Марина Чернышова
План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект занятия по ИЗО-деятельности
в подготовительной к школе группе
Тема: «Русская матрешка»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Направление: изобразительная деятельность (рисование).
Цель: Формирование умения рисовать матрешку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).
Программные задачи:
Публикация «План-конспект занятия по изодеятельности в подготовительной к школе группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. ИЗО занятия
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2015
Обучающие:
- Закреплять представления о декоративно-прикладном искусстве - русской матрешке;
- Закреплять умения рисовать орнамент.
Развивающие:
- Способствовать развитию умения различать матрешки народных мастеров из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана;
- Развивать познавательный интерес, интерес к истории и культуры России, творческие способности, фантазию и наблюдательность.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к творчеству русских народных мастеров;
- Содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на произведения народного декоративно-прикладного искусства.
Интегрируемые образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа:
- сюжетно-ролевые игры: «Мини-музей матрешек», «Магазин матрешек»;
- рассматривание, обследование и сравнение матрешек;
- рассказ воспитателя о истории создания матрешек, особенностях внешнего вида и декора, способах изготовления матрешек с показом презентации «Русская матрешка»;
- чтение художественной литературы про матрешек : В. Д. Берестов «Матрешкины потешки»; Приходько В. «Веселые матрешки», «Матрешка на окошке»;
- пение песни про матрешек и разучивание плясовых движений (Хороводная песня-танец «Матрешка-матрешечка»);
- дидактические игры: «Разложи и собери матрешек вместе», «Подбери узор для фартука матрешки».
Демонстрационный материал:
1. Иллюстрации с изображениями матрешек;
2. Изделия русских мастеров, среди них много матрешек;
3. Элементы костюмов для детей (сарафаны, ленточки в волосы, русская народная кепка).
Раздаточный материал: силуэты матрешек из бумаги, простые карандаши, баночки с водой, кисти белка № 3 и № 12, гуашь, ватные палочки.
Ход занятия:
Организационный этап: Зал условно поделен на 2 части: «Ярмарка» и «Творческая мастерская».
Три ребенка наряжены в коробейников: мальчик в русской народной кепке и девочки в русских сарафанах.
Мотивационный этап:
Педагог: Ребята, хотите побывать на ярмарке русской деревянной игрушки?
Дети: Да, хотим!
Педагог: Тогда, добро пожаловать на ярмарку!
Дети коробейники:
Подходите, подходите!
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы, не шелка
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
Педагог: Ребята, а вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в нашей огромной стране России, тоже есть свой сувенир. Как думаете, какой?
Дети: Матрешка.
Педагог: Правильно, матрешка. Рассмотрите матрешек на нашей ярмарке и расскажите какая она.
Рассматривание матрешек и ответы детей.
Дети: Румяная, в нарядном сарафане, на голове яркий платочек.
Педагог: Матрешка – настоящая русская красавица. Ребята, а что держит в руках матрешка?
Дети: В руках у нее то серп и хлебные колосья, то уточка или петушок, то корзинка с грибами, ягодами или цветами.
Игровая деятельность:
Педагог: На русской ярмарке всегда было много игрушек: деревянные резные гусары, барыни, кормилицы, щелкуны, каталки, Богородские медведи, кони и матрешки. Вырезанная из деревянной чурки игрушка имела простую форму. Раскраска тоже была условной. Краски брались самые яркие. Сочетанием красного, синего, желтого и зеленого мастер добивался красочности, нарядности и декоративности. Несложными инструментами создавали разнообразные игрушки.
Ребенок 1:
Пыль клубится по дорожке,
Едут с ярмарки матрешки
На баранах, на быках,
Все с гостинцами в руках.
Педагог: Казалось ничем уже не удивить покупателя! Вдруг мастер разломил одну матрешку пополам, а в ней другая поменьше. Раскрыл ее, а из нее еще одна смотрит! Что за невидаль! Это вызывает восторг не только у детей, но и у взрослых. Ожидание чуда повторяется вновь и вновь.
Ребенок 2:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они живут друг в дружке,
А всего одна игрушка!
Педагог: Ребята, из каких городов вы знаете матрешек?
Ответы детей: Матрешки из Сергиева Посада, Полховского Майдана и Семенова.
Педагог: Давайте найдем на ярмарке матрешки из Сергиева Посада. Как вы их узнали?
Дети: Матрешки из Сергиева Посада украшены довольно скромно, цвета не очень яркие, одета матрешка в сарафан с фартуком, на голове платочек.
Простая форма игрушки, изображение лица и наряда. Матрешка выражает обобщенный образ русской красавицы : круглое лицо, яркий румянец, черные брови, небольшой рот.
Педагог: Ребята, к нам в гости на ярмарку еще приехали матрешки из Полховского Майдана и Семенова.
Давайте получше рассмотрим их.
Ребенок 3:
Взял я в руки кисть и краски,
Стал волшебником из сказки.
На матрешке яркий сарафан
Расписал под Полховский Майдан.
Педагог: Чем матрешки из Полховского Майдана отличаются от других?
Дети: Полхово-Майданские матрешки можно сразу узнать по необычной форме головы, характерному цветку и традиционному для этой росписи малиновому цвету. Яркие и сочные краски звучат во всю силу. Рядом с малиновым ложится темно-зеленый, а синий – с желтым. Все элементы объединяет черный контур. Мастера из Полхов-Майдана выработали свой, особый стиль декоративной цветочной росписи. Они стремятся так украсить свою матрешку, чтобы цветы, ягоды и листья сплошным ковром закрыли ее фигуру. Лицо матрешки окружают забавными кудряшками.
Педагог: А теперь рассмотрим Семеновскую матрешку. Какая она?
Дети: У Семеновской матрешке на фартуках яркие букеты, изображение которых сочетается с формой и размером игрушки: чем больше матрешка, тем крупнее цветы в ее букете. Основной цвет сарафана – красный. Черный контур обозначает край фартука и рукава кофты. На голове традиционный платок, украшенный по кайме.
Педагог: Много интересных игрушек на ярмарке. Все матрешки хороши.
Практический этап:
Педагог: Ребята, хотите попробовать себя в роли настоящих мастеров умельцев.
Дети: Хотим!
Педагог: Мы с вами превратимся в мастеров-игрушечников, будем расписывать матрешек с натуры, как это делают настоящие художники.
У нас есть три мастерские, в первой мастерской расписывают Семеновские матрешки, во второй - Полхово-Майданские матрешки, в третьей - матрешки из Сергиева Посада. В каждой мастерской на столе стоит своя матрешка. Вы можете выбрать любую мастерскую.
Дети самостоятельно выбирают мастерскую.
Педагог: Мы постараемся передать особенности внешнего вида - форму тела, черты лица, «одежду» и красивый узор, чтобы матрешки на наших рисунках были похожи на настоящих - деревянных, расписных, нарядных и веселых.
(Дети под музыку рисуют матрешек с натуры. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
Педагог: Последовательность выполнения работы:
- Нарисовать лицо вам поможет круг,
- Нарисуй платок,
- Проведи вертикальную линию от макушки до самого низа,
- Осторожно нанеси карандашом на лице 2 горизонтальные линии. Верхнюю часть круга занимают волосы (традиционная прическа – на прямой ряд, в средней части – глаза, а в нижней – губы и щеки. Носик обозначим 2 точками на нижней горизонтальной линии. (Вот наша матрешка и стала с носиком,
- Обрати внимание, как у матрешки нарисованы руки,
- Заполни передний фон сарафана матрешки букетом цветов.
(Дети выполняют эскизы матрешки, используя иллюстрации, карточки с элементами росписей.)
Педагог: Русские умельцы умели не только хорошо трудиться, но и весело отдыхать.
Физкультминутка:
«Нарядные матрешки»
Хлопают в ладошки
Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)
На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)
Топают матрешки. (Топают ногами)
Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)
Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
Девчонки озорные,
Матрешки расписные.
В сарафанах ваших пестрых (Руки к плечам, повороты туловища направо – налево)
Вы похожи словно сестры.
Ладушки, ладушки,
Веселые матрешки. (Хлопают в ладоши).
Педагог: А теперь можно продолжить работу.
Теперь нам необходимо раскрасить матрешку. Декоративные цветы, украшающие матрешку, не должны появиться ранее того, как будет подготовлена однотонная раскраска основных частей одежды матрешки.
Рефлексивный этап:
Педагог: Молодцы, ребята, у вас получились очень нарядные и веселые матрешки. Из ваших работ мы сделаем выставку и пригласим родителей.
Ребята, давайте вспомним:
1. Что означает матрешка?
2. Какие черты русской красавицы отражены в матрешке?
3. Как раскрашивали матрешек из Сергиева Посада?
4. В чем особенность Семеновской матрешки?
5. Чем отличаются Полхов-Майданские матрешки от других матрешек?
6. Трудно быть мастерами умельцами?
Молодцы! Вы все хорошо потрудились. Многое вспомнили, многое узнали.
Список используемой литературы:
1. Из истории матрешки // Левина, М. С. 365 кукол со всего света. - М. : Рольф, 2000.
2. Клиентов, А. Е. Две Матрены, три Матрешки и еще Матрешечка! : русская матрешка // Клиентов, А. Е. Народные промыслы. - М. : Белый город, 2003. - С. 10.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. методические рекомендации. -М. : КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2007.- С. 144.
4. Русская матрешка // Каштан Н. И., Митлянская Т. Б. Народные художественные промыслы: учеб. пособие. - М. : Высшая школа, 1980. - С. 129.