Марина Николаева
План-конспект по познавательному развитию с решением речевых задач составление описательного рассказа на тему «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
План-конспект по познавательному развитию с решением речевых задач составление описательного рассказа на тему
Программное содержание:
-продолжать учить наблюдать явления природы (вьюга, снегопад…., анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях, закрепить знанияо времени года (зима, явлениях зимней природы ;
-воспитывать желание и умение слушать друг друга, активизировать внимание.
Речевые задачи :
1. связная речь:
Публикация «План-конспект по познавательному развитию с решением речевых задач составление описательного рассказа на тему „Зима“» размещена в разделах
- Задачи. Составление и решение задач, ФЭМП
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
-учить детей при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые распространенные и сложные).
2. словарная работа:
-учить подбирать прилагательные к заданным словам :
Зима (Какая бывает погода зимой)
Деревья (Какие деревья зимой? Что с ними происходит зимой?)
Снег (Какой снег зимой)
Грамматический строй речи:
-совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывает, воспитатель записывает рассказ);
-назвать детенышей диких животных (лиса - лисята, заяц - зайчата, волк – волчата, медведь – медвежата, собака – щенята, коза - козлята);
-объяснить название и правила игры «Живые слова».
Звуковая культура речи:
Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки ц и ч, приучать правильно пользоваться интонацией вопроса
Ход занятия
-Ребята, скажите, пожалуйста, какое время года наступило? (Зима)
Правильно, зима. А теперь я вам загадаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать:
Зимой в поле лежал,
А весной в реку побежал. (Снег)
-Правильно, молодцы.
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины? (Зима)
-Молодцы, ребята. Сегодня мы будем придумывать рассказ о зиме. Вспомните, пожалуйста, что бывает только зимой? Чем зима отличается от других времен года? А я буду раздавать фишки тем детям, которые назовут слова.
-Какой снег зимой? Когда мы идем по снегу, что с ним происходит? (хрустит, скрипит, поет песенку)
-Какая бывает погода зимой? (холодная, снежная, вьюжная, морозная, солнечная, пасмурная)
-Что происходит зимой с деревьями? (они отдыхают, спят, укрывшись снегом) А еще какие у нас деревья зимой? (голые, белые, заснеженные, сверкающие)
- Как живут зимой зимующие птицы и звери? (зимующие птицы не боятся снега, но в большой мороз им бывает холодно, поэтому птицам надо помогать – подкармливать, вешать кормушки)
-Какими словами можно сказать о зиме, какая она? (снежная, морозная, красивая, сверкающая, вьюжная)
А сейчас, использую слова о зиме, погоде и снеге, которые вы сейчас подобрали, придумайте рассказ о зиме. Опишите, какое бывает зимой солнце, какая погода. А я буду записывать ваши рассказы. Лучший рассказ мы поместим в уголок для родителей, чтобы они увидели, чему вы научились. Говорите не спеша, чтобы я успевала записывать. (воспитатель записывает 2-3 рассказа, давая детям понять, успевает ли она записывать, побуждая говорить медленнее. Выясняет, какой рассказ больше понравился и какой следовало бы поместить в уголок для родителей).
Физкультминутка
Организуется игра (одна половина детей изображает снежинки, другая ветер. Ветер дует, снежинки кружатся. Игра повторяется дважды. При повторении дети меняются ролями)
- А теперь мы с вами выясним, какой рассказ вам больше понравился, какой из них поместим в уголок для родителей. (выбор рассказа)
-Теперь тихо встанем и поиграем, я буду называть животных в единственном числе, а вы и их детенышей, только во множественном числе:
Лиса – лисята,
Медведь – медвежата,
Кошка – котята…
-Молодцы, ребята. Сядьте, пожалуйста, на свои места. - Вы вспомнили и сказали много разных слов о зиме: холодная, снежная, морозная, вьюжная; о снеге: пушистый, белый, хрустящий… А сейчас послушайте и догадайтесь, о чем я будуговорить – о зиме или о снеге.
Падает пушистый белый … (снег) правильно, я хотела сказать Падает пушистый белый снег. Про что я сказала? (про снег) Что я сказала про снег? (Падает пушистый белый снег)
-Ребята, я знаю, что вы очень любите играть с машинками, куклами, а вы знаете, что со словами тоже можно играть? Хотите я вас научу? Игра называется «Живые слова», потому что в ней словами будете вы сами. Кто хочет быть словами? (вызвать по желанию 3 детей) Теперь Маша, Ваня, Аня не обычные дети, а дети – слова. Ты, Маша, слово- деревья. Какое ты слово, Маша? Ребята, скажите, пожалуйста, каким словом стала Маша? Ваня слово – покрыты, а Аня слово- снегом. Какими словами стали Ваня и Аня?
Наши слова стоят по порядку (показывает рукой направление – слева направо) Маша скажет свое слово и даст руку Ване, Ваня скажет свое слово дает руку Ане, Аня говорит свое слово последняя, а все остальные будут слушать внимательно. Начали.
-Про что сказали эти слова? (про деревья)
-Что они сказали про деревья/ (деревья покрыты снегом)
Какое первое слово, какое потом?.
-Какое слово – Маша, Ваня, Аня?
Теперь я хлопну в ладоши, слова разбегутся, а когда я позову: «Слова, ко мне!» - они снова встанут на свои места. Хлопок дети ушли, разбегались в любое место группы. - Наши слова ушли, вы хорошо их запомнили. - Слова, ко мне! (дети приходят и встают на свои места).- А мы сейчас проверим, правильно ли встали наши слова, называйте свои слова (воспитатель следит за тем, чтобы ребенок громко и правильно произносил свое слово, брал за руку рядом стоящего). Если дети ошиблись, встали не на свои места их исправляют дети с мест, после этого воспитатель снова спрашивает о порядке слов.
- Настя, (вызван малоактивный ребенок) подойди и покажи последнее слово. - Милана, назови это слово.
- Аня, скажи громко, какое ты слово. - Правильно, это слово снегом. Садись на свое место. Кто может назвать слова, которые остались? (деревья покрыты) Давайте проверим, Ваня и Маша, назовите свои слова. Затем воспитатель предлагает сесть на место слову покрыты, спрашивает про слово, которое осталось.
- Да, у нас осталось только одно слово – деревья. Вот и познакомились с игрой «Живые слова». Почему так называется игра? Правильно, потому что словами были дети: они громко произносили свои слова, брали друг друга за руки, расходились по группе и снова вставали по порядку. А теперь я хочу вам прочитать стихотворение
«Курица и цыплята» (А. Капралова)
Любовалась цыплятами курица:
Что ни цыпленок, то умница.
-Ребята, какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении? Назовите слова в которых есть звук ц. - Попробуйте придумать такие слова, чтобы буква ц стоял в начале слова, в середине слова, в конце слова. – Молодцы, а теперь послушайте слово ку-ри-ца. - Сколько слогов в этом слове? А в слове умница?
Воспитатель читает еще дно стихотворение
«Внучка» (Е. Авдеенко)
Утром дед спросил у внучки:
- Почему не моешь ручки?
Отвечает внучка:
- Я не белоручка!
- Какой звук чаще всего встречался в этом стихотворении? Назовите слова, в которых есть звук ч. - Придумайте слова, в которых буква ч будет стоять в начале слова, в середине и в конце слова. - Молодцы.
Послушайте скороговорку:
«Цыпленок с курицей пьет чай на улице». Скажите ее медленно, быстрее, быстро. - Молодцы, ребята, а теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили, что делали?