Демидович Наталья Александровна
Конспект подгруппового занятия «Постановка звука [С]» для детей с ОНР 3 уровня средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового занятия для детей ОНР 3 уровня средней группы
Тема: Постановка звука [С]
Цели: создание условий для постановки звука [С].
Задачи:
Образовательные:
• закрепление правильного произношения звука «С» длительно и отрывисто; в слогах и словах;
• обогащение словаря;
Развивающие:
• развитие мышления, памяти, внимания;
• развитие фонетического слуха;
• развитие моторики органов артикуляции и пальцев.
Воспитательные:
• поддержание интереса к обучению, работы с логопедом;
• воспитание навыка контроля за звукопроизношением.
Оборудование: картинки, Сорока-белобока, презентация, картинки с артикуляционной гимнастикой, зеркала.
Ход занятия
1. Организационный момент
Здравствуйте, ладошки!
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка по коленям)
Здравствуйте, ножки!
Топ, топ, топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щечки!
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Пухленькие щечки!
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают пальчиками по щечкам)
Здравствуйте глазки!
Миг-миг-миг! (моргают глазами)
Здравствуй, мой носик!
Бип, бип, бип! (3 раза нажимают на нос)
Здравствуйте, зубки!
Щелк, щелк, щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуйте, губки!
Чмок, чмок, чмок! (3 раза чмокают губами)
Л.: Ребята, сегодня к нам в гости прилетела птичка. Кто может сказать, что это за птичка?
Д.: Сорока.
Л.: Правильно, это Сорока-белобока. Она очень любит свистеть и помогает научиться свистеть всех, кто хочет. Хотите научиться свистеть вместе с Сорокой-белобокой?
Д.: Да.
Л. : Отлично! Сорока-белобока рассказала мне, что научиться свистеть очень просто, но сначала надо потренировать наш язычок и сделать для него зарядку.
Артикуляционная гимнастика (упражнение на развитие дыхания)- улыбка, заборчик,
- накажем непослушный язычок: пя-пя-пя,
- вкусное варенье,
- лопаточка,
- кошечка сердится,
Голосовые и дыхательные упражнения:
- заморозить ладошки;
- согрей ладошки.
Постановка звука
Л.: Сороке-белобоке очень понравилось, как наши язычки делают зарядку. Теперь мы вместе с ней попробуем посвистеть. Послушайте, что для этого надо сделать:
Губы в улыбке, зубки заборчиком, язык за зубами и кончик языка упирается в нижние передние зубы. Выдыхай воздух строго посередине языка.
Л.: Замечательно ты свистишь. Сороке-белобоке очень нравится, какой звук у тебя получился. Поднеси ладошку к губам и еще раз долго-долго посвисти.
(Ребенок длительно произносит звук.)
Л.: Какой воздух выходит теплый или холодный?
Д.: Холодный.
Л.: Да, когда мы произносим звук [с], воздух изо рта выходит холодный. Теперь попробуй сам, а Сорока-белобока послушает, как ты свистишь.
(дети несколько раз длительно произносят изолированный звук [с])
Л.: Посмотри, что же интересного Сорока нам принесла?
Д.: Насос и самокат.
Л.: Правильно! Сорока просит нас накачать колесо самоката. Для этого ведите пальчиком по шлангу от насоса к самокату и долго-долго произносите звук «сссссссссссссссс». А теперь отрывисто «с-с-с-с-с-с-с-с-с». Молодцы! Помогли Сороке-белобоке накачать колесо.
Развитие фонематического слуха
Л.: Сорока очень любит играть со звуками и предлагает нам в неё тоже сыграть, для этого я буду называть вам звуки, когда услышите звук «С» – хлопайте в ладоши:
С, м, н, г, С, ш, р, с, ж, С, у, з, ч, х, С, щ.
Л.: Сейчас я буду называть вам слоги, когда услышишь звук «С» – хлопни ладошками:
На, Са, Су, ну, до, Со, ра, Са, жи, ны, Сы, кэ, Сэ, Со
Л.: Сейчас я буду называть вам слова, когда услышите слово со звуком «С» хлопайте в ладошки.
Сад, дом, сок, сало, шуба, дочка, сытый, бочка, жук, самолёт, гном, сорока.
Закрепление звука в слогах
Л.: Сорока-белобока знает песенку про звук «с», который подружился с другими звуками.
СА, СО, СУ, СЫ, СЭ
АС, ОС, УС, ЫС, ЭС
Л.: Эту песенку можно спеть громко и тихо.
(Ребенок еще раз поет слоги за логопедом, сначала тихо, потом громко).
Пальчиковая гимнастика
Л.: Разомнём наши пальчики и проведём гимнастику «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик –я,
Вот и вся моя семья!
Упражнение «Подарки от Сороки-белобоки»:
(Перед ребенком новая цветная карточка с изображением подарков. Ребенок повторяет за логопедом.) Ребята, приготовила для вас подарки, но чтобы их открыть нужно произнести слоги.
спа, спо, спу, сно, сны
Л.: в каждом подарке лежали бусины. Помоги их собрать. Повторяй за мной.
Упражнение «Бусины»:
(Ребенок собирает картинки бусин, повторяет слог за логопедом, и нанизывает картинки на шнурок)
сва, сво, ска, ско, ста
Л.: очень красивые бусы получились, Сорока-белобока рада. Она приготовила для тебя угощение, свое любимое блюдо, это сыр. Соберем кусочки сыра? Повторяй за мной.
Динамическое упражнение «Собираем угощение»:
(Карточки с изображением кусочков сыра лежат на крупных пластмассовых кубиках расставленных на полу. Ребенок поднимает карточку и повторяет слог за логопедом.)
ста, сто, смо, сму, смы, сна
Л.: Молодец. Сорока-белобока рада, что научила тебя свистеть. А сейчас она полетит домой, но она еще обязательно вернется поиграть с тобой.
Обобщение изученного, подведение итогов
Л.: Кто приходил к нам в гости?
Д.: Сорока-белобока.
Л.: Чему же нас научила Сорока-белобока?
Ответ ребенка
Л.: Как свистит насос (как дует ветерок?
Л.: Вы очень хорошо работали на занятии, у многих из вас уже отлично получается, а если вы будете заниматься дома, то у нас это получиться намного лучше и быстрее. Молодцы!