Калиновская Наталья
Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды «Волшебная капелька» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Образовательные:
1. Расширить представления о воде и ее некоторых свойствах.
2. Формировать у детей знания о значении воды для всего живого на Земле.
3. Учить наблюдать, сравнивать, делать выводы во время проведения опытов.
Развивающие:
1. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение товарища и отстаивать свое.
2. Развивать любознательность, мышление, внимательность во время поисковой деятельности.
3. Принимать игровую ситуацию и участвовать в ней.
Публикация «Конспект НОД по формированию представлений о свойствах воды „Волшебная капелька“ в старшей группе» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное отношение к воде, окружающему миру.
Ход НОД
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам!
А кто у нас сегодня плакал, когда пришел в детский сад?
Лучик какого цвета сегодня смеется? На кого из ребят он похож, кто смеется сегодня?
У какого лучика грустное настроение? А у кого из ребят грустное настроение?
Подарим солнышку лучики нашего настроения!
(прикрепляем лучики к солнцу)
- Ребята, а у меня пропала подружка. Ее зовут Капелька. Она такая веселая и очень любит играть в прятки. Посмотрите на картинки и догадайтесь сами, где я ее уже искала. Вы ее не видели? Как мне показалось, она прыгнула в вашу группу. Поможете мне ее найти? Вот ее фотография. Поищем по группе вместе?
На листе цветка лежит вырезанная из бумаги капелька воды.
- Ребята, посмотрите, что это такое на листике?
Осторожно встряхиваю лист, на руку падает капелька.
Дети: Капелька!
- Правильно! Что ты здесь делаешь, капелька? Почему ты такая грустная? Капелька говорит, что злой колдун разбросал ее сестренок капелек в разные стороны. Он сказал, что они смогут найти друг друга только в том случае, если мы выполним его задания. Капелька плачет и просит вас помочь ей. Готовы помочь? Капелька передала нам два конверта от злого колдуна. Откроем же первый конверт.
(Я злой, беспощадный колдун! Если вы справитесь с моим первым заданием, то я верну Капельке ее сестренок! Я их спрятал в вашей группе! Найдите их и скажите, какую пользу они приносят)
Наша цель - узнать, для чего нужна вода.
Путешествие – поиск капелек воды по группе.
В уголке природы: лейка с водой
- Растениям нужна вода. Они живые и без воды они погибнут
В туалетной комнате:
- Вода нужна чтобы мыть руки и лицо, игрушки
Около мойки:
- Мыть посуду
На столе чайник с водой:
- Для питья
После каждого ответа приклевается Капелька.
- Капелька, теперь ты знаешь, где спрятал колдун твоих сестричек у нас в группе. Но твои сестрички живут не только здесь. Но и на улице. И сейчас ребята тебе подскажут. Где ты можешь ещё их повстречать
. (в луже, в реке, в озере, в море, в океане)
- Правильно. Она везде!
В луже, море, океане,
Слайд
И в водопроводном кране.
Слайд
Как сосулька замерзает,
Слайд
В лес туманом заползает,
Слайд
Ледником в горах зовется, Слайд
Лентой серебристой вьется.
Слайд
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
- Вот видишь Капелька. Как много мест на земле, где можно встретить тебя и твоих сестричек. Посмотрите на глобус. Что вы можете сказать?
(воды больше, чем суши)
- Правильно.
- Что ж, ребята, выполнили мы первое задание злого колдуна?
- Готовы к новому заданию?
(второй конверт – Дайте ответ на вопрос
На огромной планете Земля
Жила скромная чистая капля
Ей вопросы мешали, друзья:
Какими свойствами обладаю я)
На вопросы ответить, ребята, сама Капелька не сможет. Ждёт она не дождётся, когда мы ей поможем. Готовы? Наша цель – познакомится с некоторыми свойствами воды.
- Дети, а вы знаете, что такое лаборатория?
(ответы детей).
Лаборатория - это место, где работают учёные. Там они проводят опыты и эксперименты и делают свои открытия. Именно такими учёными мы сейчас и станем. Готовы провести сами опыты и узнать какой бывает вода, исследовать ее свойства?
Отлично! Но прежде вспомните правила поведения в лаборатории:
- аккуратно обращайтесь с посудой;
- при необходимости пользуйтесь салфетками, если пролилась вода;
- слушайте воспитателя;
- внимательно следите за результатами опыта;
- закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Итак, в путь за знаниями, юные лаборанты.
Опыт 1. «Вода – это жидкость»
Представьте себе, что мы пришли на берег водоема и дружно прыгнули в воду. У нас на столах маленькие водоемы. Давайте окунем наши ручки в воду. Посмотрим, как вода у нас переливается.
Дети, взяв воду в ладони, смотрят, как вода протекает между пальцами.
Какая у нас водичка? Твердая, как лед()
Вода – жидкая. Если бы она не была жидкой, то не смогла бы течь в реках, не текла бы из крана. Она течет между нашими пальчиками. Вытираем салфеточками ручки.
Опыт 2. «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят два стакана – с водой и молоком. В оба стакана положить чайные ложечки. В каком из стаканов видно ложечку, а в каком нет? Почему?
Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.
Опыт 3 «У воды нет вкуса»
- Следующий опыт. Мы узнаем еще одно свойство воды. Есть ли у нее вкус?
Какой вкус у соли (соленый, у сахара (сладкий, у лимона (кислый, у лука (горький?
Попробуйте воду в стакане на вкус. Сделайте глоток.
- Можно ли назвать воду соленой, горькой, сладкой, кислой?
Ни один из знакомых вкусов нельзя отнести к чистой воде.
Значит, вывод: имеет вода вкус? (Вода не имеет вкуса.)
Опыт 4 «У воды нет запаха»
- Следующий опыт. Когда мама печет пироги, аппетитный запах вы почувствуете еще за дверями квартиры. Тонкий аромат издают цветы, духи.
- А теперь понюхайте воду и сделайте вывод: чем пахнет чистая вода? (Вода не имеет запаха)
- А еще все капельки большие путешественницы! И зовут погулять с ними!
маски
Воспитатель говорит, что она – мама «Тучка», а детки – «Капельки», и им пора отправляться в путь. Звучит музыка, напоминающая звуки дождя. «Капельки» прыгают под музыку, разбегаются, танцуют. Мама «Тучка» подсказывает им, что делать:
- Капельки - детки мои,
Вы земле сейчас нужны.
Отправляйтесь в путь дорогу,
Дождик нужен на подмогу.
Просит дождика земля,
Высохли цветы, поля.
Пролейтесь капельки дождём,
И землю, с вами мы спасем.
(звучит музыка, капельки разбегаются, прыгают, танцуют)
- Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. Стало им скучно прыгать поодиночке. Собрались они вместе и потекли маленькими ручейками.
(капельки составляют ручейки)
Встретились ручейки и стали большой речкой.
(капельки встают в одну цепочку, изображают речку)
Текла, текла река и попала в большой - пребольшой океан.
(дети перестраиваются в хоровод и двигаются по кругу)
Плавали, плавали капельки в океане, потом вспомнили, что мама туча наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело.
(наше Солнышко настроения)
Стали капельки лёгкими, потянулись вверх.
(руки вверх, затем присели, встали в круг)
Испарились под лучами солнца и вернулись к маме Тучке.
Капельки, : вы молодцы,
Хорошо себя вели.
Славно вы все потрудились,
Все поля дождем умылись.
Детки мои капельки, а если я буду вам нужна - сможете меня позвать? А, ну – ка, позовите!
(дети зовут - после чего брызгаю на детей мишурой голубой, будто водой, дети убегают)
- Продолжим наши опыты. Проведем такой эксперимент – насыпьте в стакан с водой немного земли. Какая стала вода?
(черная, грязная).
Можно ли пить такую воду? Почему? А рыбки в ней могут жить?
Наша Капелька снова плачет. - Люди, меня обижают.
Воду мою загрязняют.
Банки кидают в меня,
Грязные все берега.
Что мы можем сделать, чтобы сберечь воду от загрязнения.
(ответы детей).
От загрязненной воды страдает все живое. Засыхают растения, погибают рыбки и птицы, болеют люди и звери. Поэтому нужно беречь воду, охранять родники, бережно расходовать водопроводную воду.
Ребята, мы с вами говорили, что только в чистой речке могут жить рыбки. У меня есть маленькая речка, но в ней нет рыбок. Давайте их запустим. Для этого у вас на столах есть рыбка и карандаши. Давайте разукрасим наших рыбок и отпустим их в речку!
Приклеить. Самостоятельная работа детей. Играет музыка.
- Молодцы, дети! Какая веселая чистая речка у нас получилась и рыбки в ней все разные, красивые. Такое могли сделать только добрые ребята с доброй улыбкой. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь.
-Дети, что вам больше всего понравилось?
- Получилось помочь Капельке?
Чем помогли? (1. Зачем нужна вода?
2. Мы делали опыты. Что мы выясняли)
- Как вы думаете, настроение Капельки изменится теперь?
- Почему вы так думаете?
- Вам было трудно найти ответы на задания злого колдуна?
- Если к нам еще кто – нибудь обратится за помощью, мы поможем?
- Что было сложно? Оцените себя. Перед вами две тарелочки. На одной лежит солнышко, на другой тучка. Если вам было все легко – возьмите Солнышко, если было тяжело – тучку.
-Какое у вас сейчас настроение? Покажите пальчиками.
- Капельке пора возвращаться домой. Спасибо, ребята! На память мы дарим вам волшебную капельку, которая будет поить вас живительной силой. Только вы не забывайте о пользе воды и бережном к ней отношении. До свидания!
Медальки