Филонович Анна
План-конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Гости из леса. Построение сериационного ряда из пяти элементов по образцу»
▼ Скачать +Заказ
План-конспект по образовательной области «Элементарные математические представления»
Возрастная адресованность: Средняя группа.
Тема: «Гости из леса»
Программные задачи:
Формировать представления о способе построения сериационного ряда из пяти элементов по образцу.
Публикация «План-конспект занятия по ФЭМП в средней группе „Гости из леса, Построение сериационного ряда из пяти элементов по образцу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Продолжить формировать умения считать соблюдая правила, количественным счётом в пределах пяти; определять итог счёта; сравнивать количества посредством «четыре» и «пять», обозначать их отношения словами «больше», «меньше», «поровну, по…».
Закреплять умения считать звуки (в пределах четырех).
Развивать: внимание, мышление, память; действия сравнения объектов по двум признакам (длина, ширина); мелкую моторику пальцев рук.
Воспитывать: терпеливость; культуру познания; чувство уверенности в себе и комфортности в окружающем.
Демонстрационный материал: Фигурка медведя, цветные мелки, 5 полосок отличающихся цветом и размером (длиной и шириной, фигурка птицы (двухсторонняя) и гнезда с птенцами, лист с деревом, цветные мелки.
Раздаточный материал: Рабочие тетради (листы с графами, цветные карандаши, по 5 фигурок грибочков на каждого ребёнка.
Ход занятия:
Организационный момент:
В: Ребята собирайте игрушки и садитесь за свои столы.
I. Вводная часть:
В: Ребята, к нам сегодня пришёл лесной гость. Но что бы узнать кто к нам пожаловал, вы должны отгадать загадку. Слушайте меня внимательно.
В яме спит зимою длинной,
Но, чуть солнце станет греть,
В путь за медом и малиной
Отправляется… (медведь).
Д: Медведь.
В: Правильно, ребята.
(На доске висит фигурка медведя, сбоку от него нарисованы 2 графа с точками).
В: К нам зашёл в гости медведь. А пришёл он не с пустыми руками.
II. Основная часть:
В: Он пришёл с корзинкой в которой находятся: грибы и ягоды. И разложил их по тарелочкам. В левую тарелку он положил грибы. Зарисовываем точки коричневым цветом. А теперь зарисуйте и у себя в тетрадях левую тарелку коричневым карандашом. Все зарисовали?
Д: Да.
В: Хорошо, а ягоды он разложил на правой тарелке. Зарисуем точки на правой тарелке розовым цветом. Все зарисовали?
Д: Да.
В: Ребята, мишка попросил вас посчитать его грибы и ягоды, потому что он не умеет считать. Поможем мишке?
Д: Да!
В: Сколько грибов в левой тарелке?
Д: 4.
А сколько ягод в правой тарелке?
Д: 4.
В: Ребята, а как узнать, чего больше, ягод или грибов?
Д: Соединить точками.
В: Давайте соединим стрелками наши точки. Я соединяю на доске, а вы в своих тетрадях. Одна коричневая точка – одна розовая точка… Все соединили?
Д: Да.
В: Чего больше грибов или ягод?
Д: Грибов столько же, сколько и ягод. Поровну.
В: А чего меньше, грибов или ягод?
Д: Грибов столько же, сколько и ягод. Поровну.
В: Поровну, по сколько?
Д: По 4.
В: Мишка очень внимательно посмотрел в корзинку и увидел в ней ещё один гриб (дорисовываем ещё одну коричневую точку в левую тарелку)
В: А чтобы узнать сколько грибов, я вам их посчитаю. Один гриб, два, три, четыре, пять (при этом воспитатель демонстрирует правила счёта). Всего пять грибов.
В: Дети, как получить число 5?
Д: К четырём добавить один.
В: Ребята, грибов больше, или меньше ягод?
Д: Грибов больше, чем ягод.
В: Правильно, грибов больше, потому что их 5. А ягод меньше, потому что их 4.
В: Какое число больше, четыре или пять?
Д: Пять.
В: На сколько?
Д: На один.
В: Какое число меньше, четыре или пять?
Д: Четыре.
В: На сколько?
Д: На один.
В: Как вы думаете, что нужно сделать чтобы ягод стало столько же, сколько и грибов?
Д: Добавить одну ягоду. (добавляю одну розовую точку в правую тарелку).
В: Сколько ягод в правой тарелке, я вам сейчас посчитаю. Одна ягода, две, три, четыре, пять. Всего пять ягод.
В: Дети, можно коричневую и розовую точку соединить?
Д: Да, можно стрелкой.
В: Чего теперь больше, грибов или ягод?
Д: Поровну. Грибов столько же, сколько и ягод.
В: Чего меньше,грибов или ягод?
Д: Поровну, грибов столько же, сколько и ягод.
В: На сколько?
Д: По 5.
В: А как мы получили число 5?
Д: К 4 прибавили один.
В: Теперь ребята, берите свои стульчики и ставьте полукругом на ковре напротив доски.
В: Давайте с вами отдохнём, встаньте со стульчиков. И повторяйте за мной.
Физкультминутка «Три медведя»:
Три медведя шли домой:
(Дети идут как медведь);
Папа был большой-большой.
(Поднимают руки вверх);
Мама с ним – поменьше ростом,
(Руки на уровне груди, вытянуты вперёд);
А сыночек просто крошка.
(Садятся на корточки);
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(Встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь);
В: Садитесь на стульчики свои.
В: К на сегодня не только мишка в гости решил прийти, но ещё и птичка. И у неё случилась проблема. У неё сломалось крылышко, а ей нужно попасть в своё гнездышко к своим птенцам. Поможем ей вернуться в своё гнездо?
Д: Да.
В: Ребята, мы можем с вами построить для птички лесенку. У меня как раз нашлись для этого полоски-брёвнышки. А сколько у меня брёвнышек?
Д: Много (5).
В: Правильно. Посмотрите внимательно на них и скажите, чем они друг от друга отличаются?
Д: Цветом, размером (длиной и шириной).
В: Правильно, назовите цвета брёвнышек.
Д: Розовое, зелёное, коричневое, красное и оранжевое.
В: И чтобы построить лесенку, мы ищем из всех этих брёвнышек самую длинную и широкую полоску. Какого она цвета?
Д: Розового.
В: Правильно, самая широкая и длинная полоска розовая. Мы её приставляет к стволу дереву так, что бы не было между ними щели.
Из оставшихся полосок, какая самая длинная и широкая?
Д: Зелёная.
(Далее по образцу).
В: Вот мы и построили для птички лесенку. Птичка ступила на оранжевую ступеньку и думает, оранжевая ступенька длиннее и шире, чем красная или короче и уже?
Д: Оранжевая ступенька короче и уже, чем красная.
(Далее по образцу).
В: Вот и добралась наша птичка до гнездышка. Но решила спуститься вниз. И стоит она на розовой ступень, и думает: розовая ступенька длиннее и шире, чем зелёная, или короче и уже?
Д: Розова ступенька шире и длиннее, чем зелёная.
(Далее по образцу).
В: Птичка вам говорит спасибо, за то что вы ей помогли. Вы ребята молодцы.
В: А теперь давайте мы с вами отдохнём. Идите все за мной.
Физкультминутка «Лебеди»:
Лебеди летят, крыльями машут, (Дети машут руками);
Прогнулись над водой, качают головой.
(Качают головой);
Прямо и гордо умеют держаться, (Распрямляют спину);
Очень бесшумно на воду садятся. (Садятся);
В: Вот мы с вами и отдохнули. Ребята забирайте свои стульчики и садитесь за свои столы.
В: Посмотрите что у каждого из вас лежит на столах?
Д: Грибочки.
В: Правильно. Ребята, слушайте внимательно, нужно поставить столько грибочков, сколько я хлопну в ладоши. Поэтому чтобы услышать мои хлопки, нужно вести себя тихо-тихо.
(Воспитатель медленно хлопает в ладоши, пока дети ставят грибы).
В: Сколько я хлопнула в ладоши? Посчитайте своих грибочки.
Д: Четыре.
В: А почему столько грибов?
Д: Потому что мы столько услышали хлопков.
В: Правильно, я хлопнула в ладоши четыре раза.
В: Ещё раз слушайте и ставьте, столько грибов, сколько я хлопну.
В: Сколько я хлопнула в ладоши? Посчитайте свои фигурки.
Д: Два.
В: Правильно, а почему столько?
Д: Потому что, столько мы услышали хлопков.
(Упражнение повторяется 2-3 раза).
III. Заключительная часть:
В: Ребята, давайте вспомним, как мы помогли мишке?
Д: Мы считали его грибы и ягоды.
В: Правильно, и рисовали их в виде точек, верно?
Д: Да.
В: И познакомились с новым числом, кто помнит, с каким?
Д: Пять.
В: Правильно, а что больше: 4 или 5?
Д: 5.
В: А как мы помогли птичке добраться до её гнезда?
Д: Мы строили лесенку из полосок разного размера.
В: А что мы делали в конце с грибами?
Д: Отсчитывали грибы на слух, сколько раз вы хлопните.
В: Правильно ребята. Мишка и птичка уходят назад домой, в лес. И они хотели вам на последок сказать, спасибо, за то что вы им помогли. И в следующий раз мишка и птичка ещё раз нас посетят. Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за занятие.
Подготовила Филонович Анна Дмитриевна