?
Дети: А еще берем коньки
И бежим мы на катки.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Молодцы! А потом?
Дети: А потом в снежки играем
Очень метко попадаем.
Воспитатель: А как?
Дети: А вот так. (Показывают)
Воспитатель: Ребята, понравилась игра? У вас сейчас какое настроение? Сейчас мы с вами станем настоящими учеными и попробуем узнать, что же это за чудо такое – снег и лед. Приглашаю вас в нашу лабораторию.
2. Основная часть.
- Ребята, скажите, снег – это хорошо или плохо?
Ответы детей.
- Когда лёд приносит пользу?
Ответы детей.
– Почему со льдом надо обращаться осторожно?
Ответы детей.
- Но прежде чем приступить к проведению опытов вы разделитесь на 2 группы. В моей корзинке картины с эмблемой команды, в которой вы будете работать, если вы выберите картинку с эмблемой "Снежинки" и "Льдинки", вы проходите к столу с соответствующем логотипом и садитесь за него.
ОПЫТ №1. Сравнение свойств снега и льда.
- А теперь проходите на свои места. Посмотрите в контейнеры перед вами, что в них находится?
- Возьмите в одну ладошку немного снега, а в другую кусочек льда. Что вы чувствуете? Что у вас осталось на ладошке? Что произойдет, если оставить снег и лед в тепле? Какой можно сделать вывод?
Вывод: снег и лед холодные, состоят из воды (выставляются символы на мольберты)
- Какого цвета снег?
-А лед имеет цвет? Значит он какой? (бесцветный)
Вывод: Снег- белого цвета, лед – бесцветный (выставляются символы на мольберты)
- Возьмите полоску красного картона и положите её под снег. Мы сможем увидеть какого цвета полоска? - Значит снег какой? (Непрозрачный).
А теперь положите полоску под лёд. Видим цвет? Значит лёд какой? (Прозрачный).
Вывод: Снег - непрозрачный, лед – прозрачный (выставляются символы на мольберты)
- Возьмите палочки. Попробуйте разрыхлить снег. Получается? Какой снег?
- А теперь попробуйте лед порыхлить. Что вы скажите про лед, какой он?
А сейчас я стукну по вашим льдинкам молотком. Что произошло? Значит он какой?
Вывод: Снег- рыхлый, лед – хрупкий (выставляются символы на мольберты)
Выводы: Теперь ребята из команды «Снежинки» расскажите по символам всё, что вы узнали про снег, а ребята из команды «Льдинки» - про лёд. (дети по символам рассказывают про снег и лед)
-Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, под действием тепла превращается в воду.
-Лед - прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.
ОПЫТ № 2. “Почему лед не тонет?”
- А сейчас возьмите стакан с водой, положите туда кусочек льда. Посмотрите, что происходит со льдом? Если лед оставить в воде, что с ним произойдет?
Вывод: что лед не тонет, потому что он легче воды, постепенно лед в воде растает.
ОПЫТ № 3. “Почему снег хрустит?”
Звучит фонограмма "Хруст снега".
- Ребята, что это за звук?
А вы когда-нибудь слышали, как хрустит снег? А как вы думаете, почему снег хрустит под ногами? Снег состоит из снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
- Возьмите в руки ложку (железную) и попробуйте надавить ею на снег (несколько раз). Ребята, что вы слышите? Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются снежинки кристаллики). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день, только звук громче.
3. Заключительная часть:
– Вот и закончились наши исследования в лаборатории.
Подведение итогов занятия с использованием сигнальных карточек – смайликов, выражающих разное настроение, которые дети согласно инструкции должны поднять, отвечая на вопрос.
- Снег при таянии превращается в воду? (да)
- Если вода замерзает, она превращается в лед? (да)
- Снег бесцветный? (нет)
- Лед прозрачный? (да)
- Лед рыхлый? (нет)
- Снег белый? (да)
- Лед тяжелее воды? (Нет).
- Лед тает в воде? (Да)
- Снежинки - это кристаллы? (Да).
1. Что нового вы узнали сегодня? Чему научились на занятии?
2. Какие трудности испытывали? Как справлялись с ними?
3. Что было самым интересным и понравилось больше всего?
Формулируется общий итог познавательной деятельности на занятии, дается общий и поименный анализ вклада детей в общий результат.
Организуется итоговое обсуждение.