Юля Парамонова
Информационно-социальный педагогический проект ко Дню пожилого человека «Наши любимые бабушки и дедушки!»
▼ Скачать + Заказать документы
Информационно-социальный педагогический проект ко дню пожилого человека
«Наши любимые бабушки и дедушки!»
ЦЕЛЬ: формирование позитивного отношения дошкольников к старшему поколению как к уважаемым членам общества через приобщение их к активному сотрудничеству, через разъяснение дошкольникам значения мудрости и доброты пожилого человека.
ЗАДАЧИ:
- сформировать у детей основы уважительного отношения к старости, ценностного отношения к опыту предыдущих поколений, заботливого отношения к пожилым людям;
- воспитывать желание детей проявлять заботу о людях пожилого возраста;
- закреплять навыки гостевого этикета;
- развивать музыкально-художественную деятельность детей;
- знакомить детей с государственными праздниками.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Дети научатся проявлять заботу, толерантность, милосердие, доброту, отзывчивость и уважение к людям старшего поколения
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети 1 мл. группы, воспитатель, родители, близкие пожилые люди.
ТИП ПРОЕКТА: творческий, информационно- социальный.
Проблемный вопрос: День пожилого человека - это добрый и светлый праздник, в этот день мы окружаем особым вниманием наших родителей, бабушек и дедушек. Этот праздник очень важен сегодня, так как он позволяет привлечь внимание к многочисленным проблемам пожилого человека, существующим в современном обществе. Мы должны помнить о потребностях пожилых людей и также о проблеме демографического старения общества в целом. Не станет наших дедушек и бабушек, кто же нам передаст знания об истории семейных реликвий.
Актуальность. Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск путей и средств ценностного отношения к представителям старшего поколения, повышения их активности в вопросах воспитания.
Аннотация. 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Решение об этом было принято Генеральной Ассамблеей ООН в 1990 году, в Российской Федерации этот день начали отмечать с 1992 году.
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЕКТА:
Краткосрочный, с 1 по 26 октября 2024 года
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПРОЕКТА:
Выставка фотографий и поздравительных открыток.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1 - организационно-подготовительный
2 - основной (практическая реализация проекта)
3 - заключительный
1. Организационно-подготовительный этап
• постановка цели, определение актуальности и значимости проекта;
• подбор методической литературы для реализации проекта;
• подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукций картин; презентации.
• Создание мультимедийной презентации о пожилых людях;
• оформление выставки творческих работ пожилых людей (вязание, вышивки, резьба по дереву и пр.) на тему «Бабушкин сундучок»
Оформление презентации: «Бабушка рядышком с дедушкой»
- подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы, репродукции картин, организация развивающей среды в группе.
2. Основной этап (практическая реализация проекта)
Введение в проект:
Проведение в группе обсуждения идеи проекта (обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности)
- составление тематического плана совместных действий с детьми;
- поиск и сбор информации по данной теме.
Календарное планирование мероприятий проекта:
Непосредственно
образовательная
деятельность Совместная деятельность педагога
с детьми Самостоятельная
деятельность
ПОЗНАНИЕ
«Бабушка рядышком с дедушкой»- презентация. Беседа по презентации.
Дать представление о
международном празднике
«День пожилого человека»
Способствовать освоению детьми первоначальных представлений социального
характера на основе формирования семейной принадлежности.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
«Игры, в которые играли наши прадедушки»
Познакомить детей с «дворовыми» подвижными
играми «Горелки» и др. Рассматривание репродукций картин на тему: «Пожилой
человек».
Беседа по ситуации «Мы помогаем». Познакомить детей с различными ситуациями, происходящими в ходе повседневного общения
взрослых и детей, обогащать опыт проявления любви и заботы о пожилых людях. Стимулировать желание делать что-то хорошее, полезное, доброе для близких людей.
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Подвижная игра
«Жмурки»
Малоподвижная игра
«Глухой телефон»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Кукольный театр по русским народным сказкам.
Артикуляционная гимнастика- сказка «У бабушки с дедушкой» с использованием телевизора для презентации.
Творческая мастерская:
- лепка с использованием нетрадиционных техник -пластилинография
«Мои бабушка и дедушка» (портрет).
- раскрашивание праздничной открытки «подарки пожилым людям» (цветочек).
Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким, потребность радовать их добрыми делами и подарками. Подвести детей к пониманию, что подарок, изготовленный своими руками дорог и важен для близких. Чтение художественного произведения Ю. Коваль «Дед, баба и Алеша
Беседа с рассматриванием фотографий «Мои любимые» (в виде презентации).
(рассказы детей как
зовут их бабушку и дедушку)
Чтение книги
Н. Носова "Шурик в гостях у дедушки"
Чтение стихотворения
«Моя бабушка». Учить детей слышать и понимать стихотворения, выразительно декламировать его, передавать свои чувства к бабушке. Знакомство с подвижной игрой «Горелки»
Игра со строительным материалом «Дача для дедушки и бабушки»
Настольная игра лото «Что было раньше, что сейчас»
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Проблемная ситуация
«Бабушка заболела…»
Воспитывать бережное и чуткое отношение к близким людям.
МУЗЫКАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
Слушание «Расскажи мне сказку» сл. Я. Гальперина, муз. Ю. Моисеева.
Знакомство с мультфильмами: «Жили-были дед и баба», «Ошибка дедушки АУ», «Дедушка Мазай и зайцы» и др. Совместная игра в уголке ряжения. Сюжет: «Жили – были старик со старухой…»
«Жили у бабуси два веселых гуся» - инсценировка настольного деревянного театра.
Чтение книги
Ирины Зартайской «Все бабушки умеют летать»
Игры наших дедушек и бабушек:
Подвижная игра: Жмурки
Игра-эстафета: «Мы помогаем»
Сюжетно-ролевая игра «Семья»
Творческая мастерская:
«Подарки для любимых…»
ПОЗНАНИЕ
Посещение мини- музея ДОУ старинных вещей «Секреты бабушкиного сундучка». Рассказ о вещах наших бабушек и дедушек в сравнении с современными вещами. Объяснение назначения их Рассмотреть, потрогать старинные вещи.
Взаимодействие с родителями
1. Сбор семейных фотографий с родными пожилыми людьми;
2. Привлечение родителей к участию в акции «Подарки пожилым людям», «бабушкин сундучок».
3. Консультация для родителей «Как организовать и провести праздничное мероприятие в кругу семьи, посвященное Дню пожилого человека» Обсудить, как можно организовать подобное мероприятие, какое воспитательное значение оно может иметь.
3. Заключительный этап:
• Подведение итогов реализации проекта
• Обсуждение итогов с родителями
• Создание презентации о проекте.
Вывод (ожидаемые результаты):
Во все времена пожилые люди ассоциировались с мудростью, большим профессиональным и жизненным опытом. К ним шли за советом, с них брали пример. И именно День пожилого человека – это прекрасная возможность еще раз сказать теплые слова благодарности и признательности нашему старшему поколению.
Отмечать День пожилого человека в детском саду очень важно, ведь это праздник- дополнительная возможность воспитать у детей любовь и уважение к старшему поколению. Поскольку в детском саду закладывается начало всему прекрасному, и в том числе, любовь и уважение к старшему поколению. С детства человек впитывает от старшего поколения народные традиции и мудрость, основы культуры и родной речи. Мы никогда не забудем того, что сделано руками старшего поколения.
Проведя указанные мероприятия, мы сможем реализовать поставленные выше задачи, и главное: привить нашим воспитанникам такие важные личностные качества как вежливость, уважение к старшему поколению, любовь к своей семье, своей стране, и, конечно же, поддерживаем творческую активность детей.
Приложение 1
Беседа «мои бабушка и дедушка»
Цель беседы: воспитание уважительного отношения, внимания к пожилым людям.
Ход беседы:
1 октября отмечается Международный День пожилых людей. Второе название этого дня – день добра и уважения.
Продолжить я хочу басней Л. Толстого «Старый дед и внучек».
Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой.
Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят, раз муж с женой дома и смотрят – сынишка их на полу с дощечками играет – что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».
Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.
Вопросы к детям:
- Как обидели деда в семье?
- Как ответил на жестокость родителей сын?
- Почему заплакали отец с матерью?
- Как надо относиться к старым и слабым?
- В чем особенно нуждаются пожилые люди?
- Что можем сделать мы с вами, чтобы пожилые люди не чувствовали себя одинокими?
Беседа по презентации по фотографиям про бабушек и дедушек:
- Ребята у кого есть бабушка? Как ее зовут?
- У кого есть дедушка? Как его зовут?
Закончить беседу я хочу стихотворением:
Летят года, за ними не угнаться —
Спешат часы, сменяя день за днём.
Но знаю, не устану удивляться
Тем временем, что осенью зовём.
Всё в нём высоко, мудро и прекрасно:
И золото листвы, и снега чистота.
В нём мудрость зрелых лет
Окликнет вдруг внезапно,
В лукавых зеркалах светлеет седина.
Октябрь — дождливый месяц в ожиданье снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В знак преклоненья перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей.
Приложение 2
Досуг к проекту «Мои бабушка и дедушка»
в первой младшей группе
Цели: создать радостное настроение у детей, желание активно участвовать в совместной деятельности; воспитывать любовь и уважение к пожилым людям, к их труду и ремеслу; способствовать укреплению авторитета бабушки и дедушки в семье; желание заботиться о близких.
Ход досуга.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы посетим с вами мини- музей ДОУ «Секреты бабушкина сундучка», посвященный нашим бабушкам и дедушкам; как они жили в старину и какими вещами они пользовались в сравнении с современными вещами.
Воспитатель: Красна птица опереньем, а человек рукодельем. Издавна прабабушки и прадедушки занимались кто вышивкой, кто вязанием, кто плетением, кто из дерева посуду да игрушки вырезал, а кто из глины лепил. Да и у ваших дедушек и бабушек руки золотые!
В окна стучится холодная вьюга,
Бабушка варежки вяжет для внука.
Теплые, добрые руки у бабушки.
Добрые, теплые выйдут и варежки.
Выбежит утром на улицу внук
И ощутит теплоту ее рук.
(рассматриваем старинный сундук, вязаные кружки, вышитые полотенца, резные деревянные блюдца, кружки и т. д.)
Воспитатель: Вечерами ваши дедушки не только рукоделием занимались, но и песни пели, и хороводы водили.
(Дети исполняют хоровод)
Воспитатель: Для внуков бабушки очень важны!
Внукам бабушки очень нужны!
Про бабушек мы много говорили
И дедушек мы тоже не забыли.
(мужские ремесла, жилье и быт русских людей.
Возвращаемся в группу и продолжаем занятие.
Воспитатель: Я раскрываю почки
В зеленые листочки.
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна,
Зовут меня весна!
Воспитатель: Молодцы! Хорошо отправиться в гости к бабушке и дедушке, когда уже тепло греет солнышко, начинает зеленеть трава, появляются первые цветы- подснежники. Хочется, чтобы погода не подвела.
Давайте с вами отправимся к бабушке и дедушке с артикуляционной гимнастикой – сказкой «К бабушке и дедушке».
Смотрим презентацию с картинками по телевизору, воспитатель показывает гимнастику для язычка, побуждая детей за ним повторять.
Воспитатель: Перед сном во многих семьях есть традиция-чтение литературных произведений. Ребята, читают вам бабушки и дедушки сказки? Сейчас мы с вами прослушаем и посмотрим сказку «Два веселых гуся»
Сказка- импровизация (театрализация) с помощью
настольного деревянного театра.
Воспитатель: спасибо за внимание!
Воспитатель: Мы поняли, что бабушки очень любит своих внучат, рассказывает им сказки, поют песни, часто навещают, стараются любую свободную минуту посвятить своим внукам. Недаром говорят, что внуков любят больше, чем детей. Но и вы, как внуки тоже очень любите своих бабушек и дедушек, должны уважать их, почитать, помогать.
Приложение 3
Посещение мини – музея ДОУ
«Секреты бабушкина сундучка»
Цели и задачи мини-музея:
Мини-музей «Секреты Бабушкиного сундучка» знакомит дошкольников с традициями, историей, культурой своей семьи. Так же, помогает в ознакомлении с историей, природными особенностями; с бытом россиян в разное время; народными промыслами нашей страны; в воспитании чувства патриотизма; в формировании представлений об историческом времени; связи со своими предками. Каждый экспонат может рассказать о многом.
Добро пожаловать в «мини-музей»:
Правила мини-музея:
• В нашем музее все экспонаты можно трогать руками.
• Рассмотренные экспонаты нужно положить на место.
• Экспонаты нельзя ломать и забирать домой.
• Можно и даже нужно задавать вопросы.
• Можно пополнять музей новыми экспонатами.
1. Знакомство детей с экспонатами. Рассказ о старинных вещах и т. д.
2. Расширяем кругозор детей. Мини- музей вызывает у детей особый интерес.
3. Экскурсии в «Секреты бабушкиного сундучка».
Важная особенность этого элемента развивающей среды - участие в его создании детей, родителей, а также воспитателей. Его можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок - лишь пассивный созерцатель, а здесь он - соавтор, творец экспозиции. Мини-музей - результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Мини-музей стал неотъемлемой развивающей средой в ДОУ. Самое главное, что «Секреты Бабушкиного сундучка» позволил сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, а главное, поставлена цель – привить интерес к настоящим музеям.
Приложение 4
Конспект занятия «Открытка к празднику своими руками»
в первой младшей группе
К празднику «День пожилого человека»
Тема: Открытка для бабушки и дедушки.
Цель: развитие художественного творчества у детей.
Задачи:
формирование умения следовать устным инструкциям,
- формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков,
- воспитывать уважительное отношение и любовь к старшему поколению,
- развитие художественного вкуса и творческих способностей.
Оборудование: открытка «цветок», краска гуашь.
Ход занятия:
Ребята, кого вы слушаетесь дома? Вы слушаетесь папу и маму? А кем приходятся вашим родителям дедушка и бабушка? Если бабушку и дедушку уважают и слушаются ваши родители, значит, они являются главными людьми в доме.
Я знаю, что каждый из вас очень любит своих бабушек и дедушек. Если у вас радость, они радуются вместе с вами, если вам грустно, они успокоят и утешат, вместе с ними вы переживаете, свои неудачи… Ребята, скоро наступит День Пожилого человека, и сейчас я предлагаю вам сделать открытку для своих бабушек и дедушек.
1 этап:
Для начала распечатали раскраски- открытки с разными цветами. Перед началом работы необходимо настроить детей на то, что они будут своими руками делать открытку для бабушки к празднику «День пожилого человека» и бабушке будет очень приятно получить открытку сделанную своими руками.
2 этап:
Дети самостоятельно их раскрасили цветными карандашами. Старались раскрашивать по контуру цветка. Приходилось направлять детей в нужное русло. Показывать детям как правильно держать карандаш и с каким нажимом водить по бумаге, с какой силой давить на карандаш. Объяснять детям, что лепестки можно раскрасить желтым, красным, синим, оранжевым цветами, а стебель с листьями нужно раскрасить зеленым цветом. Частично помогать детям раскрашивать.
3 этап:
Раскрашенные цветы воспитатель вырезает по контуру; сгибаем пополам и получается открытка- цветок.
Затем распечатать разноцветных бабочек, вырезать и наклеить на цветочки. Внутрь открытки вклеить стих- поздравление. Открытка готова! Можно дарить бабушкам.
Какие чудесные у нас получились открытки, думаю, они очень понравятся вашим бабушкам и дедушкам. Ребята вы все молодцы.
Приложение 5
Свободное раскрашивание «Мои бабушка и дедушка»
в первой младшей группе к празднику «День пожилого человека»
Цель: побудить детей нарисовать приятный сюрприз для любимых бабушек и дедушек.
Задачи:
-Развивать творческие способности у воспитанников.
- Развивать в детях усидчивость, терпение, аккуратность.
- Начать формировать умение раскрашивать не выходя за контур.
- Воспитывать умение работать разного цвета карандашами.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Воспитывать уважительное отношение к старшему поколению.
Материалы: раскраски портрета «мои бабушка и дедушка», цветные карандаши, картинка «бабушка рядышком с дедушкой».
Ход занятия:
- Какие замечательные пожелания можно сказать своим любимым бабушкам и дедушкам в праздничный день! Как сделать так, чтобы эти добрые пожелания могли услышать или прочитать как можно больше людей? (напечатать эти пожелания и вклеить в открытку или с обратной стороны портрета)
Воспитатель предлагает раскрасить портреты своих дедушек и бабушек.
Пальчиковая гимнастика.
- Ребята, но перед тем как приступить к раскрашиванию, вам надо потренировать свои ручки. Выполняется пальчиковая гимнастика.
Этот пальчик - папа,
Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - я!
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя.
А вот и вся моя семья.
Дети самостоятельно и с помощью воспитателя выбирают себе цветные карандаши для раскрашивания. И раскрашивают бабушку и дедушку. Воспитатель помогает правильно взять в руки карандаш. Подсказывает как можно раскрасить одежду на них и в какие цвета, чтобы портреты получились красочными, яркими и разноцветными. Дает наставление, контролирует - не выходить за контур фигуры и т. д.
- Эти портреты вы можете подарить на долгую память самым близким и родным - бабушке и дедушке в их замечательный праздник!
Приложение 6
Праздничная открытка