ирина кудрявцева
Конспект НОД «Зимушка-зима» в средней группе по образовательной области «Речевое развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание.
Закрепить у детей знания признаков зимних явлений природы; обогащать словарь с помощью прилагательных. Учить детей понимать скрытое, либо метафорическое значение фразеологизмов. Развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию; воспитывать любовь к природе. Развивать слуховое внимание.
Публикация «Конспект НОД „Зимушка-зима“ в средней группе по образовательной области „Речевое развитие“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
Материалы: изображение домика с закрытыми ставнями, картина с изображением зимнего пейзажа, карточки с изображением паровоза, подушки; небольшие листы белой бумаги, цветные карандаши, фломастеры.
Предварительная работа: наблюдения в природе, рассматривание иллюстрации: чтение художественной литературы по теме: З. Александрова «Снежок», И. Суриков «Зима», русских народных сказок «Два Мороза», «Морозко».
Ход НОД
Перед детьми стоит изображение домика с закрытыми ставнями.
Воспитатель: Ребята, хотите узнать, что спряталось за закрытыми ставнями
домика? Тогда давайте отгадаем загадку и узнаем, о чем мы с вами будем
разговаривать на занятии.
Кто, угадай-ка?
Седая хозяйка!
Тряхнет перинки,
Над миром пушинки?
Дети: Зима.
Воспитатель: Верно, зима (воспитатель открывает ставни, а там картина с зимним пейзажем). Как вы думаете, почему говорят:
Мороз не велик,
Да стоять не велит.
Береги нос в большой мороз.
Дети: (Ответы детей)
Ребята, скажите, а какие изменения происходят в природе зимой?
Дети: (выпадает снег, солнышко мало греет, холодно).
Воспитатель: А какая она, зима?
Дети: (холодная, хмурая, ветреная)
Воспитатель: Еще, зима, время веселых детских игр и забав. Какие
зимние игры вы знаете?
Дети: (перечисляют)
Воспитатель: Поиграть хотите?
Дети: Да
Ритмическая игра «Метелица»
Метелица, метелица,
(дети разбегаются врассыпную)
Снег по полю стелется,
(выполняют плавные движения руками)
Кто кружится, вертится,
(свободно кружатся)
Тот заметелится.
(приседают на последний слог)
Воспитатель вносит куклу. Ее зовут «Зимушка».
Зимушка : Здравствуйте, ребята, я слышала, что вы тут обо мне говорите, и решила к вам в гости заглянуть. Мне очень грустно и обидно, что меня все считают холодной, хмурой и колючей. Но ведь и я хочу, чтобы люди меня любили и не называли такими грустными словами.
Воспитатель: Не огорчайся Зимушка. Мы с ребятами сейчас что-нибудь придумаем.
Ребята, я предлагаю вам пофантазировать и придумать для красавицы зимы новые признаки, которые понравятся зимушке.
Дидактическое упражнение «Подбери слово-определение».
Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам картинки, а вы подбирайте слова - признаки к ним.
(Детям последовательно показывается карточка с изображением подушки, затем паровоза).
Воспитатель: подберите слова - признаки к данному предмету.
Дети: перечисляют подушка - мягкая, перьевая, легкая, квадратная; паровоз - железный, большой, быстрый, дымящий, быстроходный).
Воспитатель: Почему зима может быть мягкой? Легкой, белой?
(Варианты ответов детей).
Что может обозначать выражение «железная зима»?
Дети: все сковала льдом, как железом.
Воспитатель: Как вы понимаете выражение «дымящаяся зима»?
Дети: зимой топят печки, они дымят, поэтому и зима дымящаяся.
Воспитатель: Мы подобрали много интересных слов, поговорили об их значении. А теперь из полученных словосочетаний давайте составим рассказ о зиме.
(Воспитатель выставляет перед детьми опорные картинки-схемы). «Наступила зима. Выпал белый и пушистый снег и землю укрыло мягкое и легкое одеяло, па деревьях лежат пушистые снежинки, легкие как перышки. Реки и озера сковал лед, как будто железом. Холодно и морозно на улице. А людям тепло, они от мороза в теплых домах прячутся. Печки топят, да греются".
Зимушка : Спасибо ребята, мне уже совсем не грустно. И я предлагаю вам поиграть со мной.
Игра «Так, не так».
Игроки становятся по кругу, выбирается водящий. Водящий объясняет правила игры: если он скажет слово «так» и выполнит любое движение, то играющие должны его повторить. Если водящий скажет слово - «не так» и выполнит какое - нибудь движение, то играющие не должны повторять это движение. Выигрывает тот, кто ни разу не допустил ошибки.
Зима: Спасибо вам ребята, повеселили вы меня.
А что вам на занятии больше всего понравилось?
Что было труднее всего?
Дети: (Ответы детей).
Зимушка прощается и уходит.