Любовь Шарыгина
План-конспект урока окружающего мира «Тела и вещества» 2 класс
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : дать представления о телах и веществах, создать условия для определения детьми основных свойств веществ.
Задачи:
Предметные
-формировать у учащихся начальные представления о телах и веществах : все природные объекты, имеющие постоянную форму, являются телами;
Метапредметные
-учить понимать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале, вносить необходимые коррективы в действия в сотрудничестве с одноклассниками.
Публикация «План-конспект урока окружающего мира „Тела и вещества“ 2 класс» размещена в разделах
- Мир предметов и вещей, рукотворный мир
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Окружающий мир
- Окружающий мир, 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-создавать условия для осуществления анализа объектов с выделение существенных и несущественных признаков; учить подводить под понятие на основе распознания существенных признаков объектов (самостоятельно формулировать определения понятий); обращать внимание детей на причинно-следственные связи в изучаемых явлениях; учить фиксировать информацию, полученную путём наблюдений;
- формировать умения учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, наблюдать за действиями и высказываниями партнёра, находить неточности и корректировать их.
Этап урока
Название используемых ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Мотивирование к учебной деятельности
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4 На каждом столе у учащихся лежат по три ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Какие предметы лежат у вас на столах?
Рассмотрите их. Что вы можете про них сказать?
Для чего нужен этот предмет?
Ученые называют телами, все предметы. Которые нас окружают. Давайте и мы с сегодняшнего дня будем использовать это слово.
На доске: ТЕЛА
Из какого материала сделаны ложки?
То, из чего состоят тела, ученые называют веществами. Давайте запомним и будем использовать это слово. Значит, ложки состоят из разных веществ.
На доске: ВЕЩЕСТВА
Внимательно посмотрите на ложки. Какие ещё отличительные признаки вы можете назвать?
Правильно. Теперь давайте вместе сформулируем вывод: «Тела имеют.»- закончите это высказывание.
А теперь закончите такое предложение «Тела состоят…»
Объедините получившиеся предложения в обобщающий вывод.
Записывает на доске получившееся определение
Сможете ли вы сами назвать тему сегодняшнего урока?
Ложки
Они разные по форме, сделаны из разных материалов, разного веса, цвета и т. п.
Для того, чтобы брать еду из тарелки. Для еды, чтобы не пачкать руки.
Из металла, пластмассы, дерева.
Они отличаются формой, размерами, цветом…
Тела имеют разную форму, разный вес ( учитель уточняет: Массу) и размеры.
Тела состоят из разных веществ.
Тела и вещества.
2. Открытие новых знаний
Записывает на доске.
Слайд 5
Слайд 6
Слайд 7
Какие тела вас окружают в школе, дома на улице?
Перечислите тела, которые относятся к живой природе.
Перечислите тела, относящиеся к неживой природе.
Верно.
Гора, камень и даже гигантские астрономические объекты - Солнце и Земля являются телами. Все они на протяжении какого-либо времени могут сохранять свою форму. Подумайте, можно ли это же отнести к характеристике реки? Что такое река?
Правильно.
Пока вы ещё не знаете многих свойств воды и других жидкостей. С ними мы познакомимся позже. Однако некоторые свойства жидкости мы должны обсудить. Какие жидкости использует человек в своей жизни?
Хорошо.
Что произойдёт с жидкостями, если мы выльем их из сосуда? Назовите это свойство.
Правильно. А может
ли то, что течет, сохранять постоянную форму?
Показывает сосуды (Химическую колбу, стакан, вазу, в которые последовательно переливает воду.
Что вы можете сказать о способности воды, как жидкости сохранять свою форму?
Значит саму жидкость можно назвать телом?
Почему?
Давайте ещё раз вернё мся к нашему выводу: что такое тела? Внимательно прочитайте его на доске. Что в нём вы хотите исправить? Какие признаки являются существенными (главными). А какие несущественными?
Тела имеют разную форму и разную массу и размеры, состоят из разных веществ.
Дети рассуждают. Учитель фиксирует их рассуждение в виде схемы на доске.
Тела
Существенные признаки- способность сохранять постоянную форму тела.
Несущественные признаки- отличия по: форме, массе, размерам, цвету, составу (из чего сделаны)
Теперь попробуйте сами сформулировать лаконичное определение, что такое тела.
На доске: Лаконичное определение- краткое и точное.
Записывает это определение на доске, а предыдущее стирает.
Какие признаки вы использовали при составлении этого определения?
Будет ли это правило справедливым для составления других определений?
Давайте всё же выясним сложнейший вопрос является ли река телом?
Есть ли у реки, как у чашки стенки?
А речная вода?
Как вы распределите объекты на группы (пакет молока, кувшин с водой, яблочный сок, кувшин, молоко)
Правильно! Рассмотрите рисунки. Из каких веществ состоят данные тела?
(елочный шар, ваза, топор, ремень и ботинок, платье, чашки, коробки)
Парта, доска, стены, цветы, книга, шкаф, горы, птицы…
Звери, птицы, люди.
Гора, камень, Земля, Солнце, река…
Река- это водоём. Она образована водой.
Воду, молоко, сок, растительное масло, бензин…
Жидкости растекутся.
Значит свойство жидкостей- текучесть.
Нет
Она каждый раз повторяет форму того сосуда, в который налита.
- У воды нет своей формы.
-У жидкости нет формы.
Нет
Потому что она не может сохранять постоянную форму.
Тела- это объекты, способные сохранять постоянную форму тела.
Существенные, то есть главные признаки.
Да. При составлении определения нужно использовать только существенные признаки объекта.
Да, у реки есть дно, берега. Река является телом. Она может сохранять свою форму.
Нет.
Пакет молока, кувшин с водой, кувшин- это тела. Они имеют постоянную форму тела. А яблочный сок и молоко не являются телами. Это жидкости, они не имеют постоянной формы.
Елочный шар из стекла или пластмассы, ваза из хрусталя, топор из дерева и металла, ремень и ботинок из кожи, платье из ткани (из хлопка, чашка из глины, коробки из картона
Работа с учебником Рассмотрите иллюстрацию на странице 48 и скажите, из чего сделаны все эти тела.
Есть ли на картинке тела, которые состоят из одного и того же вещества?
Глиняная ваза и глиняная свистулька.
3. Обобщение новых знаний Слайд8
Слайд9 Перед вами четыре предмета: ваза, банка, стакан, химическая колба.
Можно ли все эти предметы назвать телами?
Все эти предметы являются посудой. А есть ли ещё какой-нибудь другой признак, объединяющий эти предметы в одну группу?
Какой вывод можно сделать (вывод на слайде) Да, все эти предметы имеют постоянную форму.
Все эти предметы сделаны из одного и того же вещества- стекла.
Разные тела могут состоять из одного вещества.
Физкультминутка Презентация
Практическая работа
Слайд 10
Слайд 11 Сейчас я опущу кусочек сахара в воду. Понаблюдайте. Что с ним произойдёт.
Как вы думаете, что произошло в сахаром как с веществом?
Правильно. Все объекты окружающего мира, включая нас состоят из веществ. Каждое вещество имеет сложное строение (об этом вы узнаете на уроках химии, оно состоит из мельчайщих невидимых глазом частиц.
(схема на слайде)
Попробуем определить как ведут себя частицы в различных веществах. Для этого выполните выданные вам задания. (Класс делится на 3 группы) каждой группе даётся карточка с заданием. В ходе работы учащиеся делают вывод.
Какие выводы мы можем сделать по итогам выполнения практической работы?
(выводы на слайде) В стакане нет сахара. Он растворился.
Сахар распался на маленькие частички. Но он есть в стакане, потому что всегда, когда сахар кидаешь в воду, она становится сладкой.
Задание на закрепление материала Рисунок на доске.
Как располагаются частицы в перечисленных объектах? (карточки)
3. Домашнее задание
Дома вам нужно будет подумать над вопросом: являются ли телами водяной пар и облако? Почему?