Наталья Мадерова
План-конспект познавательного занятия «Агрегатное состояние вещества» (по методике ТРИЗ) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План конспекта
По познанию
Тема: Ознакомление агрегатного состояния вещества
(по методике триз) в старшей группе.
Программное содержание: Познакомить детей с различным агрегатным состоянием вещества : жидкое, твердое, газообразное, переход вещества из одного состояния в другое на основе моделей теории решения изобретательных задач (триз) метод моделирования маленькими человечками. Дать знание о физическом состоянии и сущности предметов, их внутреннем строении.
Публикация «План-конспект познавательного занятия „Агрегатное состояние вещества“ (по методике ТРИЗ) в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Продолжать учить детей находить противоречия в любом предмете окружающей обстановки.
Развивать логическое мышление. Воспитывать желание активно участвовать в познавательных занятиях.
Ввести в активный словарь детей: жидкость, газ, воздух, словарь антонимов.
Методические приемы :
1. Приход Незнайки и приглашение детей в гости к маленьким человечкам.
2. Словесная игра6 «Наоборот».
3. Рассказ Знайки о его друзьях маленьких человечках-твердые жидкие, газообразные.
4. Словесная игра «Назови правильно»
5. Построение Знайкой различных предметов из моделей.
6. Обращение к детям с вопросами: Как принести воду в решете? Мед-это твердое или жидкое вещество?
7. Словесная игра «Хорошо-плохо».
8. Прием эмпатии (вживание в образ).
Подготовка воспитателя: «Методы развития творческого мышления».
Материал: Мольберт, костюм Знайки, модели маленьких человечков, мяч, решето, вода, стакан, лед, горячая вода, банка, таз, пробирка, железная ложка.
Ход занятия
Входит Знайка: Привет ребята, вы узнали кто я? Правильно, я знаю все, поэтому меня назвали Знайкой. Сегодня я пришел к вам для того, чтобы пригласить вас в гости к моим друзьям-маленьким человечкам. Вы согласны? Очень хорошо. Но сначала я хочу проверить вас, сможете ли вы поиграть со мной, что вы знате?
Игра «Наоборот»
Скажу я слово далеко, а ты ответишь…близко
Скажу я слово высоко, а ты ответишь…низко
Называются слова: тяжелый, горячо, день, зима, небо, тонкий, большой, мальчик, спать, черный, солнце, великан, короткий, узкий, здоровый, грустный, зло, соль, светлый.
Молодцы, вы все знаете. А теперь я вам расскажу о моих друзьях. Вот посмотрите: выкладывает человечков твердого вещества-они крепко держаться за руки, чтобы не разъединиться. Они очень дружные. Чтобы их разделить нужно много усилий.
Например: дерево.
Для того чтобы сломать дерево или распилить полено, нужно много сил. Значит, твердые вещества очень прочные, трудно ломаются.
А вот человечки жидкого вещества стоят рядом и слегка касаются друг друга. Эта связь не прочна, одних человечков можно легко отделить от других. Вот возьмем воду и перельем ее в стакан. Был целый стакан, а осталось половина. Я разлучил маленьких человечков жидкого вещества. Еще смотрите, я из стакана перелью воду в пробирку-вода изменила свою форму.
А вот человечка газообразного вещества мы увидим, не встретим, потому что они усидчивы, любят бегать, прыгать, летать и от этого они много и независимо друг от друга путешествуют, лишь иногда они сталкиваются или задевают друг друга.
Вокруг нас воздух, мы дышим но не видим, мы не можем его собрать в руки.
Посмотрите, мы нагрели воду и из нее идет пар, это человечки жидкого вещества вырвались наружу и превратились в человечков газообразного вещества и вырвались наружу, летают, где хотят.
Давайте поиграем в игру «Назови правильно»
Я буду называть какой-нибудь предмет или вещество, а вы будете говорить, какое оно твердое, жидкое, газообразное.
Почему, например кирпич-твердое вещество, оно трудно ломается.
Очень хорошо. Вы назвали много разных предметов и веществ, а давайте я попробую построить из маленьких человечков что-нибудь. Вот, например, стол. Какой он? (строит из моделей).
Давайте построим с помощью человечков. Стакан с молоком, а внутри ложка. Как интересно! С помощью маленьких человечков можно все.
Ребята, а знаете ли вы, что такое решето? Правильно, это предмет для просеивания муки, он с дырками. А можно ли в решете перенести воду? Ну, конечно, можно, только ее сначала надо заморозить. Выдели вы когда-нибудь мед ил масло? Это твердые или жидкие вещества?
Теперь, ребята, вы видите и знаете, что есть твердые, жидкие, газообразные вещества.
А теперь, ребята, я буду называть какой-нибудь предмет, а вы будете отвечать нужен он или нет, хорошо это или плохо.
Например: солнце это хорошо, оно греет, под солнцем все растет, но это и плохо, т. к солнце сильно греет, то становиться жарко и душно.
Называю слова: вода, дерево, ветер.
Правильно вода-это хорошо, растут растения, животные, но и в тоже время грязь, все гниет.
Маленьких человечков мы оставим, пусть занимаются своим делом, а представим, что у нас волшебная палочка и мы можем превратиться в кого хотим.
Давайте превратимся в бабочку коробочки: Вот я спешу, мне нужно найти домик для своих деток, пока не начался дождь. Ой как же это? Мальчик схватил меня и не отпускает. Что мне делать? Без меня мои детки погибнут. Ну вот все хорошо меня мальчик отпустил. Ребята, а что же может произойти с птичкой, цветком, деревом, гусеницой…
Ответы детей.
Все ребята молодцы! Не забывайте о маленьких человечках, они всегда вокруг нас, помогают нам.
До свидания, ребята.