МАРИНА ШАТАЛОВА
План-конспект урока русского языка «Подлежащее» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к плану-конспекту урока
по теме: «Подлежащее»
Данный урок русского языка относится к гуманитарному направлению. Тема урока «Подлежащее». Работа в 8 классе ведется по учебнику С. Г. Бархударов и др., в соответствии с авторской программой М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского.
Публикация «План-конспект урока русского языка „Подлежащее“ в 8 классе» размещена в разделах
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2023
На реализацию данного курса отводится 102 часа (3ч. в неделю, раздел «Двусоставные предложения». Тема «Подлежащее» первая в разделе.
Данный урок соответствует типу : урок изучения нового - традиционный (комбинированный)
Использовались следующие этапы:
1. Орг. момент.
2. Актуализация знаний.
- орфографический диктант;
- подготовка к экзамену.
3. Формулирование темы и цели урока.
4. Работа с материалом учебника.
5. Первичное закрепление.
6. Закрепление материала на практике:
- выполнение упражнения;
- тест.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.
Тема урока : «Подлежащее».
Тип урока : урок изучения нового - традиционный (комбинированный)
Форма урока : учебный и трудовой практикум
Педагогические технологии: технология уровневой дифференциации; проблемно-диалогическая технология, ИКТ
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, работа в парах.
Оборудование: учебник, тетрадь, компьютер, проектор, карточки с тестами.
Цель урока :
Помочь учащимся обобщить сведения о подлежащем, известные им из курса 5-7 классов; продолжить формировать умение выделять подлежащее, определять способы его выражения; создание условий для расширения и углубления представления о подлежащем как главном члене предложения.
Задачи урока :
1. Актуализировать знания по теме «Словосочетание. Способы подчинительной связи слов в словосочетании»
2. Научить находить подлежащее в предложениях и определять его состав.
3. Активизировать знания учащихся о главных членах предложения.
1. Организационный момент.
Цель: подготовка учащихся к работе на занятии.
Приветствую обучающихся, проверяю внешний вид, организацию рабочих мест, фиксирую отсутствующих.
2. Актуализация знаний.
Цель: обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.
Слово учителя: На прошлом уроке мы проходили тему : «Виды подчинительной связи в словосочетаниях.
- Какими способами могут быть связаны слова в словосочетании?
- Итак, вы знаете, что в словосочетании слова связаны с помощью одного из трех видов подчинительной связи – согласования, управления или примыкания.
- Определите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Подготовка к экзамену
- Знания о словосочетании проверяются на экзамене по русскому языку в 9 классе.
– Замените словосочетание, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление: каменное строение, золотой крест (строение из камня, крест из золота)
- А что можно построить при помощи словосочетаний?
- Правильно, из словосочетаний строятся предложения.
Самостоятельная работа учащихся с последующей взаимопроверкой
-Давайте выполним небольшой тест и проверим, насколько хорошо вы усвоили материал. (Тест приложение 1)
- А теперь обменяйтесь тестами и сверьте ответы с доской.
3. Изучение нового материала.
Работа с предложением
Разве в этом кто-то виноват, что с деревьев листья улетели! (Н. Рубцов)
Задание:
-Найдите грамматическую основу предложения.
- Какое это предложение по строению? (Сложное)
- Из скольких простых предложений оно состоит? (Из двух)
- Выделите основы предложений (Кто-то виноват и листья улетели)
- Составьте схему предложения.
[ ], что (!
- Чем выражены подлежащие в предложениях?
- Что такое подлежащее?
(Главный член предложения, который обозначает предмет речи, т. е. называет то, о чем говорится в предложении.).
- На какие вопросы отвечает подлежащее?
(Общий вопрос о чем (о ком) говорится в предложении. Иногда общего вопроса для выделения подлежащего недостаточно. Тогда он уточняется вопросами (кто? что)
- Чем может быть выражено подлежащее? (Выслушиваются ответы)
4. Усвоение нового материала.
Предлагаю перейти к работе с учебником. Изучаем правило на стр. 75. Далее выполняем устно упр. 148.
Работа с учебником.
- Откройте стр. 49 учебника и найдите правило. Прочтите его. Ответьте, какими еще частями речи может быть выражено подлежащее?
- Давайте запишем в тетрадях число, классная работа и тему урока.
Работа с упражнением 148 учебника (у доски под диктовку).
5. Здоровьесберегающая пауза.
Предлагаю выполнить упражнения для снятия утомляемости глаз и для улучшения мозгового кровообращения.
6. Выработка умений и навыков.
- Давайте выполним тест и проверим насколько хорошо вы усвоили материал (тест приложение 2)
- На работу с тестом у вас есть 5 минут.
- Сдайте работы.
- На следующем уроке мы проанализируем ваши ответы и проработаем ошибки, допущенные в работе.
7. Подведение итогов.
Подвожу итоги урока. Прошу ответить на вопросы:
- Почему подлежащее и сказуемое называют главными членами предложения?
Они выполняют самую главную функцию: подлежащее предназначено для введения предмета речи, т. е. того, о чем или о ком говорится в предложении; без него было бы неясно, о чем идет речь. Сказуемое несет информацию об этом предмете – что он делает? Каков он? Что с ним происходит? Кто он такой? Что он такое? Другими словами, в подлежащем заключена главная, основная информация речи.
- Что обозначает подлежащее?
(Обозначает предмет речи)
Самые различные предметы, явления действительности и абстрактные понятия.
- На какие вопросы отвечает?
Кто или что?
- Какими частями речи может быть выражено?
Всеми частями речи.
- Понравился ли урок?
- Кто, по вашему мнению, активнее всех работал на уроке?
Благодарю всех за работу, называю особенно активных, поощряю, выставляю оценки.
8. Домашнее задание.
Выполнить упр. 151 письменно, правило на с. 75 записать в словарь.
Приложение 1
Тест «Виды подчинительной связи слов в словосочетаниях»
Найдите словосочетание со связью примыкание:
I
1) любоваться летом;
2) отдыхать летом;
3) пришёл из лесу;
4) бить баклуши;
II
1) листая книгу;
2) моя тетрадь;
3) её дневник;
4) увидел её;
III
1) мною прочитано;
2) всем известно;
3) по той дороге;
4) выросший там;
IV
1) свет солнца;
2) цвет хаки;
3) шёл впереди меня;
4) приехал в понедельник;
V
1) впереди отряда;
2) неожиданно для всех;
3) щедро рассыпанный;
4) ожидая на берегу;
VI
1) встретить его;
2) встретить на вокзале;
3) его выбор;
4) читать с интересом;
VII
1) мне грустно;
2) грустил до вечера;
3) посмотрел грустно;
4) грустя о прошлом;
VIII
1) сделай по-своему;
2) по своему следу;
3) свойственно ему;
4) отдавая своё;
IX
1) здешний завсегдатай;
2) уйдёшь на рассвете;
3) живущий здесь;
4) во время урока;
X
1) наше решение;
2) их решение;
3) решено нами;
4) решая задачи.
Правильные ответы
I
II
III
IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
2 3 4 2 3 3 3 1 3 2
Приложение 2
Отметьте предложение, в котором подлежащее выражено :
I. Именем существительным в им. п. :
1. Играй, гармонь!
2. Большаков остановил машину и вылез из кабины.
3. Все сады цветут на этой земле.
4. Мне подали письмо.
5. Две свечи мерцают слабо.
II. Местоимением в И. п. :
1. Вся граница на тысячу верст на мгновенье блеснула штыками.
2. Никто ничего не прятал у себя в карманах.
3. Один из участников конференции выступил с докладом.
4. Много песен над Волгой звенело.
5. Пять человек расселись около костра.
III. Инфинитивом:
1. Все три всадника ехали молчаливо.
2. Наша задача — беречь природу.
3. Беречь природу — значит охранять Родину.
4. Мать с сыном пошла гулять.
5. Я сам кляну свое рожденье.
IV. Фразеологизмом:
1. Весь поселок собрался на центральной площади.
2. Несколько тачанок с грохотом промчались по селу.
3. Один из гостей произнес юбилейную речь.
4. У этой девочки было золотое сердце.
5. Много дров было припасено на зиму.