Елена Черкасова
Конспект образовательной деятельности по познанию окружающего мира в подготовительной группе «Время»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи.
1) Познавательное развитие : продолжать знакомить детей с устройством календаря, названиями месяцев года и их последовательностью, названиями дней недели. Обогащать представления детей о профессиях взрослых.
2) Социально-коммуникативное развитие: развивать общение и взаимодействие детей со взрослым и друг с другом, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, развивать умение оперировать условными знаками (символами, формировать уважительное отношение к труду взрослых.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познанию окружающего мира в подготовительной группе „Время“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3) Речевое развитие: развивать связную, грамматически правильную речь, обогащать активный словарь, продолжать развивать понимание на слух литературных текстов, речевое внимание, воспитывать интерес к письменной речи, учить рассуждать.
4) Художественно-эстетическое развитие: развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания художественной литературы, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
5) Физическое развитие: способствовать правильному формированию опорно-двигательной системы организма во время образовательной деятельности.
Материалы и оборудование: текст сказки В. Даля «Старик-годовик», 4 больших листа оранжевого, голубого, светло-зеленого и ярко-зеленого цветов, карточки-символы с изображением примет каждого времени года, напечатанные на цветном принтере названия времен года, месяцев, дней недели, картинки с изображением людей различных профессий (часть – работающих в ночное время).
-Ребята, я предлагаю послушать отрывок из сказки Владимира Даля «Старик-годовик».
Вышел старик-годовик. Стал он махать рукавом и пускать птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три птицы. Повеял холод, мороз.
Махнул старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полях показались цветы.
Махнул старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно. Мужики стали жать рожь.
Махнул старик-годовик четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпал частый дождь, залегли туманы.
А птицы были не простые. У каждой птицы по четыре крыла. В каждом крыле по семи перьев. Каждое перо тоже со своим именем. Одна половина крыла белая, другая - черная. Махнет птица раз - станет светлым-светло, махнет другой станет темным-темно.
- Дети, вы поняли, что это были за птицы? (Ответы детей). Давайте вспомним, что происходило, когда полетели первые три птицы. (Ответы). Да, стало холодно, наступила зима. Почему птиц было именно три? Сколько вы знаете зимних месяцев? Как они называются? (Ответы детей). Давайте с вами сделаем календарь времен года и начнем мы с зимних месяцев. У нас на доске есть 4 листка разных цветов. Какого цвета лист подходит для зимних месяцев? (Голубой). Прикрепляем к листу слово «ЗИМА», а теперь по порядку названия зимних месяцев. (Ребенок у доски прикрепляет названия месяцев). Давайте хором прочитаем эти названия.
-А теперь давайте вспомним, что происходило, когда полетели другие птицы. (Работа, аналогичная первой, только на светло-зеленый лист ребенок прикрепляет слово «Весна» и названия весенних месяцев).
-Что произошло, когда старик-годовик выпустил третью тройку птиц? (Ярко-зеленый лист, слово «Лето»ми названия летних месяцев).
-Что же это за последняя тройка птиц? (Ответы). Что произошло, когда они вылетели? (Оранжевый лист, слово «Осень» и названия осенних месяцев).
-Ребята, а вы поняли, кто такой старик-годовик? (Ответы). Давайте с вами хором пересчитаем, сколько всего месяцев в году.
-А теперь давайте украсим наш календарь. Предлагаю вам такую игру. У меня на столе лежат перевернутые картинки, изображающие яркие приметы каждого времени года. Вы по очереди будете подходить, брать по одной картинке, говорить всем нам, что изображено и прикреплять на листок календаря с нужным временем года. ( Зима: снежинка, украшенная елка, снеговик, санки, лыжи; Весна: подснежник, проснувшийся после зимней спячки медведь, цветущая яблоня, ветка сирени, птички, вьющие гнезда; Лето: гриб, земляника, купающиеся дети, ежик в траве, луг с ромашками и бабочками; Осень: желтые листья, зонт, белка, делающая запасы, улетающие птицы, корзина с урожаем).
- А какое время года у нас сейчас? (Осень). Да, сейчас осень, поэтому предлагаю вам небольшую физкультминутку, которая так и называется «Осень».
Ветер тучи гонит, (дети поднимают руки вверх и делают взмахи из стороны в сторону)
Дождик слезы льет. («ступеньками» опускают руки вниз)
Ах, когда же снова
Лето к нам придет? (разводят руки в стороны, поворачивают корпус вправо и влево).
Вслед за летом к югу
Птицы улетели, (машут руками, как крыльями)
Потому что скоро
Закружатся метели (кружатся).
- А теперь давайте подумаем, ребята, почему у каждой птицы-месяца было четыре крыла. (Ответы). Да, в каждом месяце обычно бывает четыре недели и еще несколько дней. Вы знаете, из каких дней состоит неделя? (Ответы). (Воспитатель прикрепляет на доске напечатанные названия дней недели друг под другом в столбик). Давайте прочитаем хором названия дней недели. (Читают). На что похожи названия «вторник», «среда», «четверг», пятница»? (Похожи на слова «второй», «средний», «четвертый», «пятый»).
-Давайте пересчитаем, сколько дней в неделе. Вы теперь поняли, почему в каждом крыле-неделе у птицы было семь перьев? (Ответы).
-
Чтобы вы лучше запомнили по порядку названия дней недели, давайте проведем физкультминутку «Дни недели».
В понедельник мы стирали,
Пол во вторник подметали.
В среду – мы пекли калач.
Весь четверг играли в мяч.
В пятницу мы чашки мыли,
А в субботу – торт купили.
И, конечно, в воскресенье
Звали всех на день рожденья.
Пели, прыгали,
Плясали,
Дни недели – посчитали».
(Выполняются движения в соответствии с текстом).
-А почему одна сторона пера у птиц была белой, а другая черной? (Ответы).
-Давайте обсудим, чем отличается день от ночи. (Ответы). Что мы делаем утром, днем, вечером и ночью? (Ответы). Дети, как вы думаете, все ли люди ночью спят, должен ли кто-то не спать ночью? (Ответы).
Предлагаю вам послушать стихотворение Сергея Махотина «Пока мы спали» :
Дом наш смолк и уснул,
И мы тоже уснули.
Заводная лягушка затихла на стуле.
Красный мяч до утра
Под диван закатился,
И серебряный месяц в окне засветился.
Но пока нас баюкала тихая дрёма,
Перемыла машина асфальт возле дома.
Под мостом починили
Трамвайные рельсы,
Поезда отправлялись в далекие рейсы.
Корабли разгружали
Плечистые парни,
Свежим хлебом запахло
Из окон пекарни.
И летя как стрела
По проспекту ночному,
В «скорой помощи» врач
Торопился к больному.
До утра,
Не смолкая,
Кипела работа,
И Земля повернулась
На пол-оборота.
-Вы послушали стихотворение, теперь вспомните, люди каких профессий работают в ночное время и почему. (Ответы). А теперь предлагаю вам игру. Я буду показывать вам картинки, изображающие
различные профессии, а вы будете поднимать руку, если эта профессия требует работы в ночное время. А если человек какой - либо профессии работает только днем, то сидите тихо. (После показа каждой картинки воспитатель спрашивает, что это за профессия. А если профессия связана с ночной работой, то спрашивает, как). ( Показывает картинки: пожарный, врач скорой помощи, продавец, парикмахер, полицейский, пекарь, пилот, машинист, учитель, музыкант и др.).
-А сейчас, чтобы вы немного отдохнули, давайте поиграем в игру «День-ночь»
-Садитесь на свои места и подведем итог нашему занятию. В начале него я читала вам сказку «Старик-годовик». В конце этой сказки автор задает нам вопросы, давайте на них ответим.
-Что это за птицы вылетели из рукава старика-годовика?
-Какие это четыре крыла у каждой птицы?
-Какие семь перьев в каждом крыле?
-Что это значит, что у каждого пера одна половина белая, а другая - черная?