Йолдыз Налиба
План-конспект по ФЭМП в средней группе «Цилиндр»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Развитие умения использовать эталоны как общепринятые свойства и качества предметов (т. е. свойства цилиндра) и соотносить форму предметов с известными детям геометрическими фигурами, развитие у детей познавательных интересов и интеллектуальной активности.
Программные задачи:
1. Воспитательные: Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, самостоятельность, активность.
2. Развивающие: Развитие умения устанавливать ассоциативные связи (предлагая вспомнить, какие похожие сооружения дети видели, обогащать речь детей словами, обозначающими признаки предметов.
Публикация «План-конспект по ФЭМП в средней группе „Цилиндр“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Средняя группа
- Цилиндр. Все о цилиндрах для детей
- Темочки
3. Образовательные: Формирование умений считать до 5, находить новые способы использования знакомых предметов, формирование умения выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов.
1. Демонстрационный материал: картинки с изображением предметов цилиндрической формы, цилиндры разного диаметра и высоты.
2. Раздаточный материал: карточки с «паспортом» цилиндра, модели цилиндров и кубик, цифры 1- 5.
Ход занятия
1. Знакомство с цилиндром и его свойствами.
Дети сидят за столами, на столах перед ними стоят коробочки, в которых находятся модели геометрических тел разного размера.
1. Воспитатель показывает детям картинки. На которых изображены стакан, колбаса, шляпа-цилиндр, банка цилиндрической формы, клей-карандаш.
- Что общего вы заметили на этих картинках? (У всех предметов похожая форма).
(При затруднении ответов на вопрос, можно задать наводящие вопросы)
- Одинаков ли материал, из которого сделаны эти предметы? Их размер? Цвет? Назначение?
Воспитатель: Ребята, предметы такой формы называются цилиндрами. Найдите цилиндры на своих столах (среди цилиндров предметы других форм- шар, параллелепипед, конус). Теперь обратите внимание на картинки, на которых предметы цилиндрической формы являются элементами: пушка, здание с колоннами, дерево, круглые столбы ЛЭП.
2. Знакомство со свойствами цилиндра.
Воспитатель: Знаете ли вы, почему цилиндр так называется? Очень давно, когда никаких машин ещё не было, люди передвигали тяжёлые предметы при помощи стволов деревьев. Подумайте – как?
Ребята, вы берёте пять цилиндров одинакового диаметра (карандаши, кубик.
Представьте, что кубик- это очень тяжёлый груз, который надо переместить с одного конца стола на другой, используя цилиндры. Вы убедились, что цилиндр оказывается может катиться. Слово «цилиндр» в переводе с греческого – «каток», «валик». Одним из его свойств является то, что его можно катить.
Воспитатель: Ребята, предлагаю разойтись по группе и найти предметы цилиндрической формы. Возвращаетесь к столу, на котором стоят разные цилиндры. Предлагаю найти фигуры, одинаковые по какому-либо признаку, и у отобранных фигур признаки отличия. ( например: цилиндры, равные по высоте, но разные по толщине, цвету, материалу, из которых они сделаны (из бумаги, пластилина, взять пластмассовые, металлические, деревянные).
Физкультминутка с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»
Вот фигуры- непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
К ним поближе подбегать. (бег на месте)
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте).
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте).
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками).
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
Приседаем: раз – два – три,
Все фигуры повторим! (Дети приседают).
3. Игра «Паспортный стол».
Воспитатель: Ребята, у вас на столах карточки от 1 до 5. Предлагаю рассмотреть фигуры, сделанные из пластилина различных цветов:
Вопросы воспитателя:
- Сколько всего фигур? (Показывают цифру).
- Какая по счёту, начиная слева, красная фигура, синяя, зелёная? (Показывают цифры).
- Какого цвета вторая фигура, пятая фигура? (Жёлтая, коричневая).
- Посчитайте от 1 до 5 и от 5 до 1.
- Сколько цилиндров? (Хлопают в ладоши).
- Почему хлопнули 4 раза? (Первая фигура не цилиндр).
- Можно ли с помощью таких фигур перемещать груз? Попробуйте.
После всех рассуждений дети приходят к выводу о том, что у цилиндра с двух сторон одинаковые круги.
4. «Паспорт» цилиндра.
Воспитатель: Я поставлю цилиндр на стол, а вы присядьте так, чтобы фигура была на уровне глаз. Ребята, что вы видите и как это можно зарисовать? А теперь поворачиваю цилиндр несколько раз, что вы видите? В результате обсуждения приходят к выводу:
- Значит, если хотят рассказать о цилиндре, это делают так:
Это «паспорт» фигуры. О чём по нему можно узнать? (О высоте цилиндра, его толщине).
Воспитатель прикладывает цилиндр к прямоугольнику, а основания цилиндра – к кругам и показывает таким образом, как «паспорт» сопоставляется с его обладателем.
Воспитатель: У вас на столах разные цилиндры. Сейчас я каждому дам «паспорт», по которому он должен найти соответствующий этому «паспорту» цилиндр.
Итог занятия.
С какой новой фигурой познакомились?Какие свойства этой фигуры вы узнали?