Галина Спиридонова
План-конспект проведения НОД по познавательному развитию «Что мы знаем о видах и свойствах бумаги?» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект проведения непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
Воспитатель ГБОУ ООШ №11 г. Новокуйбышевска
С/П «Детский сад «Сказка»
Спиридонова Г. П.
Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность (ознакомление с окружающим миром)
Тема: «Что мы знаем о видах и свойствах бумаги?»
Публикация «План-конспект проведения НОД по познавательному развитию „Что мы знаем о видах и свойствах бумаги?“ в старшей группе» размещена в разделах
- Бумага. Свойства бумаги
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Речевое развитие»
«Физическое развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Продолжать, расширять представления детей о производстве бумаги, картоне и разных, их видах и свойствах.
-пополнять представления детей о характеристиках бумаги,
- развивать аналитическое мышление, память, внимание, наблюдательность. («Познавательное развитие»)
2. Развивать связную речь, закреплять в речи детей новые слова,
-формировать умение детей делать выводы.
(«Речевое развитие»)
3. Развивать координацию движений, мелкую моторику рук. («Физическое развитие»)
4. Воспитывать интерес к познанию свойств, окружающих нас предметов,
-любознательность,
-бережное отношение к природным ресурсам. («Социально-коммуникативное развитие»)
Методы и приё мы:
- Практические упражнения
• Подражательные (подражая педагогу)
• Конструктивные
• Творческие
- Наглядные
• Наблюдение
• Демонстрация (рассматривание предметов мини-музея)
• Показ способов действий (последовательность выполнения заданий)
- Словесные
• Рассказ воспитателя
• Вопросы к детям
• Беседа
• Рассуждения
• Указания
• Пояснения
• Объяснения
- Игровые
• Внезапное появление объектов
• Воображаемая ситуация с оборудованием
• Загадывание и отгадывание загадок.
Материалы и оборудование:
- выставка изделий из бумаги и картона;
- разнообразные виды бумаги и картона (формат А4);
-втулки (трубки) от туалетной бумаги двух видов : водорастворимые и из обычного картона по 1 шт. каждого вида на ребенка,
-стаканчики с водой (половина стакана) на каждого – 2шт.,
-индивидуальная салфетка на каждого,
-вырезанные из цветной бумаги цветы, на каждого по 1шт.
-контейнер, наполненный на половину водой;
-игрушечная машина (фото) - мусоровоз,
Ход:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поприветствуем наших гостей. (здороваются с гостями)
(стук в дверь)
Воспитатель: Ой, нам письмо; открываем «Здравствуйте ребята, пишет вам Буратино. Объясните, пожалуйста, папе Карло, что куртка из бумаги очень удобная и прочная. Папа Карло говорит, что я не прав. С уважением, Буратино.»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, одежда из бумаги прочная? (ответы детей). Кто же прав, Буратино или папа Карло? (ответы детей)
Ну что, поможем Буратино (ответы детей)
Сейчас просто невозможно представить себе жизнь без бумаги. Для чего нужна бумага? Вспомните, где она применяется? (обратить внимание на мини-музей изделий из бумаги)
Мини-музей.
Давайте с вами перечислим все, что мы видим у нас в мини-музее. Из чего все сделано? (ответы детей)
1. Промышленность – упаковочные материалы, коробки, ящики …
2. Канцелярия – офисная бумага, тетради, альбомы, книги, блокноты…
3. Бытовые нужды – салфетки, полотенца, туалетная бумага…
Воспитатель: А теперь подумайте и скажите, может быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги, картона? (ответы детей).
Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду, не строят дома? (различные ответы детей)
Дома строят из камня, дерева, одежду шьют из ткани. Потому, что эти материалы прочные и надежные. А прочная ли бумага? Давайте проверим.
• Сейчас мы с вами узнаем какой же бывает бумага.
Возьмем в руки каждый себе по одной бумаге и скажем, какая она? (дети трогают бумагу, пробуют её на ощупь, определяют её свойства)
1. Сначала мы скажем какая она по цвету (белая, цветная)
2. Через бумагу можно что-нибудь увидеть (нет)
3. Давайте попробуем скрутить (легко скручивается)
4. Давайте согнём бумагу (сгибается)
5. Попробуем смять (мнётся)
6. Попробуем оторвать кусочек? (Значит, легко рвется)
7. Попробуем бросить кусочек в воду, что происходит? (плавает)
8. Быстро намокает, не тонет
9. Давайте теперь посмотрите, что у меня. (Ножницы.) Проверим еще одно свойство. Вика, попробуй разрезать. Что можно сказать. (Бумага легко режется.)
10. Есть еще одно свойство у бумаги, если её поджечь она загорается. (Значит она легко горит.)
11. А если её, как бы постирать, что мы слышим (звук). Что можно сказать – бумага шуршит. А если подбросить она полетит (летает).
Замечательно, давайте теперь скажем свойства бумаги, и повторим какая бумага :
- белая, цветная
- непрозрачная
- плавает
- горит
- мнется
- рвется
- намокает
- режется
- шуршит
- летает.
• Воспитатель: Ну, а теперь давайте поиграем немного. «Развивающая игра «Шарик»
Воспитатель: А сейчас мы с вами посетим нашу волшебную лабораторию, где проводятся опыты. Чтобы попасть в лабораторию нам необходимо с вами переодеться в ученых. И так, надеваем халаты, чтобы не испачкать нашу одежду, резиновые перчатки, очки, чтобы ничего не упустить из виду (дети имитируют движения).
Воспитатель: Ну что, готовы?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда начнем! Чтобы узнать, с чем мы будем экспериментировать и о чем говорить, предлагаю послушать стихотворение-загадку и сказать, о чем в нем говорится.
Для чистоты очень важная
Длинная лента бумажная,
Плотно на трубку намотана.
Время идет – не растет она.
Не, не растет – наоборот.
Вот и совсем не видна!
Самая малость –
Трубка осталась.
Серая трубка одна.
Воспитатель: что это было? (туалетная бумага)
Воспитатель: А что за трубки у нас остались?
Дети: Трубки от туалетной бумаги.
(воспитатель поднимает платок, а под ним на подносе лежат трубки туалетной бумаги 2х видов : растворимые и нерастворимые)
Воспитатель: Молодцы! Отгадали загадку. Но посмотрите, одинаковые ли трубки у нас тут?
Дети: разные
Воспитатель: А что вы знаете об этих трубках? Важная и нужная туалетная бумага у нас заканчивается, что мы делаем с этими трубками?
Дети: Выбрасываем.
Воспитатель: Да, мы выбрасываем ненужные рулончики (втулки). Но скажите, куда мы их выбрасываем. И куда их можно выбрасывать?
Дети: в воду, унитаз, корзину.
Воспитатель: Давайте с вами поэкспериментируем и узнаем всякую ли туалетную трубочку мы можем безопасно выбросить в воду?
(Дети переходят к столам, за которыми приготовлены для каждого стаканы с водой. Воспитатель раздает втулки трубочки. Дети, помешивая втулки шпажкой легко растворяют их в воде.)
Воспитатель: Легко ли растворилась втулка в воде? Есть ли какие-нибудь особенности? Неприятный запах какой-нибудь? Или твердые комочки (частицы? Мы можем такую трубку смыть в унитаз? Застрянет ли она где-нибудь в трубах?
Дети: Нет, не застрянет, легко пройдет по трубам.
Воспитатель: Давайте попробуем, выльем наши стаканчики в специальную емкость и увидим, как все содержимое пройдет (как по трубам).
(Дети выливают свои стаканчики с растворенной втулкой через воронку в большую бутыль)
• Воспитатель: Теперь давайте проверим как поведут себя другие втулки. Как вы думаете, такие трубки так же будут намокать в воде? Будут ли они растворяться?
Дети: отвечают.
(дети подходят к другому столу берут трубочки из плотного картона и опускают в стаканчик с водой. Пытаются их размешать (растворить) шпажкой в воде. Дети утверждаются, что трубки намокают, но не растворяются).
Воспитатель: Давайте оставим на время наши втулки, может надо подождать немножко, чтобы они растворились.
• Воспитатель: Ну, а мы возьмем с вами цветочки, которые я вам приготовила заранее и удивим наших гостей, покажем им «Волшебные цветочки».
Вначале сложим их лепестки все в серединку и опустим их в воду. (дети складывают лепестки и опускают в ёмкость).
Воспитатель: Дети, что происходит с цветочками, они раскрываются, т. к. бумага постепенно намокает и «цветочки-распускаются».
Воспитатель: Давайте вернемся с вами к нашим трубочкам. Ну и что произошло?
Дети: Они просто намокли, но не растворились.
Воспитатель: Правильно. Теперь мы с вами знаем, что не всякая бумага растворяется.
Воспитатель: Одни втулки мы растворили в воде и спустили в канализацию, а куда денем наши вторые трубочки?
Дети: выбросим в мусорное ведро, мусоропровод, затем в мусорный контейнер, уже затем увезут на свалку – мусоровозная машина. Это первый способ.
Но есть еще второй способ, куда попадает ненужная бумага? - но это следующая наша тема.
Вот вам и задание: узнать, когда мусора набирается очень много - куда он девается?
Всем спасибо, молодцы!