Ольга Александрова
План-конспект ООД по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе на тему «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обогащение словарного запаса по теме «Дикие животные».
Задачи:
Образовательные :
Познакомить детей с новыми лексическими единицами: тил, кашкр, упа, пакша, мулкач;
Способствовать формированию умения правильно слышать и понимать слова на чувашском языке;
Составлять предложения из двух слов: «Ку тил», «Тил та?», «Тил унта»;
Развивающие :
Публикация «План-конспект ООД по образовательной области „Речевое развитие“ в средней группе на тему „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Развивать фонематический слух, навыки правильного аудирования предложений с вопросительным словом «та?».
Воспитательные:
Воспитывать положительное отношение к изучению чувашского языка и литературы.
Словарная работа: «тил», «кашкр», «упа», «пакша», «мулкач».
Интеграция ОО: «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материал и оборудование: презентация «Дикие животные наших лесов», домик – теремок, зверюшки – лиса, волк, заяц, белка, медведь; кукла в чувашском костюме – Анюк.
Подготовка воспитателя:
1. Изучение программ: «Детство: комплексная образовательная программа дошкольного образования»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева (и др.). - СПб. ; ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2016 - 352с.
2. Драгунова О. В. «Программа воспитания ребенка – дошкольника» -Чебоксары, Чувашское книжное издательство, 1995.-232с.
3. С. Г. Михайлова «Учимся говорить по – чувашски: учебно – методическое пособие» - Чебоксары, 2008. – 99с.
4. Подготовка материала к занятию.
Предшествующая работа:
1. Проведение дидактических игр: «Мн ук?», «Унта – кунта», «Кто где живет?»;
2. Игры – ситуации «Поздороваемся с гостем» (слова – приветствия);
3. Закрашивание диких животных в раскрасках «Посмотри и раскрась»;
4. Слушание стихотворений на чувашском языке: Василий Давыдов - Анатри «Панулми», Н. Семеновой «Упа – утаман», Н. Алексеева «Анне», «Кукамай».
5. Проведение подвижных игр «Упапа ачасем», «Мулкач ларать пашкаса», «Тилпе мулкач».
Методы и методические приемы:
I. Вводная часть: сюрпризный момент «Кукла Анюк в гостях»
Словесная игра «Поздороваемся с гостьей»
II. Основная часть: сюрпризный момент – стоит домик – теремок.
- Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
- Физкультпауза «Ларр - трр»
- Дидактическая игра «Назови правильно» (по слайдам презентации);
III. Заключительная часть: игра на внимание «Сасран пл»
Обобщение, итог.
Ход:
Вводная часть: - Посмотрите, ребята, кто это к нам пришел? (среди кукол в кукольном уголке сидит за столом кукла в чувашской одежде Анюк. Дети замечают ее, называют. При затруднении подсказывает воспитатель, затем берет ее на руки).
Воспитатель (от имени Анюк здоровается) : Сыв – и, ачасем?
-Ребята, какая она умница! Она с нами поздоровалась. Какие слова она сказала? (дети повторяют).
- А мы с вами как отвечаем? Правильно: сыв! Маттур, ачасем. Толькоя не услышала, как поздоровался Максим. Максим, можешь поздороваться громко? И Женя у нас умеет здороваться очень громко. Правда, Женя? Анюк, наши дети умеют здороваться и тихо, как мыши, и громко, как мишки. Хочешь послушать? ( Индивидуально 4-5 детей произносят приветствие: одни – громко, другие – тихо. Для Анюк предлагается стул, чтобы она села, поиграла с ними).
Основная часть: - Посмотрите, ребята, а это что? (невдалеке стоит домок – теремок). Анюк, это твой дом? Нет. А чей же? Может вы, дети, знаете, кто там живет? (предположения детей). А попробуем отгадать. Только как? (дети предлагают свои варианты отгадок).
-А знаете, я предлагаю поиграть в игру «Кто в домике живет?». Как чудесный мешочек. Помните? Я начну, а вы по очереди продолжите. Согласны? Ну, а вы сейчас сядете на стулья и внимательно будете слушать. Хорошо?
- Воспитатель вытаскивает из дверцы домика игрушку – зайчика, ставит на стул и громко, чуть протяжно называет: «му-ул-кач». Ку мулкач. Мен ку? (дети повторяют хором и 2-3 детей – индивидуально).
- Правильно. Ку мулкач.
-А теперь кто желает пригласить сюда другого жителя? Кирилл? Пожалуйста. (Кирилл вытаскивает другого гостя – лису. Показывает всем и сажает на стул рядом с зайчиком).
- Это у нас кто? ( Кирилл называет: «лиса»). Правильно, но к нам они сегодня пришли из наших чувашских лесов и очень хотят, чтобы дети их называли на чувашском языке. Кто знает, кто это? (если есть дети, которые смогут назвать лису на чувашском языке, хвалю, а если нет, то называю сама). Ку ти-и-л. Мн ку? (дети повторяют хором и 2-3 детей – индивидуально. Аналогично обыгрываются остальные зверюшки).
-Ку пакша. Мен ку? Па-а-кша.
-Ку кашкар. Мен ку? Ка-а-ш-кар.
- Ку упа. Мен ку? У-у-па (хоровые и индивидуальные повторения. Стараюсь, чтобы дети отвечали предложением: первое слово «ку», второе – название животного).
- Посмотрите, дети, как улыбается Анюк. Ваши ответы ей очень понравились. Пришла пора отдохнуть. Хотите поиграть? Игра называется «Ларр - трр». Готовы? (Воспитатель называет глаголы, дети выполняют действия: ларр, трр, сикр, чупр, утр, ташлр).
- Маттур, ачасем!
-Пока мы с вами играли, для нас Анюк приготовила еще одну игру «Назови правильно». Посмотрите на экран. Мы с вами должны правильно назвать животных на чувашском языке, иначе другая страница не откроется. Готовы?
1 слайд: Пакша. Ку пакша.
2 слайд: Мулкач. Ку мулкач.
3 слайд: Тиле. Ку тил.
4 слайд: Кашкр. Ку кашкр.
5 слайд: Упа. Ку упа.
(ответы детей хоровые и индивидуальные. Один их вариантов игры: Четные слайды называют девочки, а нечетные – мальчики и наоборот).
- Какие вы у меня все внимательные! Молодцы.
Заключительная часть: - Ребята, мы с вами сегодня познакомились с названиями диких животных на чувашском языке и нам в этом помогла наша Анюк. Ей очень с вами хорошо и она просит разрешения прийти к вам еще раз. Можно? Конечно, можно и мы всегда рады приходу Анюк. Я вам тоже приготовила игру и называется она «Узнай по голосу». Возьмемся за руки и встанем все в хоровод. Считалкой выберем водящего.
Считалка.
«Белки зайцев угощали,
Им морковку подавали,
Все орешки сами съели
И тебе водить велели».
- Дружно, хором произносим слова и идем по кругу:
«Ваня, Ваня, ты в лесу,
Мы зовем тебя «Ау!».
Ваня глазки закрывай.
Кто позвал тебя, узнай!»
(Один из детей называет по имени водящего, а он должен отгадать - кто его позвал «Ку Таня». Игра повторяется 2-3 раза)
- Ну, вот, мальчики и девочки, а также наша гостья, наше время истекло. Мне очень понравились вы сегодня и то, как громко, ясно вы называли животных. Давайте их еще раз вспомним (показываю игрушки и вместе с детьми называю) и попрощаемся с нашей Анюк, дома ее, наверное, тоже ждут.
Анюк (от ее имени говорит воспитатель) : Сыв пулр, ачасем!
Дети: Сыв пул!
Воспитатель: Ребята, вы можете поиграть со зверюшками и показать им нашу группу.