Лариса Кущенко
План-конспект подгруппового занятия по лексической теме «Дикие животные. Ёжик» для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование положительной установки у детей с ограниченными возможностями здоровья на участие в непосредственно образовательной деятельности.
Задачи:
1. Обучать детей навыкам межличностного взаимодействия.
2. Формировать представления детей о диком животном - еж; его строении, образе жизни.
3. Расширять и обогащать активный и пассивный словарь детей, побуждая к речевому высказыванию.
4. Развивать умение детей передавать различные эмоциональные состояния с помощью мимики, жестов.
Публикация «План-конспект подгруппового занятия по лексической теме „Дикие животные, Ёжик“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ежик. Конспекты занятий, НОД
- Еж, ёжики. Все о ежах для детей
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
5. Способствовать дальнейшему уточнению знаний детей о способах эффективного и доброжелательного взаимодействия друг с другом.
6. Воспитывать доброжелательное, уважительное отношение к сверстникам.
7. Развивать познавательную деятельность путём формирования способов познания окружающего мира.
8. Развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, подражательные способности, тактильную память.
9. Развивать слуховое внимание.
Материал: силуэты машин красного, зелёного, синего и жёлтого цветов, крышки- колёса соответствующего цвета,массажные коврики, аудиозапись "Звуки леса", сюжетная картина "Ежи в лесу", игрушка - ёж, мячики Су-джок, "чудесный" мешочек с набором предметов, музыкальные инструменты (колокольчик, кастаньета, маракасы, бубен, звонок, картинка с изображением ёжика и грибочка, камешки марблс, 2 корзинки разной величины, грибы маленькие и большие, тесто, спагетти.
Ход занятия.
Организационный момент. Упражнение "Приветствие".
Цель: формировать эмоциональный контакт со взрослым.
Мотивация. Игровая ситуация "Едем в лес".
- Сегодня мы отправимся в лес на прогулку.
Предлагаю поехать на машине (показ силуэтов машин).
У нас машины разные –
Зелёные и красные.
Би-би, би-би!
Би-би! Би-би!
(ритмично постучать кулаком одной руки о ладонь другой)
- Андрей (Оля, у тебя машина какого цвета? Женя, на машине какого цвета поедешь?
- Ой, посмотрите, машины сломались, нужно починить колеса (дети накручивают на силуэт машины фруто-крышки от сока - "колеса" соответствующего цвета).
Молодцы!
В руки руль скорей берите
Да моторчик заводите.
(дети берут в руки «руль» - разноцветные колечки и ходят по кругу, «рулят»)
Упражнение "Машина".
Цель: формировать слуховое внимание, умение воспроизводить речевой материал (звукоподражания, развивать координацию общих движений.
Би-би-би -
(ритмично постучать кулаком одной руки о ладонь другой)
Гудит машина.
Тук-тук-тук -
Мотор стучит.
(ритмично похлопать руками)
- Едем, едем, едем, едем, -
(ритмично потопать ногами).
Он так громко говорит.
Шины трутся о дорогу.
Шу-шу-шу -
Они шуршат.
(потереть ладони).
Быстро крутятся колеса.
Та-та-та -
Вперед спешат.
(сделать ритмичную «вертушку» руками).
(Е. Алябьева)
- Приехали! Дальше пойдём по тропинке (сенсорные дорожки).
Цель: развивать тактильные ощущения, самоконтроль, развивать понимание обращённой речи - "иди", "стой".
Упражнение «Сенсорные дорожки».
Цель: развивать тактильные ощущения, самоконтроль, развивать понимание обращённой речи - "иди", "стой".
В лес мы весело шагаем,
Выше ноги поднимаем.
Ножки, ножки,
Идут по дорожке.
Ножки, ножки,
Шли по дорожке.
Бежали лесочком,
Прыгали по кочкам.
Основная часть.
- Вот мы и в лесу.
- Послушаем, какие звуки слышно в лесу? (аудиозапись "Звуки леса"). Ой, что это шуршит? Кто по тропинке лесной бежит? - ответы детей. - Мы сейчас узнаем, кто это.
Отгадайте загадку:
Сам он круглый, а не мяч,
Рта не видно, а кусач,
Голой ручкой не возьмешь,
Потому что это … (ёж).
- Правильно, это ёжик.
(Рассматривание сюжетной картинки «Ежи в лесу» и беседа по ней).
Кто изображен на картине? - ответы. - Где живет еж? Чем покрыто тело у ежа?
Игровой массаж ладошек (с мячиками Су - джок).
Давайте поиграем, покатаем наши мячики, которые так похожи на ёжиков.
Ежик, ежик, не зевай!
Лучше с нами поиграй!
Бежит ежик по дорожке,
Переставляет свои ножки.
(перекатывают «ежика» в ладошках)
Свернул влево, убежал
(зажимают в одной руке и прячут за спину)
Свернул вправо, убежал
(зажимают в другой руке и прячут за спину)
По прямой он побежал
И на тропиночку попал
(перекатывают «ежика» в ладошках)
Тут лиса его встречает,
Ёж иголки выставляет
(перекладывают из руки в руку)
Свернулся ежик наш клубком
И быстро покатился в дом.
(катают мячики вокруг себя)
Показ игрушки - ежа.
Познакомьтесь - это ёжик,
Он знаток лесных дорожек.
[Рассказ о животном ёж (с используем картинки с изображением ежа, игрушки – ёжики)]
Наш еж заметил, что в лесу стало холодно. И он прятался от холода. А где прятался, мы узнаем по картинкам-подсказкам.
Д/игра «Где прятался еж?».
Цель: работа на понимание предложных конструкций с предлогами В, НА, ПОД, ЗА.
- на пеньке
- под листом
- за деревом
- в норе.
Физкультминутка
Ежик топал по тропинке
И грибочки нес на спинке.
(ходьба по кругу)
Ежик топал не спеша,
Тихо листьями шурша
(трут ладошками).
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог.
(присаживаются, голова опущена, руками обнимают колени)
Лучик ёжика коснулся,
Ёжик к солнцу потянулся
(встают, тянутся вверх)
Д/игра «Найди ежа» (тактильная игра).
Цель: развитие мелкой.
( в мешочке - различные предметы: гладкий мячик, расчёска, зубная щётка, колючие резиновые мячики, платочек и т. д. Ребёнок опускает руку в мешочек и достаёт предмет, который на ощупь напоминает ему ежа).
Игра "Угадай, на чём играет ёжик?".
Цель: продолжать знакомить с игрой на музыкальных инструментах, показывать, что разные инструменты издают различные звуки; учить различать на слух инструменты по их звучанию и определять, какой инструмент играет, развивать слуховое внимание.
Имитационное упражнение «Ёжик»
Покажите, как ежик ищет еду, морщит носик, фыркает.
Дети, подражая воспитателю, морщат носик и прикусывают нижнюю губу, произносят звук «ф-ф-ф».
Покажите, как ежик сердится, пыхтит.
Дети хмурят брови и произносят звукосочетания «пых-пых-пых».
Ежик надувает и сдувает щеки.
Дети надувают щеки, а затем делают выдох с призвуком «пу-у-у».
Когда ежик устанет.
Выдох горлышком с призвуком «ха-а-а».
Язычок высовывает.
Широкий язычок кладут на нижнюю губу и держат 5 секунд в таком положении.
Ежик вдруг начал зевать.
Имитируют зевание.
Не пора ли с ним играть?
Пальчиковая гимнастика
- Сложите ладошки вместе, переплетите пальчики, поднимаем и опускаем пальчики, как иголочки на спинке у ёжика. Повторяйте песенку ежа.
Странный Ёж живёт в лесу –
Носит песни на носу,
А припев такой у них:
Пых…Пых…Пых!
- Если встречу вдруг я волка,
Растопырю вмиг иголки,
Не боюсь волков больших!
Пых…Пых…Пых!
И лисы не испугаюсь,
Стать спиной к ней постараюсь –
Ягод подарю лесных!
Пых…Пых…Пых!
Перед мишкою могучим
Я свернусь клубком колючим,
Удивлюсь, что он притих.
Пых…Пых…Пых!
Долго Ёж кружит по лесу,
А когда в свой дом залезет,
Ляжет спать. И в тот же миг –
Пых…Пых…Пыххххх….
(В. Гаевская)
Чем питаются ёжики? Чем мы угостим ежа?
Упражнение "Поможем ежу добраться до грибочка" [картинка с изображением ёжика и грибочка].
(Дети выкладывают "дорожку" из пуговиц/ камешков марблс).
Ходит ёжик без дорожек,
Хочет он грибов набрать.
Ну а мы, ему поможем,
Будем их в траве искать.
Ежик собрал много грибов. Поможем разложить по корзинкам.
Игра "Маленький - большой".
Цель: учить воспринимать величину (большой, маленький).
Пальчиковая игра+физминутка
Вот идет колючий ёж
(руки в замок, пальчики сжимаем-разжимаем, при этом ходим по группе)
Он на ёлочку похож
(продолжаем движение руками и ходим)
Ёж грибочки все собрал
(наклоняемся, собирая грибочки)
И домой он пошуршал
(руки, согнутые в локтях, имитируем быструю ходьбу)
Продуктивная деятельность.
Чтобы ежу не было скучно одному, сделаем для него друзей. Будем лепить ёжиков из теста, а иголочки сделаем из спагетти.
Окончание занятия. Просмотр развивающего м/ф "По лесу ёжик шёл".
По лесу ёжик шёл
И грибок нашёл.
Колючий комочек
Бежит среди кочек.
Грибочек несёт
И песенку поё т:
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Я нашел грибок в лесу.
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Я домой грибок несу.
По лесу ёжик шёл,
Яблочко нашёл.
Колючий комочек,
Бежит среди кочек.
Яблочко несёт
И песенку поё т:
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Яблочко нашел в лесу.
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Яблочко домой несу.
По лесу ёжик шёл,
Шишечку нашёл.
Колючий комочек
Бежит среди кочек.
Шишечку несёт
И песенку поё т:
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Шишечку нашел в лесу.
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Шишечку домой несу.
По лесу ёжик шёл
И листок нашёл.
Колючий комочек
Бежит среди кочек.
Листочек несёт
И песенку поё т:
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Я нашел листок в лесу.
Фуф ты фуф ты фуф ты фу,
Я листок домой несу.
- И нам тоже пора возвращаться из леса в детский сад.
Пойдём по тропинке (сенсорная дорожка). Вот мы и в саду.
Где были? Кого встретили?