Анна Прокудина
Конспект непосредственной образовательной деятельности: «Русская матрешка»
▼ Скачать
Цель:
Познакомить детей с народной игрушкой – матрёшкой и ее историей. Развивать творческие способности детей через познание (ознакомление с окружающим миром) и художественное творчество (рисование).
Задачи:
- развитие умения слушать, внимания, памяти;
- развитие творческих способностей и самостоятельности при создании задуманного образа;
- формирование художественного восприятия образа матрешки в процессе знакомства.
Публикация «Конспект непосредственной образовательной деятельности: „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Ход работы:
I. Организационный момент
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может — три, а может, шесть.
Разрумянилась немножко.
Это русская… (матрешка).
Дети: Это Матрешка.
Матрешка : Верно. Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Я – русская матрешка, пришла сегодня к вам в гости, чтобы познакомиться и немного поиграть. Надеюсь, что нам будет интересно и весело! Ребята, а у нас в группе есть матрешки?
Дети: Да. В уголке народного творчества.
Матрешка : Совершенно верно. Сегодня я принесла новую матрешку (беру матрешку в руки и демонстрирую). Взгляните, какая она красивая, яркая и нарядная.
Кукла первая толста,
А внутри она пуста,
Разнимается она
На две половинки,
Ну а в ней еще живут
Куклы в серединке.
Вынь-ка их, да посмотри,
Кто в ней прячется внутри!
Матрешка предлагаете детям раскрыть матрешку.
Дети открывают матрешку.
Матрешка : Посмотрите сколько внутри матрешек! А у вас дома есть такая игрушка?
Дети: Да, есть.
Матрешка : Ребята, а вы хотели бы узнать, как на Руси появилась матрешка?
Дети: Да.
II. Познавательная часть
Матрешка рассказывает :
Давным-давно в Москве тяжело заболела девочка, и к ней пригласили доктора. Доктору девочка очень понравилась, и он не только выписал лекарства, но и подарил маленькую деревянную игрушку, которую привез из далекой страны Японии. Это была точеная фигурка буддистского святого Фукурумы. Игрушка оказалась с “сюрпризом” - она разымалась на две части. Внутри нее спрятана другая, поменьше, которая так же состояла из двух половинок… Всего таких куколок насчитывалось пять.
На доске размещаю картинку с изображением куклы Фукурумы.
Девочке очень понравилась игрушка, ведь она давно мечтала о кукле Матрене! Но, к ее сожалению, все пять куколок были мальчики. И она попросила папу купить ей куклу Матрену. Папа купить куклу не мог, ведь все деньги были потрачены на лекарства. Однако у папы были «золотые» руки, и он эту куклу выточил сам по образцу подаренной куклы Фукурумы.
Но расписал он ее по другому, придал ей образ русской, крестьянской девочки. И назвал ее Матреной, так как дочка хотела куклу по имени Матрена. В куклу Матрена вкладывалась вся семья.
Но так как кукла Матрена была маленькой, то девочка назвала ее ласково Матрешка. С тех пор ее так и зовут.
Размещаю картинку с изображением московской матрешки.
А немного позже житель села Мериново Семеновского уезда, мастер А. Ф. Майоров купил на Нижегородской ярмарке такую игрушку. Игрушка понравилась всему семейству. Арсений Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. Вскоре не только семья Майоровых, но и многие из односельчан перешли на матрешечный промысел.
Так появилась Семеновская Матрешка!
Картинка с изображением семеновской матрешки.
Матрешка : Ребята, а чем отличается семеновская матрешка от первой, московской?
Дети высказывают свое мнение: Отличается своим более ярким и своеобразным декоративным оформлением, весь фартук этой матрёшки занимают букеты цветов.
Матрешка дополняет : Семеновские матрешки нарядные, в их убранстве много золота, желтых, зеленых, красных цветов. Матрешки отражают идею изобилия и богатства.
Физкультминутка
Матрешка : Ребята, какие же вы молодцы! Так внимательно меня слушали, хорошо отвечали на вопросы. А теперь давайте немного отдохнем:
В гости к нам пришла матрешка.
Ножки деревянные,
Матрешечка румяная.
Весь народ глядит в окошки:
Танцевать пошла матрешка.
Выходите, не ленитесь и вы тоже разомнитесь.
Все танцуют под русскую народную мелодию.
III. Продуктивная деятельность
Матрешка : Ребята, я к вам шла не с пустыми руками, хотела подарить вам на память рисунки с изображением матрешек, но по пути встретилась мне злая колдунья. Она так разозлилась, что мы с вами будем веселиться, что решила все испортить. И заколдовала мои рисунки, забрала у них все краски, стали теперь мои матрешки черно-белые и совсем не нарядные. Но я думаю, что вы сможете мне помочь. Как вы могли бы это сделать?
Дети: Расписать их фартуки, разукрасить.
Матрешка : В старину не было электричества, как вы думаете, с помощью чего освещалось помещение?
Дети: При помощи свечей.
Матрешка : Совершенно верно. Вот и мы с вами попробуем сейчас оказаться в старинной мастерской. А чтобы у вас все получилось, я скажу волшебные слова: «Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров». Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит цветами и узорами свою матрёшку.
Дети садятся за столы и выполняют роспись фартука у матрешек.
Звучат русские народные мелодии в записи, горит свеча.
IV. Рефлексия
Воспитатель помогает разложить матрешки на столе :
Вот и матрёшки наши готовы.
Наши русские матрёшки
Не стареют сотни лет
В красоте, таланте нашем
Весь находится секрет.
Матрешка : А сейчас ребятки я хочу у вас спросить, что нового узнали вы сегодня?
Ответы детей.
Матрешка : А чем же мы с вами занимались сегодня?
Ответы детей.
Матрешка : А понравилось, вам быть мастерами по росписи матрешек?
Ответы детей.
Матрешка : Мне тоже очень понравилось сегодня с вами. Вы помогли справиться с волшебством злой колдуньи, и я хочу подарить вам вот таких вкусных матрешек. Угощайтесь на здоровье!