Наталья Исаева
План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Знакомство с терминами зкук, слог»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание : развивать умение определять количество слогов в словах, интонационно выделять звуки в словах; познакомить с терминами «слог», «звук», совершенствовать умение подбирать слова с заданным звуком; воспитывать самостоятельность, настойчивость, целеустремленность.
Публикация «План-конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе „Знакомство с терминами зкук, слог“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Материал: Буратино, Мальвина, черепаха Тортилла, лягушата, три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель слова, предметные картинки (мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, дом, лук, сок, кит, кот, сыр, стул, бак, гусь, кит и т. д)
Ход занятия
1. Дети заходят в группу, садятся на стульчики. Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга без слов, рукопожатием или улыбкой.
Воспитатель: Ребята, что вы чувствуете взявшись за руки? (тепло). Да, мы передали друг другу частичку тепла, своего сердечка. Какими вы будите сегодня на занятии? (воспитанные, выдержанные, внимательные, дружелюбные, усидчивые и т. д.)
Какой день недели был вчера? Какой будет завтра? Какой сегодня день недели? Сегодня у нас занятие по обучению грамоте. Мы будем делить слова на слоги. А теперь давайте отправимся в путешествие на паровозике. Проводится игра «Путешествие». Из имеющихся картинок дети выбирают ту, на которой изображен предмет, в названии которого один (два, три) слога и помещают в вагончики.
2. Воспитатель предлагает детям отгадать загадку.
"Это что за очень странный
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой?
Всюду нос сует свой длинный.
Кто же это?" - Буратино.
Воспитатель спрашивает детей, из какой сказки этот герой? Каких еще героев этой сказки дети могут назвать. Кто сделал Буратино? (Ответы детей)
3. Воспитатель: Ребята, сегодня нам пришло письмо от папы Карло (Показывает детям конверт и письмо). В своем письме он просит нас помочь ему отыскать Буратино. Этот озорной мальчишка ушел утром в школу и не вернулся домой. Может с ним что-то случилось? Поможем найти Буратино? Тогда отправляемся в сказку.
Дети встают в круг.
"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся. В сказку перенесемся
Пока дети кружатся с закрытыми глазами, воспитатель открывает занавесь театра. В центре озера на листке сидит черепаха Тортилла, вокруг нее лягушата. Внизу на полке три цветка, с прикрепленными к ним прямоугольниками, обозначающие модель "слова". Вокруг цветов разложены предметные картинки.
Дети подходят к театру, здороваются с черепахой и спрашивают ее, не видела ли она Буратино.
Воспитатель - Ребята, черепаха Тортилла сказала, что Буратино был здесь, поиграл с лягушатами и побежал дальше. Он даже не убрал за собой игрушки на место. Поможем ребята лягушатам разложить игрушки по местам?
4. Игровое упражнение "Разложи игрушки". Деление слов на слоги.
Дети берут предметную картинку, с изображением игрушки. Четко проговаривают слово. Произносят слово по слогам и одновременно хлопают в ладоши. Определяют, сколько в слове слогов, находят на цветках-лилиях подходящую схему и кладут в цветок. ( Предметные картинки: мяч, слон, жук, лиса, кукла, машина, барабан, кубик, и т. д.)
Дети прощаются с черепахой и идут дальше. Прыгают по "кочкам" обручам, перебираясь таким образом от театра на ковер и садятся в центр ковра.
5. Физкультминутка.
Мы лесами шли густыми
И оврагами крутыми
Где медведя не бывало,
Где и птица не летала:.
Там в дупле большой осины
Угнездился рой пчелиный
Мы медок соберем –
Деток накормим
6. Воспитатель обращает внимание детей на куклу, которая сидит на письменном столе. Дети узнают в ней Мальвину. Они подходят к кукле, здороваются и спрашивают у нее, не видела ли она Буратино.
Воспитатель - Знаете ребята, Мальвина так сердита на Буратино, что даже слышать ничего не хочет об это мальчишке. Говорит, что он не воспитанный и совсем не хочет учиться, а она так любит играть в школу. Вот и нам предлагает поиграть в эту игру.
Дети садятся за столы.
Воспитатель говорит детям, что они уже познакомились с гласными звуками (А, (О, (У, (Ы, (И). Спрашивает, почему эти звуки называются гласными и каким цветом их обозначают. Предлагает поиграть с гласными звуками.
Игра "Поймай звук"
Правой рукой поймать звук (А, из потока гласных звуков.
7. Игра "Хлопни в ладоши"
Хлопни в ладоши, если услышишь в слоге гласный звук (У)
(Ряд слогов : да- до- ду; шу - ша- шо; пу- пы - пи; ри - ру - ра)
8. Игра "Предмет, слово, звук"
Дети достают из конверта предметную картинку, называют слово, выделяют голосом гласный звук и под картинку кладут соответствующей гласному звуку значок. (Дом, лук, сок, кит, кот, сыр, стул, бак, гусь, кит и т. д.)
9. Физкультминутка.
Дети выполняют движения по тексту стихотворения.
Буратино потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Три - нагнулся.
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать"
10. В противоположной стороне от стола стоит мольберт накрытый покрывалом.
Воспитатель - Ребята, а чьи это ножки видны из-под шторки?
Дети узнают штанишки и башмачки Буратино.
Воспитатель - Так вот где спрятался Буратино, от Мальвины. Ему, наверное, стало стыдно, за свое поведение. Берет Буратино на руки, говорит ему, что они с ребятами давно его ищут по просьбе папы Карло, что он очень беспокоится. Тебе пора Буратино возвращаться домой. Дети прощаются с Буратино.
Воспитатель - И нам ребята пора отправляться в детский сад. Дети встают вкруг.
"Глаза закрываем, немного помечтаем.
Тихонько повернемся, и домой вернемся"
Итог занятия.
С чем мы познакомились на занятии (с термином «слог», «слово»).
Кого дети встретили в сказке?
В какие игры играли?