Татьяна Блоха
Конспект занятия «Как оленёнок маму спасал» по лексической теме «Дикие животные наших лесов и их детёныши»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект по познавательно – речевому развитию
«Как оленёнок маму спасал»
по лексической теме : «Дикие животные наших лесов и их детёныши».
Направление: дошкольное воспитание.
Образовательная область: «Речевое развитие»
Возрастная группа: смешанная дошкольная группа компенсирующей направленности
Тема: «Как оленёнок маму спасал»
Место проведения: музыкально - спортивный зал
Публикация «Конспект занятия „Как оленёнок маму спасал“ по лексической теме „Дикие животные наших лесов и их детёныши“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Олень. Детям про оленей
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Методы: наглядный, игровой (практический, словесный
Приемы: прием эмоциональной заинтересованности (письмо от оленёнка); использование проблемных ситуаций; игровой прием.
Цель: обогащение, уточнение и закрепление знаний детей по лексической теме «Дикие животные»
Образовательные задачи: актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование словообразовательных навыков ( образование имен существительных с помощью суффиксов: -их-, -иц-, -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Развитие связной речи. Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности.
Развивающие задачи:
-Развивать внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, логическое мышление.
-Развивать интерес к выполнению заданий, желание получать новые знания.
-Развивать мелкую моторику, координацию движений, упражнять в умении согласовывать текст с движениями.
Воспитательные задачи:
- Воспитание бережного и заботливого отношения к диким животным родного края.
- Развивать чувство товарищества, умение работать в команде.
Оборудование: макет леса с дикими животными, письмо, конверты с заданиями, оленёнок, олениха, предметные картинки.
Ход образовательной деятельности:
1. Организационный момент. Собрались все дети в круг:
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
(Передайте улыбку по цепочке).
Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
2. Основная часть.
Воспитатель: вот и хорошо, а теперь подойдите ко мне и посмотрите, что вы видите? (на столе стоит макет леса с дикими животными).
Воспитатель: Ребята, а скажите, кто живёт в лесу?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему их называют дикими?
Дети: Потому, что они живут в лесу, вдали от человека, они сами строят себе жилища, сами добывают пищу и сами заботятся о своих детёнышах.
Воспитатель: правильно, вот и мы с вами сегодня будем говорить о диких животных…. (тут влетает письмо)
Воспитатель: Дети, посмотрите, нам прилетело письмо (берёт конверт, на нё м написано: «Из леса». Открывает конверт и читает: «Здравствуйте ребята! Я – Оленёнок, живу в волшебном лесу. Я обращаюсь к вам за помощью! Дело в том, что злой гном спрятал мою маму на окраине волшебного леса, я сам не смогу пройти через лес, злой гном оставил много препятствий. Я очень вас прошу, помогите мне отыскать и освободить маму. Очень жду вашей помощи. Подпись: Оленёнок»
Воспитатель: ребята, ну что отправимся в волшебный лес, помогать оленёнку, отыскать его маму?
Дети: да.
Воспитатель: ну тогда в путь, это путешествие покажет, что вы знаете о диких животных леса, какие вы внимательные и сообразительные, поможет узнать много нового!
Собираемся в поход!
Много нас открытий ждёт!
По тропинке мы идём
И тихонько в лес зайдём! (ходьба на месте)
Мы к лесной полянке вышли,
Поднимаем ноги выше,
Через кустики и кочки.
Через ветки и пенёчки.
Очень долго мы шагали.
Наконец- то в лес попали!
(Детей встречает оленёнок)
Оленёнок : Здравствуйте ребята как хорошо, что вы пришли мне на помощь. Вы готовы отправиться со мной на спасение моей мамы.
Дети: да.
Воспитатель: ну что начинаем поиск (дети отправляются в путь и встречают первое препятствие, оставленное злым гномом)
1. Для того чтобы пройти дальше, выполните моё задание. Возьмите картинки, рассмотрите и назовите тех, кто там изображён, разделите названия на слоги.
Дети: ЁЖ (один слог, БАР - СУК (два слога, ЛОСЬ (один слог) ВОЛК (один слог, БЕЛ – КА (два слога, ЛИ – СИ- ЦА (три слога, МЕД - ВЕ - ДИ - ЦА (четыре слога).
Воспитатель: молодцы, с этим заданием справились, идём дальше.
Мы шагаем по тропинке
По лесной вперед.
Мама оленёнка спасения ждёт.
Мы поможем оленёнку
Все преграды одолеть,
Злого гнома победить,
Мамочку освободить!
(Дети шагают и встречают второе препятствие)
2. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Назови по порядку»
Цель: развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.
На картинки посмотри,
И их запомни.
Я все их уберу,
Ты по порядку вспомни.
(6-7 предметных картинок по теме).
Воспитатель: какие молодцы и с этим препятствием справились. Пойдемте дальше. (Дети шагают и встречают третье препятствие)
3. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно превратится в зверей.
Упражнение «На водопой» (совершенствование словообразовательных навыков, употребление в речи имен существительных с суффиксами -их-, -иц-, -онок-, -енок-, -ат-, -ят-. Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности.
Дети: но как мы превратимся в зверей.
Воспитатель: не волнуйтесь, мы же в волшебном лесу.
-Вокруг себя вы обернитесь и в зверей превратитесь!
Как-то раз, лесной тропой звери шли на водопой.
За мамой зайчихой прыгал…зайчонок.
За мамой лосихой топал…лосёнок.
За мамой лисицей крался …лисёнок.
За мамой медведицей шёл… медвежонок.
За мамой ежихой катился… ежонок.
За мамой-белкой скакали…бельчата
Волчица вела за собою… волчат.
Все мамы и дети водички напиться хотят!
(Дети договаривают слова и выполняют движения согласно тексту)
-Напились звери чистой водички из лесной речки!
-Вокруг себя вы обернитесь, и в ребяток превратитесь!
Воспитатель: вот какой коварный гном, сколько препятствий нам оставил, ну ничего мы со всеми справимся, правда, ребята. (Дети шагают и встречают четвёртое препятствие).
4. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Назови семью»
Цель: закрепить знания детей о названии диких животных, их семей; развивать речь детей.
Папа - медведь, мама - … (медведица, детеныш - … (медвежонок).
Папа - волк, мама - … (волчица, детеныш - … (волчонок).
Папа - еж, мама - … (ежиха, детеныш - … (ежонок).
Папа - заяц, мама - … (зайчиха, детеныш - … (зайчонок).
Папа - лис, мама - … (лисица, детеныш - … (лисенок).
Оленёнок : какие вы молодцы, я скоро увижу свою маму.
(Дети шагают и встречают пятое препятствие)
5. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Упражнение «Кто, где живет?»
Цель: закрепление формы предложного падежа существительных.
На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т. д.). На пеньке (столе) картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.
Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.
(Дети шагают и встречают шестое препятствие).
6. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Упражнение «Составь предложение»
Цель: закрепление формы винительного падежа существительных.
На пеньке (столе) картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т. д. Дети ставят картинки к соответствующему животному. И составляют предложение и проговаривают его.
Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди и т. д.
(Дети шагают и встречают седьмое препятствие)
7. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Подбери словечко»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия.
Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).
Медведь (что делает) … (спит, переваливается, косолапит).
Волк (что делает) … (воет, убегает, догоняет).
Лиса (что делает) … (выслеживает, бежит, ловит).
(Дети шагают и встречают восьмое препятствие)
8. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
- Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка)
(Дети шагают и встречают девятое препятствие)
9. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Наоборот»
Цель: образование слов-антонимов.
Лось – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
(Дети шагают и встречают десятое препятствие)
10. Для того чтобы пройти дальше, вам нужно выполнить следующее задание.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: учить детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые обобщения, активизировать предметный словарь.
На картинку посмотри,
Предмет лишний назови,
И свой выбор объясни.
Белка, собака, лиса, медведь.
Дети идут дальше и видят записку от злого гнома
«Какие вы умные и отважные ребята, раз вы не побоялись и помогли дойти оленёнку к последнему заданию. Если вы его выполните, то я отпущу его маму»
Игра «Составление рассказа-описания»
Цель: учить детей составлять рассказ-описание о животном с опорой на план-схему, развивать речь детей.
Дети составляют рассказ о внешнем виде дикого животного по плану.
Дети составляют рассказ и гном отпускает олениху.
Воспитатель: Вот какие мы молодцы, а теперь нам пора возвращаться домой.
- Раз, два, три вокруг себя покрутитесь и дома очутитесь.
3. Итог.
-Ребята! Чем мы сегодня занимались? О ком говорили?
-Дети, а что нового вы узнали?
Оценка работы детей
-Вы очень порадовали меня своими ответами, умели слушать своих друзей, были дружными, старательными, внимательными.
(Индивидуальная оценка работы детей на занятии)