Алина Никитчук
Конспект НОД для детей старшей группы «Птица тетерев»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 182 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» города Чебоксары Чувашской Республики.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по дисциплине «Познание ок-ружающего мира, природа» для детей старшей группы
Тема: «Птица тетерев»
(по исследовательскому методу А. И. Савенкова)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Разработала: воспитатель МБДОУ «Детский сад № 182 г. Чебоксары Никитчук А. А.
Чебоксары 2016
ПРОГРАМНОЕ СОДЕРАЖАНИЕ
Образовательные задачи:
1. Развивать общие познавательные способности детей (описывать, срав-нивать, строить предложения).
2. Развивать символическую функцию мышления: умение придумывать символы или знаки событий (пиктограммы).
3. Уметь строить план исследования: уметь называть признаки исследуемого предмета.
4. Поддерживать и развивать интерес к природе, её живым объектам, по-буждать к выделению характерных особенностей, их внешнего вида (тетерева, способов передвижения, питания.
Развивающие задачи:
1. Развивать элементарные представления о целостности природы и взаи-мозависимости ее компонентов, взаимосвязи живых организмов обитания (особенности внешнего вида, обитания).
Воспитательные задачи:
1. Продолжать формировать у детей чувство любви к природе родного края.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА
1. Наблюдение за птицами на прогулке.
2. Рассматривание иллюстраций.
3. Загадывание загадок о птицах.
4. Чтение статей в энциклопедии.
5. Слушание аудиозаписей голосов птиц.
6. Просмотр видеофрагментов по компьютеру.
7. Рисование птиц.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ
1. Мотивационный момент.
2. Исследовательский метод А. И. Савенкова:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
• Поиск и предложение возможных вариантов решения
• Сбор материала
• Обобщение полученных данных
• Сообщение детей.
• Итог занятий.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ:
1. Столы и стулья
2. Карточки - «темы исследований».
3. Карточки с символическим изображением «методов исследования»
4. Книга - энциклопедия.
5. Бейджики и медали.
6. Мантия учёного
Ход занятия.
В. : Доброе утро, ребята! А вы хотите быть исследователями? (Д. : Да). А кто такой исследователь? (Д. : Это ученый, наблюдатель). Правильно, исследователь - это ученый, который наблюдает, собирает сведения о чем либо? Ребята, подойдите к столу и оденьте бейджики.
В. : Я для вас приготовила много разных карточек (воспитатель раскладывает карточки с изображениями разных птиц и животных, природных явлений и тд.). Это темы наших будущих исследований. Посмотрите на них и выберите ту карточку, о которой вы хотели бы узнать как можно больше. Что выбрали? (дети по очереди называют какую карточку выбрали). Я сегодня предлагаю вам выбрать тему исследования «Птица тетерев». Ребята, вы согласны? (Воспитатель убирает все карточки, кроме «Птицы тетерев» и кладет на середину стола).
В. : Наша задача — получить как можно больше сведений о тетереве и подго-товить о нем небольшое сообщение. Для того чтобы выполнить это задачу, надо исследовать все что можно, собрать нужную информацию. Как это можно сделать? Как вы думаете, с чего начинает исследование ученый? (Д. : Подумать самому; спросить у другого человек; почитать, посмотреть в книге; наблюдение; эксперимент; обратиться к компьютеру. Воспитатель кладет карточки вокруг карточки с тетеревом).
В. : С чего надо начать наше исследование в первую очередь? (Д. : подумать самостоятельно. Воспитатель выкладывает карточку на первый ряд с изо-бражением вопросительного знака).
В. : Где еще можем узнать новое? (Д. : книга! Воспитатель выкладывает карточку на второй ряд с изображением книги)
В. : Кто еще может подсказать? (Д. : Спросить у другого человека! Воспитатель выкладывает карточки с изображением человека.)
В. : Вот такой у нас получился план исследования. (подумать самому, обратиться к книге, спросить другого человека)
В. : А теперь подумайте самостоятельно, что вы знаете о тетереве? (Д. : Зимующая птица, живет в лесу). Давайте зафиксируем, что мы узнали. (Ребенок нарисует символ снеговика и деревья).
В. : По плану, следующим пунктом исследования какая карточка? (Д. : Прочитать в книге). Для этого отправимся в библиотеку. Надеюсь нам поможет энциклопедия. (В. : У тетерева большая голова с красными бровями и корот-ким клювом. Его легко узнают по блестяще черному оперению с фиолетовым или зеленом отливом на голове, шее и пояснице. Подхвостье у него белое, а хвост раздваивается. Зимой ест почки березы, лиственницы, ольхи, а летом и осенью ест ягоды черники, брусники, малины, клюквы, листья клевера, зёрна пшеницы и овса). Давайте вернемся в нашу лабораторию и зафиксируем полученные сведения. (Дети по очереди рисуют символы красные брови, ягоды, колос, раздвоенный хвост).
В. : По плану, следующим пунктом исследования какая карточка? (Д. : Спросить у другого человека). У нас в детском саду есть специалист по птицам. Ее зовут Крылова Светлана Петровна. (Дети подходят к ней). Ребенок: «Светлана Петровна, расскажите, что вы знаете о жизни тетерева?
Светлана Петровна: «Здравствуйте, юные исследователи! Я очень рада что вы заинтересовались птицами и хочу немного рассказать о тетереве, хочу показать видеоролик о тетереве. Тетерев - наземная птица, но зимой держится на деревьях. По земле передвигается подобно домашней курице — быстро бегает и взлетает почти вертикально. След так же похож на куриный, но немного меньший размером. Уверенно держится на деревьях, свободно передвигаясь даже по тонким веткам. Полет быстрый и энергичный — тетерев за раз может пролететь до нескольких десятков километров без остановки. В сильные морозы кормится один раз в сутки. К вечеру, еще до заката солнца, тетерев старается найти себе темное и укромное устройство для ночлега. Он сидя на дереве присматривает место перебирает лапами по суку, а потом исчезает в рыхлом снегу и крыльями ут-рамбовывает снег, делает пещерку. При скрипе снега под лапами лисицы, тетерев быстро проламывает снежный покров и взлетает. Но случается, что внезапно оттепель подтопит верхний слой снега, образуя лед. Такую корку не
всегда удается пробить, и тетерева может поймать лиса». ( Информацию схе-матично фиксирует воспитатель: след как у курицы; цифра 1 и тарелка; внутри овала буква Т, сверху снежинки; буква Л внутри овала; внутри овала буква Т, сверху черточка).
В. : Спасибо, Светлана Петровна, за ваш интересный рассказ. Ребята, давайте вернемся на свои места и обсудим, о чем мы узнали.
Исследовательская работа завершена. Теперь раскладываем на столе пикто-граммы, что мы составили вместе, и вспомним, что интересного узнали.
В. : Что означает первая пиктограмма? (Ответы детей : зимующая птица, живёт в лесу)
В. : Что означает вторая пиктограмма (Ответы детей : большая голова с красными бровями и коротким клювом, оперение чёрное, хвост раздваивается, питается почками берёзы, лиственницы, ягодами и зёрнами)
В. : Что означает третья пиктограмма (Ответы детей : след как у курицы, ходит как курица, в сильные морозы кормится 1 раз в сутки, ночует в тёмном «домике» под снегом, когда учует лису, быстро проламывает снежный покров и взлетает, но не может проломать ледяной покров)
А теперь надо составить общий рассказ по теме нашего исследования «Птица тетерев». Кто из вас сейчас расскажет об этой птице? (Желающие дети по очереди выходят, надевают мантию учёного и рассказывают. Примерный рассказ: Тетерев - зимующая птица, живёт в лесу. У тетерева большая голова с красными бровями и коротким клювом, оперение чёрное, хвост раздваивается, питается почками берёзы, лиственницы, ягодами и зёрнами. След у тетерева как у курицы, ходит как курица, в сильные морозы кормится 1 раз в сутки, ночует в тёмном «домике» под снегом, когда учует лису, быстро проламывает снежный покров и взлетает, но не может проломать ледяной покров). Исследователи, у вас будут вопросы к рассказчику. (Похвалить ребенка, кто задал вопрос.)
В. : Дети, вам понравилось быть исследователями? (Д. : Да). Какие вы сегодня молодцы. За то, что вы сегодня хорошо поработали, я вам сейчас подарю медали с изображениями тетерева, чтобы вы рассказали дома об этой птице много-много интересного. Всем спасибо.