Марина Николаевна Новичкова
План-конспект ОД с детьми старшей группы «Путешествие в страну Огородную»
Задачи.
1. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Овощи».
2. Совершенствование грамматического строя речи (согласование относительных прилагательных с существительными, с уменьшительно-ласкательным значением).
3. Формирование умения употреблять глаголы.
4. Развитие связной речи, посредством составления описательного рассказа.
5. Развитие умения подбирать слова, противоположные по значению.
6. Закрепление представлений об овощах, знаний о витаминных качествах овощей, об их значимости в жизни людей, об овощах родного края.
7. Развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики.
Публикация «План-конспект ОД с детьми старшей группы „Путешествие в страну Огородную“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Огород. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2018
8. Формирование желания и умения у детей обыгрывать знакомые тексты.
9. Развитие творческой самостоятельности у детей, побуждая передавать настроение, характер, образ героя пластикой своего тела.
10. Совершенствование интонационной выразительности речи.
11. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
доброжелательности, самостоятельности, ответственности, умение
выслушивать ответы сверстников.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Предварительная работа.
• Экскурсия на огород.
• Рассматривание альбома и иллюстраций на тему «Овощи».
• Беседа с детьми «Зачем надо кушать овощи?».
• Знакомство со схемой "Овощи".
• Составление рассказов по схеме.
• Разучивание пальчиковой гимнастики.
•Разучивание слов для инсценировки
Методы и приемы
1. Игровой: путешествие в страну Огородную к овощам
2. Чтение художественного произведения
3. Беседа
4. Рассказ педагога
5. Рассказ детей
6. Игра
7. Показ способа действия
8. Демонстрация картин
9. Упражнение на рефлексию
Мотивационно-целевой Педагог несёт корзину с овощами и «нечаянно» роняет ее, рассыпая овощи.
Просит назвать все то, что находится в корзине одним словом.
Беседа об овощах.
Педагог спрашивает у детей где и как растут овощи, как их собирают, что можно приготовить из овощей и как готовят овощные блюда.
Содержательно-деятельност-ный Дыхательное упражнение «Высматриваем огурцы» (для мышц шеи и работа над дыханием)
«Посмотрим, будет ли дождик».
Что мы видим слева, а что - справа?
Мимическое упражнение «Посмотри на картинку и изобрази, что чувствуешь»(взято с образовательного портала https://www. logoped. ru)
Педагог показывает детям разные иллюстрации и просит их показать ту или иную эмоцию, чувство и движение.
Артикуляционная гимнастика «Стручок фасоли»
(для жевательно-артикуляционных мышц)
Упражнение «Наш огород» (для губ и щек)
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву
«Толстячки- худышки»
Упражнения для языка:
«Лопата»
Педагог сообщает детям, что надо выкопать картофель и для этого приготовить лопаты
«Копаем картошку»
«Кабачок, кабачок, покажи-ка свой бочок»
«Грядка в огороде»
Игра «Я - и Я».
Педагог произносит предложения: «Я люблю морковь», «Я люблю огурец», «Я люблю сырую картошку» и т. д.
Игровое упражнение «Тыква»
Педагог показывает детям как правильно надо дышать, чтобы быть здоровым
Речевая зарядка
«О чём говорят овощи?» (взят с образовательного портала https://www.maam.ru)
Помидор хвастается перед Огурцом тем, что он красный, красивый: «Па-пу, пы-по!» Огурец: «Пы-бы, по-бо». Кабачок говорит Баклажану, что ему надоело лежать на грядке: «То-ты-ту».
«Ох! Ох! Ох!» - ворчит Горох. Помидоры: «Ах! Ах! Висим мы на кустах». Лук: «Ух! Ух! Ух! Какой на мне кожух!» Огорченные овощи. Морковь: «ОЙ! ОЙ! ОЙ! Меня никто не выдергивает!» Картофель: «ОЙ! ОЙ! Ой! Меня никто не копает!»
Игра «Отгадай загадку»
Педагог загадывает загадки, и после правильного ответа детей выставляет необходимую картинку.
Игра «Что из чего»
Педагог предлагает детям правильно подобрать прилагательные в зависимости от существительного.
Сок из яблока-яблочный сок,
пюре из яблока-яблочное пюре,
начинка в пироге –яблочная начинка.
Сок из моркови-,
Начинка в пироге-, Пюре из моркови-….
Сок из тыквы-,
Каша с тыквой-,
Пюре из тыквы-…
и т. д.
Рассказывание педагога «Чем полезны овощи»
Педагог рассказывает детям о полезных качествах овощей, об их витаминном составе, об их значимости в жизни людей,
Этюд «Страна Огородная»
Педагог предлагает детям закрыть глаза и вспомнить волшебные слова
Говорит о том, что с помощью волшебных слов, они попали в страну Огородную, а он хозяин этой страны - Огородник
-Я превращаю вас в маленькие семена овощей.
-Теплое солнышко пригревало семена, дождик поливал, растения тянуться к солнышку.
-Семена росли и стали растениями.
-Сильно припекало солнышко, завяли растения.
-Полил дождик, ожили растения, тянутся к солнышку.
Игра «Противоречия»
Педагог предлагает детям найти признаки одного предмета, противоречащие друг другу. Например: книга - темная и белая одновременно (обложка и листы, утюг - горячий и холодный и т. п. Прочитать стихотворение:
ЯБЛОКО
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто яблоко висело.
Только конь сказал, что низко,
А мышонок -высоко
Воробей сказал, что близко, а улитка - далеко. А теленок озабочен тем, что яблоко мало.
Дидактическая игра «Овощи нашего края» (взята с образовательного портала https://nsportal.ru)
Вы видите овощи, но с помощью волшебных указок надо выбрать овощи нашего края. Проверим, кто правильно показал овощи нашего края.
Педагог спрашивает у детей:
-А что можно сделать из этих овощей? (сок, начинка для пирогов, салат, суп)
Игра «Угадай, что это?»
Педагог показывает детям овощи, затем вызывает детей по одному.
Вызванному завязывают глаза и предлагают выбрать какой-нибудь овощ. Ребенок должен на ощупь угадать, что это за овощ, какой он по форме, определить его твердость, вкусовые качества.
Упражнение на релаксацию
«Сказка»
Мы раскинем руки, мы как будто птицы.
Мы глаза закроем, - сказка нам приснится…
Шар приснится голубой…
И Мишутка маленький…
Светлый месяц за горой… И цветочек аленький…
Лепестки ласкает ветер, чуть цветок качается…
Это сказка детям снится… Дети расслабляются…
Вот глаза открылись, мышцы напрягаются!
Сразу бодрость, сила в теле ощущаются!
Составление описательного рассказа по схеме
-Овощи, а сейчас я хочу, чтобы вы рассказали мне о себе. А поможет вам в этом схема. Давайте вспомним, что обозначает каждый символ
Физминутка. «Марш овощей»
- Решил огородник похвастаться своими овощами и устроил парад.
-Плавно идет капуста,
-Важно шагает помидор,
-Осторожно идет лук,
-Не спеша вышагивает картошка,
-Вприпрыжку спешит морковка,
-Маршируют молодцы – огурцы
Инсценировка стихотворения «Спор овощей»
Педагог сообщает детям, что овощи заважничали и завели спор.
Чтение стихотворения Ю. Тувима
«Хозяйка однажды с базара пришла»
Педагог предлагает детям приготовить «овощной суп» вместе с хозяйкой из стихотворения
Пальчиковая гимнастика
«Делаем салат из овощей»
Мы капусту рубим-рубим,
Мы морковку трём на тёрке,
Мы лучок нарежем,
Мы наш салатик посолим,
Мы его помнём.
А теперь салатик в банку положим и закроем крышкой.
Ура! Салат готов. Просит к столу!
Приятного аппетита!
Оценочно-рефлексивный Педагог подводит итог образовательной деятельности и задает вопросы:
-Кто лучше всех изображал овощи?
-Какой овощ был самый важный, а какой самый грустный весёлый?
-Чем вам больше всего понравилось заниматься? Почему?