Наталья Летавина
Конспект НОД по развитию речи. Составление описательного рассказа по картине «Ателье по ремонту обуви»
▼ Скачать + Заказать документы
Авторы: Летавина Наталья Геннадьевна, старший воспитатель Мякшина Анна Васильевна, учитель-логопед Борисова Ольга Николаевна.
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область : «Речевое развитие»
Рекомендовано: для педагогов ДОО, учителей – логопедов.
Цель: Обучение детей составлению описательного рассказа по сюжетной картине.
Задачи:
Образовательные :
- учить логично, последовательно составлять описательный рассказ по сюжетной картине, опираясь на вопросы педагога, схемы, план;
Публикация «Конспект НОД по развитию речи, Составление описательного рассказа по картине „Ателье по ремонту обуви“» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обувь. Все материалы по обувной теме
- Одежда, обувь, головные уборы
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
- уточнить и активизировать словарь по теме: «Обувь».
Развивающие :
- развивать монологическую;
- развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение;
- развивать координацию речи с движением.
Воспитательные :
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Оборудование: ботинок; телевизор; дидактическая игра «Что нужно для работы сапожнику»; мольберт; картина В. М. Каратая «В ателье по ремонту обуви»; схемы.
Предварительная работа. Экскурсии с воспитателем в мастерскую по ремонту обуви и в обувной магазин; чтение художественной литературы; беседа о назначении обуви; проигрывание сюжетно-ролевой игры «Сапожная мастерская»; разучивание физкультминутки «Обувь».
Ход занятия:
(Дети с воспитателем заходят в музыкальный зал. Стук в дверь.)
Заходит Человек Рассеянный с улицы Бассейной с ботинком в руках.)
Человек Рассеянный : Здравствуйте! Это что за остановка-Бологое иль Поповка? Может это Ленинград?
Дети: Нет, это детский сад.
Человек Рассеянный : Глубокоуважаемые, Сапогоуважаемые! Мне очень, очень надо ботинок починить. Куда с ботинком этим скажите мне бежать. Носил его в больницу, пожарную, полицию, примчался в детский сад.
Воспитатель : Ребята, как помочь Человеку Рассеянному?
Дети: Отнести в сапожную мастерскую, чтобы починить.
Воспитатель : А вы хотите ему помочь?
Дети: Да.
Человек Рассеянный : Ничего не понял, всё в голове перепуталось, куда идти, чего делать?
Воспитатель : Сейчас дети всё тебе подробно расскажут. А ты слушай внимательно и запоминай. Ребята, что потребуется, чтобы починить обувь?
Дети: Инструменты, клей, нитки….
Воспитатель : Кто ремонтирует обувь?
Дети: Сапожник.
Человек Рассеянный : Повар.
Дети: Нет, сапожник.
Воспитатель : Дети, давайте выберем инструменты, необходимые сапожнику для работы. Садитесь на ковёр и посмотрите на экран, и ты Рассеянный садись рядом.
( На экране телевизора поочередно появляются изображения инструментов: шило, молоток, сапожная лапа, ножницы, швейная машина, нож, щипцы, лопата и др.)
(Ответы детей.)
Воспитатель : Молодцы, справились с заданием.
Человек Рассеянный : Теперь вы почините мне обувь?
Воспитатель : Дети, вы как думаете? Мы сможем сами починить обувь?
Дети: Нет. Обувь чинит сапожник. (Если дети скажут «да», то обратить внимание, что инструменты ненастоящие, и нет опыта)
Человек Рассеянный : Где работает сапожник?
Дети: В мастерской по ремонту обуви.
Человек Рассеянный : Я там был, там много кастрюль, чайников, тарелок, даже котлеты есть и мясорубка.
Воспитатель : Нет, это не мастерская, а столовая. Дети тебе расскажут, как выглядит мастерская по ремонту обуви. Чтобы тебе было понятнее
мы рассмотрим картину художника Вячеслава Михайловича Каратая, которая так и называется «В ателье по ремонту обуви» и научимся по ней составлять рассказ.
(Воспитатель приглашает сесть детей на стульчики, стоящие перед мольбертом и помещает на него картину. Садится рядом с детьми и Рассеянным)
Воспитатель : Посмотрите на картину. (Дает детям минуту для ее рассматривания.) Где происходит действие картины?
Дети: Это мастерская по ремонту обуви. (На картине изображена мастерская по ремонту обуви.)
(Воспитатель выставляет символ, обозначающий место действия)
Воспитатель : По каким признакам можно это определить?
Дети: На картине нарисован сапожник, который чинит обувь. На столе лежат инструменты, сапожные гвозди, стоят банки с клеем, электрическая плита, рваный ботинок, куски резины. За спиной у сапожника стоят полки с обувью.
Воспитатель : Закройте на минутку глаза и представьте, что вы попали прямо в картину. Картина ожила, в ней много звуков и запахов. Что вы слышите? Чем пахнет в ателье?
Дети: Я слышу, как шумит швейная машина, как стучит молоток, как работает станок. Пахнет клеем, ваксой, кожей, резиной.
Воспитатель : Опишите сапожника?
(Воспитатель выставляет карточки-символы, обозначающие действие, части одежды, цветовую палитру)
Дети: У него короткие темные волосы, усы. Он одет в синею рубашку в клетку, брюки и белый фартук, а под рубашкой у него красная футболка. Он ремонтирует ботинок, прибивает каблук молотком.
Воспитатель : Как вы думаете, сапожнику нравится своя работа?
Дети: Да. Сапожник работает с удовольствием. Он делает полезную и нужную работу. Он старательно ремонтирует обувь.
Воспитатель : Кто ещё изображён на картине?
Дети: Приёмщица.
Воспитатель : Ваня, опиши её при помощи схемы.
1 ребё нок: Она держит в руках ботинок и смотрит, что нужно починить. Приёмщица молодая, стройная с тёмными длинными волосами, собранными в хвост. Одета в зеленый свитер с воротником, синюю юбку и белый фартук.
Воспитатель : Кого ещё видите на картине?
Дети: Мама с дочкой.
Воспитатель : Таня расскажи про маму, что она делает, во что одета?
2 ребё нок: Она красивая, с темными кудрявыми волосами. Женщина одета в красный костюм в белую полоску, который состоит из пиджака и юбки. На пиджаке есть воротник, карман, манжеты и пуговицы. Она ставит на стол красный детский ботинок.
Воспитатель : Ксюша, расскажи о дочке, тебе поможет схема.
3 ребё нок: Это маленькая девочка. С темными волосами, заплетенными в косичку. На ней рубашка в клетку и красный сарафан в мелкий белый горошек. В руках у нее красный шарик на палочке. Она ждёт маму.
Воспитатель : Рассеянный, ты внимательно слушаешь?
Человек Рассеянный : Очень внимательно, но пока ничего не запомнил.
Воспитатель : Мы тебе ещё раз всё расскажем, только сначала отдохнём.
(Воспитатель приглашает детей встать в круг.)
Физкультминутка «Обувь» :
Обувь носим на ногах.
(выставляют поочередно левую ногу, правую ногу)
Часто ходим в сапогах,
(шагают на месте)
Если снежно и бело
(плавные движения рук влево, вправо)
И дождём всё залило.
(опускают руки сверху вниз)
Летом носим мы сандалии,
(прыгают на месте)
Чтобы ноги не устали.
(встряхивают левую ногу, потом правую)
Туфли в праздник примеряем,
(делают движение пятка носок, левой и правой ногой)
В них на утренник шагаем.
(шагают на месте)
В чешках ходим мы на танцы,
(становятся на носки)
Чтобы делать реверансы.
(делают реверансы)
А в кроссовках ловко скачем
(прыгают вокруг себя)
И гоняем круглый мячик.
(делают движение рукой вверх вниз)
Жить без обуви не можем,
(разводят руки в стороны)
В непогоду нам поможет
(опускают руки сверху вниз)
Быть здоровыми она.
(руки сгибают в локтях)
Обувь всякая нужна.
(выставляют вперед поочередно левую ногу, правую ногу)
Человек Рассеянный : Ребята, расскажите мне ещё раз о мастерской по ремонту обуви. Я постараюсь запомнить.
(Дети, воспитатель и Рассеянный возвращаются к мольберту и садятся на стульчики)
Воспитатель : Послушайте план, по которому будем составлять рассказ.
Я расскажу, об ателье по ремонту обуви. Денис о маме с дочкой. Ксюша о приемщице. Таня расскажет о сапожнике.
Воспитатель : Мы видим на картине ателье по ремонту обуви. Оно большое, светлое. Всюду чисто. На полке и на прилавке стоит много обуви : сапоги, туфли, ботинки. На переднем плане картины стоит стол, на нем лежат щипцы, нож, гвозди, кусок резины, стоят банки с клеем, печка, рваный ботинок. Еще в ателье есть швейная машинка.
1 ребё нок: У стола стоят, мама с дочкой они хотят починить детские ботинки. Мама девочки очень красивая. Она поставила ботинок на стол. Девочка держит в руках красный шарик на палочке. Она следит, что делает приёмщица.
2 ребё нок: Приёмщица молодая, красивая девушка. Она принимает заказ у посетителей, рассматривает ботинок и записывает, что нужно отремонтировать.
3 ребё нок: Сапожник ремонтирует ботинок : прибивает каблук, очень старается, чтобы хорошо его починить. У него очень важная и нужная работа.
Человек Рассеянный : Мне так понравилось слушать вас. Может мне Денис расскажет ещё раз о картине?
Воспитатель : Денис, опиши картину ещё раз.
(Для формирования целостного впечатления об изображенном сюжете на картине у всех детей, для ответа воспитатель выбирает одного ребенка.)
Человек Рассеянный : Спасибо, ребята! Прямо сейчас я отправляюсь в мастерскую по ремонту обуви. Вы мне очень помогли. До свидания!
(Дети прощаются с Человеком Рассеянным с улицы Бассейной.)
Воспитатель : Дети, как мы помогли Рассеянному?
Дети: Рассказали ему, где можно починить обувь, кто её ремонтирует. И какие инструменты для этого нужны.
Воспитатель : Дети, вы все сегодня были молодцы. Вы составляли рассказ по картине. Давайте скажем, чей рассказ вам понравился больше всего?
(Происходит взаимооценка оценка рассказов детей)
Воспитатель : Ребята, если со всеми заданиями вы справились легко, у вас всё получилось, приклейте на сапожок красную заплатку. Если сложно – синюю. (Рефлексия)