Екатерина Каткова
План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы по речевому развитию «Хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,
«Физическое развитие»
Цель: развитие речевого творчества детей. («Речевое развитие»)
Задачи:
1. побудить (стимулировать) к мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине («Речевое развитие», «Познавательное развитие»);
Публикация «План-конспект НОД с дошкольниками подготовительной группы по речевому развитию „Хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2022
2. упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине («Речевое развитие», «Познавательное развитие»);
3. систематизировать знания о признаках объектов, которые могут воспринимать определенные органы чувств («Речевое развитие», «Познавательное развитие»);
4. упражнять в составлении рассказа – описания на основе восприятия картины через органы чувств («Речевое развитие», «Познавательное развитие»);
5. формировать умение детей выделять признаки у объекта и сравнивать их с признаками других объектов; побуждать объяснять смысл данного сравнения, сравнивать объекты по различным признакам («Речевое развитие», «Познавательное развитие»);
6. активизировать двигательную деятельность («Физическое развитие»).
Методы и приемы:
Практические: физ. минутка, пальчиковая гимнастика.
Наглядные: внесение сюжетной картины М. Каратая «Золотая рожь», картинок с изображением хлебобулочных изделий.
Словесные: методы ТРИЗ-технологии «Определение состава картины»,
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»,
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств», составление загадки о хлебобулочном изделии по ТРИЗ-технологии (модель №1).
Материалы и оборудование: картина В. М. Каратая «Золотая рожь»; картинки с изображением хлебобулочных изделий.
Формы организации совместной деятельности
Виды детской деятельности Формы и методы организации совместной деятельности
Коммуникативная «Определение состава картины»
«Установление взаимосвязей между объектами на картине»
«Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
Составление загадки по технологии ТРИЗ по модели №1.
Восприятие художественной литературы и фольклора рассказ Я. Тайца «Все здесь», стихотворение В. Степанова «Слышен летом до заката.»
Двигательная Физ. минутка, пальчиковая гимнастика
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность педагога Деятельность детей Ожидаемые результаты
1 Орг. момент. Объявление темы занятия.
Педагог предлагает детям пройти в кабинет, здоровается с ними, просит детей удобно расположиться на ковре и послушать рассказ.
Чтение рассказа Я. Тайца «Все здесь».
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев в нем видимо-невидимо. И все немного усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а что тут растет? - Хлеб, внученька.
— Хлеб? А булки?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь.
Надя смотрит на усатые колосья, хочет угадать: где хлеб, где булки, а где пряники.
-Вот такой рассказ. А вы поняли, что растет в поле?
-Сегодня мы с вами будем говорить о хлебе и о людях, которые растят хлеб и пекут для нас с вами вот эти замечательные изделия. (Педагог обращает внимание детей на картинки с изображением хлебобулочных изделий). Дети слушают рассказ и рассуждают.
2 Чтение стихотворения В. Степанова «Слышен летом до заката.»
Слышен летом до заката
Гул комбайнов у реки,
И везут на элеватор
Урожай грузовики.
По дорогам пыль клубится.
Едет в кузове пшеница,
Кукуруза едет, рожь.
Урожай у нас хорош.
Убран хлеб, и тихо стало,
Мелют мельницы зерно.
Поле-полюшко устало,
И под снегом спит оно.
Над селом дымки плывут —
Пироги в домах пекут.
-О чем рассказывается в стихотворении? Дети отвечают на вопросы по содержанию стихотворения.
3 1 этап: «Определение состава картины»
Педагог предлагает посмотреть на картину и узнать, как убирают с поля рожь.
-Давайте возьмем в руки подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет разные предметы и объекты.
Педагог по мере их называния обозначает их схемами.
(Для побуждения к выделению и называнию объектов на картине используется приём «подзорная труба».
Для активизации внимания используется прием «Аукцион»).
-Что мы сейчас делали? (играли в игру «Кто больше назовет предметов). 1. Дети перечисляют объекты, изображенные на картине. (поле ржи, небо над полем, красивые белые облака, зеленый лес, большие красные комбайны и голубой самосвал, комбайнеры,
2. Схематически изображают их на листе бумаги.
3. Группируют их по принадлежности к природному или рукотворному миру.
4. Озвучивают правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты».
5. Показывают эмблему данного этапа.
Дети точно перечисляют изображения на картине, верно группируют их по принадлежности к природному или рукотворному миру.
4 Пальчиковая гимнастика
Из пшеничной из муки,
Испекли мы пироги,
Плюшки, пряники, печенье,
Кексы, торты, калачи,
Булки, бублики, баранки
И достали из печи.
Вот румяный каравай
Приходите к нам на чай.
Дети ритмично выполняют пальчиковую гимнастику.
5 2 этап: Установление взаимосвязей между объектами на картине»
-Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины. Все изображенные предметы связаны между собой. Найдем эти связи. (Выбираются любые два предмета и объясняется, почему их можно соединить.)
Педагог указывает на два объекта (комбайны и комбайнёры) и объясняет, почему он это сделал.
1. Дети выделяют два объекта (комбайны и комбайнёры).
2. Объясняют, почему они между собой связаны.
3. Объединяют данные объекты стрелками.
4. Озвучивают правило данного этапа:
«Все объекты между собой связаны».
5. Показывают эмблему второго этапа. Дети правильно объясняют взаимосвязи объектов, изображенных на картине.
6. 3 этап: «Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств»
Педагог побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает прислушаться внимательнее, вдохнуть запахи, притронуться рукой.
Даются творческие задания:
Пришел волшебник «Я слушаю»…
Начинать зарисовку фразы:
«Я слышу, как работают комбайны»
«Когда я трогаю руками колосок ржи»
1. Дети смотрят на картину, «входят в картину».
2. Выбирают орган чувств (ухо, язык, нос, рука, глаз, который поможет путешествовать по картине.
3. Описывают свои ощущения.
4. Произносят правило этого этапа: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие звуки издает, и какой он на ощупь».
5. Показывают эмблему этого этапа. Дети лексически и грамматически правильно составляют рассказы – описания на основе восприятия картины через органы чувств.
7 Физ. минутка
Подрастает зёрнышко –
Потянулось к солнышку.
С ветерком оно играет,
Ветерок его качает,
К земле низко прижимает –
Вот как весело играет!
Сколько в поле колосков –
Столько сделаем шагов.
Какой вырос каравай?
Выше руки поднимай!
Теперь ниже наклониться,
Как колышется пшеница.
Сколько в поле тракторов,
Столько сделаем прыжков!
8 Загадка о хлебобулочном изделии (по технологии ТРИЗ).
-Труд хлеборобов трудно переоценить. Благодаря им мы имеем возможность лакомиться вкусными хлебобулочными изделиями. Предлагаю составить загадку о любом из них.
Дети выбирают х/б изделие и составляют о нем загадку (модель №1)
Какой? Что бывает таким же?
( н-р:
круглая, как колечко
ароматная, как хлеб,
хрустящая, как сухарь (сушка) Дети выделяют признаки у объекта и сравнивают их с признаками других объектов.
9 Рефлексия:
- Ребята, скажите, как нужно относиться к хлебу?
Педагог даёт оценку деятельности детей. Дети рассуждают.