Арбатская Анна
План-конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков [ц]-[ч]»
▼ Скачать + Заказать документы
План – конспект НОД
Возрастная группа: старшая
Образовательная область: речевое развитие
Тема: Звуковая культура речи : дифференциация звуков ц – ч.
Цель:
1) Учить детей дифференцировать звуки ц – ч;
2) Продолжать развивать фонематический слух;
Публикация «План-конспект занятия по развитию речи „Дифференциация звуков [ц]-[ч]“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
3) Воспитывать уважительное отношение друг к другу.
Оборудование и инвентарь: конверт с картинками, доска, картинки для выполнения задания.
Этапы деятельности Действия воспитателя Действия детей
Мотивационно – побудительный Ребята, посмотрите, какая сегодня хорошая погода
Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.
***
Утром солнышко встает (руки вверх)
Всех на улицу зовет
Выхожу из дома я (показываем на себя)
«Здравствуй, улица моя!» (выпрямить руки в стороны)
Отвечаю солнцу я (руки над головой)
Отвечаю травам я (руки вниз)
Здравствуй, Родина моя! (взяться за руки)
Присаживайтесь на свои места.
Ребята, посмотрите, это письмо попросили передать вам.
Давайте, но чтобы узнать, что там отгадайте загадки.
Загадки:
***
Смотрите, мы раскрыли пасть,
В нее бумагу можно класть:
Бумага в нашей пасти
Разделится на части. (Ножницы)
***
Весь я золотистый,
Мягкий и пушистый.
Я у курицы – ребенок,
А зовут меня… (Цыпленок)
Ребята, скажите, а как режут ножницы?
А как мы зовем цыплят?
Правильно!
Ребята, вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
Правильно!
Давайте проговорим вместе. Ц – ц – ц; ч – ч – ч.
Теперь девочки проговорят мне звук ц
А теперь мальчики проговаривают звук ч
Посмотрите, как у нас при произнесении звука ц напрягается язык и губы растягиваются. Ц –ц – ц
А при произношении звука ч губы округлены и слегка выдвинуты вперед, зубы не смыкаются, язык приподнят вверх.
Давайте, проговорим. Ц – ц – ц, ч –ч – ч – ч.
Закончили Смотрят в окно
Встают в круг
Повторяют за воспитателем
Проходят на свои места
Ножницы
Цыпленок
Чик – чик – чик
Цып – цып – цып
Да/нет
Звуки ц и ч
Проговаривают
Проговаривают девочки
Проговаривают мальчики
Слушают внимательно воспитателя
Проговаривают все вместе
Организационно – поисковый Ребята, сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру.
Я буду вызывать вас по очереди, тот, кто подходит ко мне тянет одну карточку, называет громко, что на ней изображено и полным ответом говорит какой звук ц или ч присутствует в этом слове.
Готовы? Начинаем.
Ножницы, пуговица, часы, человек, цифра, чайка, цапля, чай,, цирк, чаша, чебурашка,
птица, свеча, леденец, колодец, мяч, цветок, цыпленок, курица, печка, перчатки.
Закончили. Молодцы!
Ребята, я предлагаю, разучит нам с вами две чистоговорки на наши звуки.
Послушайте, и скажите, про какой звук говорится в этой чистоговорки.
***
Ча – ча – ча – на столе стоит свеча.
А в этой?
***
Цы – цы – цы – заяц любит леденцы.
Давайте, проговори сначала вместе. Проговариваю с детьми сначала первую потом вторую чистоговорку, после спрашиваю отдельно девочек, отдельно мальчиков.
А сейчас я прочитаю вам небольшой отрывок из стихотворения, а вы внимательно его послушаете и ответите на мои вопросы.
Готовы? Ну тогда слушайте внимательно!
Стихотворение:
Уж ты, ельничек,
Можжевельничек,
Весь в иголочках,
Остроколочках.
Ребята, что такое можжевельничек (показываю картинку?
Да, это кустарник, на котором растут ягоды.
А теперь я прочитаю этот отрывок еще раз, вы внимательно послушаете и мы вместе назовем слова, в которых присутствует звук ч.
Повторно читаю отрывок из стихотворения
Проговариваю вместе с детьми слова со звуком ч
Ельничек – это лес, в котором растут хвойные деревья.
Остроколочках – т. е. остро колится
А сейчас я предлагаю немного отдохнуть и сделать физкультминутку
Физминутка:
Мы топаем ногами,
Топ – топ – топ!
Мы хлопаем руками,
Хлоп – хлоп – хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем
И бегаем кругом.
Проходите на свои места.
Давайте, сыграем в еще одну игру. Называется она «Доскажи словечко». Я читаю вам фразу, но не договариваю ее, а вы должны по смыслу завершить ее. Например: мя –чик, бабо – чка, клю – чик
Понятно? Начинаем
Стуль – чик, маль – чик, листо – чек,
салфет – ница, мыль – ница, боль – ница,
леди – нец, мя – чик,
колоколь- чик, магазин – чик, пте –нец, птен – чик, кузне – чик, мези – нец, пти – ца, коло – дец,
ули – ца.
Молодцы! Справились и с этим заданием! Слушают внимательно воспитателя
Слушают внимательно воспитателя
Растение, кустарник
Слушают воспитателя
Выполняют физкультминутку
Выполняют физзкультминутку
Проходят на свои места
Рефлексивно – корригирующий Ребята, а вы знаете, что такое скороговорка?
Скороговорка – это фраза, которую проговаривать надо очень быстро.
В скороговорке используются разные звуки и скороговорки заучивают, чтобы научиться хорошо говорить какой – либо звук.
И сейчас мы с вами разучим скороговорку для закрепления звуков ц и ч.
Скороговорка:
Ученица – озорница получила единицу.
Сначала мы проговариваем скороговорку медленно
И постепенно увеличиваем темп. Давайте попробуем.
Молодцы!
А теперь повторят только мальчики. Теперь только девочки.
Молодцы!
Ребята, скажите, с какими звуками мы сегодня познакомились?
Правильно! А что мы с вами делали, чтобы закрепить звуки ц и ч?
Да, мы с вами разучивали скороговорку.
Наше занятие подошло к концу. А дома для закрепления звуков, которые мы сегодня прошли, потренируйтесь на проговаривании скороговорки. Да/нет
Внимательно слушают воспитателя
Внимательно слушают воспитателя
Проговаривают скороговорку вместе с воспитателем
Проговаривают девочки, мальчики
Ц и Ч
Разучивали скороговорку
Методист___
Воспитатель___