Ирина Шитова
Конспект НОД по речевому развитию. Составление описательного рассказа «Зима пришла» (с опорой на схемы)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать навык составления описательного рассказа (с опорой на схемы, учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Зима».
Совершенствовать психологическую базу речи, увеличивать объем кратковременной линейной памяти до шести элементов. Развивать общую моторику. Воспитывать доброту, отзывчивость.
Оборудование: корона из снежинок, веточка ели, план-схемы, магнитофон.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию, Составление описательного рассказа „Зима пришла“ (с опорой на схемы)» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
Воспитатель читает отрывок стихотворения И. Сурикова «Зима»
Стали дни коротки,
Солнце светит мало,
Вот пришли морозы-
И зима настала.
О каком времени года написал поэт?
Закройте глаза. (надеваю корону из снежинок). Откройте глаза. Кто я?
А почему вы так думаете? (ответы детей).
Поиграем в игру «К нам зима пришла»
Мы ждали: (зиму) Долго не было: (зимы) Мы любим: (зиму)
Мы рады: (зиме) Люди одевают теплую одежду (зимой) 2. Сегодня я к вам пришла с букетом из еловых веток. Эти ветки не простые, а с сюрпризами - схемами, которые помогут нам составить рассказ о зиме. Вот наш помощник первая веточка - сюрприз. (На наборном полотне выставляю схему «солнца»).
О чем мы будем составлять предложение? (о солнце).
Какое бывает солнце? (круглое, желтое, красивое, яркое).
А как солнце бывает зимой? (тучи его закрывают, светит но греет).
А теперь посмотрите на схему. О чем сейчас будем рассказывать? (Выставить схему условно обозначающее «небо»).
Что можно сказать про небо? (небо хмурое, серое, облачное).
На наборном полотне поместить схему «дерева».
Что вы можете сказать о деревьях, их наряде? Какие деревья зимой? (голые)
А какие деревья не меняют свою окраску зимой? (ель, сосна, кедр) Выставляю условное обозначение «земли». О чем теперь будем говорить?
Чем покрыта земля зимой? (снегом, ветками, шишками и иголками от елок).
3. Физминутка. «Танец снежинок».
4. Пока мы танцевали, появилась еще одна схема «птица».
О ком мы будем говорить?
Какие изменения происходят в жизни птиц зимой? (Перелетные птицы осенью улетели в теплые края, остались зимующие).
Каких зимующих птиц вы знаете? (синица, воробей, ворона, сорока, дятел, голубь)
Игра «Сложи птицу»
Что делают животные зимой? (поместить на наборное полотно схему животного)
(Впадают в спячку медведи и ежи, зайцы и белки поменяли окрас шерсти, изредка можно встретить лису и волка).
5 Составление описательного рассказа по схемам.
Внимательно посмотрите на схемы и расскажите про зиму, т. е. составьте рассказ.
Дети составляют рассказ-описание по схемам. (3-4 ребенка)
Обобщаю рассказы детей : Зимой солнце, но не греет. Небо редко бывает голубым, чаще серым и хмурым. Часто идет снег, метет метель и наметает большие сугробы. Деревья покрыты снегом, а елки и сосны стоят зелёные. Звери попрятались в норы, только иногда можно увидеть птиц. Тихо и холодно зимой в лесу.
6. Итог занятия.
Вот какой у нас удивительный рассказ о зиме получился. Вы все хорошо отвечали на вопросы, старались красиво, правильно рассказывать, были активными. Посмотрите, какой красивый конверт принесла нам метель, давайте посмотрим, что в нем (сюрпризный момент)-трафареты снежинок, мы их потом вырежем.
Это подарки от зимы для вас.