Ломакина Оксана
План-конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего возраста «Деньги делают добро»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия по финансовой грамотности детей старшего возраста.
Тема : «Деньги делают добро»
Цель: формировать основы финансовой грамотности у старших дошкольников, обобщение знаний о потребностях человека.
Задачи:
Публикация «План-конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего возраста „Деньги делают добро“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Конспекты занятий, НОД
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Познакомить детей с понятием «наличные деньги», «безналичные деньги»; расширить знания детей о монетах, банкнотах, копилке.
создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Продолжать формировать умение аргументировать свой ответ, делать простейшие выводы и умозаключения;
Способствовать развитию познавательной, речевой активности детей, самостоятельному познанию у дошкольников;
Воспитывать желание оказывать помощь, любознательность, бережливость, доброту.
Материал: дидактическая игра с картинками «Конфетки и монетки», модели монеток, интерактивный альбом на липучках «Финансовая грамотность для детей» ,клей, кисточки ножницы. цветная бумага,клеёночки, салфетки.
Оборудование: интерактивная доска, телефон, магнитная доска, магниты, мяч.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Фиксики. Деньги», цикл мультфильмов «Тетушка Сова», беседы с детьми на тему «Для чего нужны деньги», «Что нельзя купить за деньги», цикл тематических занятий «Знакомство с деньгами», «Деньги были не всегда», «Откуда берутся деньги. Монетный двор», чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Математическое и сенсорное развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Методы и приемы: словесный, игровой, практическая деятельность.
Активизация словаря: Заработная плата, экономия, доход, расход, «наличные деньги», «безналичные деньги», монеты.
Ход НОД:
(Звучит спокойная музыка вступления, воспитатель приглашает детей встать в круг)
Воспитатель: Дорогие ребята, я хочу пригласить вас вместе со мной взяться за ручки и сделать дружный круг.
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться друг с другом нужно.
Здравствуйте гости!
Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа,
Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева,
Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе).
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
Воспитатель: Спасибо, ребята, за улыбки, мы зарядили друг друга хорошим настроением!
(Звук звонка по телефону в мессенджер VIBER, включается интерактивная доска,на экране заплаканная девочка)
Воспитатель: Ребята, у нас видео-звонок. Давайте послушаем кто нам звонит!
Девочка на экране: Здравствуйте! Хорошо, что я до вас дозвонилась!
Воспитатель: Как тебя зовут? Что случилось, почему ты плачешь?
Девочка на экране: Меня зовут Катюша, я уже учусь в первом классе, но я не люблю учиться и поэтому ничего не понимаю-ю-ю… Моя мама попросила купить в магазине продукты, сказала мне,чтобы я взяла на полочке МОНЕТЫ. А я совсем не понимаю что такое МОНЕТЫ,как они выглядят, что с ними можно делать? Помогите мне, пожалуйста!
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Катюше?
Ответы детей
Воспитатель: А что такое монеты?
Ответы детей. - Это деньги.
Воспитатель: Ребята, а какие бывают монеты?
Ответы детей. Круглые, металлические.
Воспитатель:- Какие монеты вы знаете?
Дети называют монеты разного достоинства.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, а какие еще бывают деньги?
Ответы детей. Банкноты.
Воспитатель: А какие бывают банкноты?
Ответы детей. Бумажные, прямоугольные, шуршат.
Воспитатель: Ребята, а где нужно носить деньги?
Ответы детей : В кошельке.
Воспитатель: Правильно, они лежат у нас в кошельки в наличии, и поэтому называются наличными. А еще бывают деньги безналичные. Их у нас в наличии нет, а хранятся они в пластиковых карточках. Вы видели карточки у своих родителей. Расскажите о них.
(Дети рассказывают о пластиковых карточках, о их назначении.)
Воспитатель: А где еще люди хранят деньги?
Ответы детей : В банке.
Воспитатель: Замечательно. А давайте сейчас поиграем в игру:
Словесная игра «Скажи наоборот»
Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота …
Банкнота бумажная, а монета …
Монета звенит, а банкнота …
Монета металлическая, а банкнота…
Воспитатель: Рубли и монеты-это ДЕНЬГИ, на которые можно что-то купить. Как вы считаете, деньги всегда нужны? Можно ли без них совсем обойтись (ответы детей – нужны).Давайте посмотрим для чего мы используем деньги. Воспитатель делит детей на несколько групп.
Игра «Для чего нам нужны деньги?» (собрать пазлы за столами)
Дети идут за столы собирать пазлы о покупках
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны :
- для покупки продуктов питания;
- для оплаты бытовых услуг;
- для покупки машин и прочих средств передвижения
- для покупки одежды и обуви
- А всё ли можно купить за деньги? (ответы детей)
Игра «Что можно купить за деньги?»
На доске расположены картинки. Предложить ребёнку к каждому товару подобрать разные варианты монет, так чтобы в сумме была цена товара. (ответы детей)
Физкультминутка:
Считаем денежки
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем денежку считать.
Отдыхать умеем тоже -
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше
И легко-легко подышим.
Подтянитесь на носочках столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев на руке у вас.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете зачем многие копят деньги, откладывают в копилку? (ответы детей)
- Да, накопленное можно потратить на мечту. Давайте встанем в круг и тот, у кого окажется синий мячик расскажет, на что мечтает накопить.
(дети под музыку передают друг другу мяч, играют 3 раза)
Воспитатель: Ребята, я предлагаю украсить копилку нашей группы приготовленными материалами.
Пальчиковая гимнастика: «Магазин»
Продаются в магазине (вытянуть руки перед собой, ладонями вверх)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, на слове «сыр» соединить ладошки хлопком)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих
рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград (при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Нужно важное купить, (хлопнуть ладонью левой руки о правую и
наоборот 4 раза в ритм)
Чтобы экономным быть! (потереть большим пальчиком другие
пальцы, обеими руками одновременно).
(Коллективная аппликация-украшение копилки).
Рассматривание коллективной работы.
Воспитатель: Хорошо, ребята, мы с вами выяснили, что для покупок и оплаты услуг нужны деньги – банкноты и монеты. Скажите, а где же банкноты и монеты взять? (ответы детей – ходить на работу)
Воспитатель: А на какую работу ходят ваши родители, бабушки, дедушки.
(ребё нок выполняет задание: определи кто получает? в интерактивном альбоме, воспитатель читает задание, проверяет, комментирует, задаёт вопросы и вместе с детьми делают вывод : правильно ли выполнил ребёнок задание)
Воспитатель: Молодец! Давайте, ребята, похлопаем! Наш (имя ребёнка, выполнявшего задание) очень постарался.
РЕФЛЕКСИЯ.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сегодня постарались! Я очень вами довольна! А вам понравилось сегодня на занятии?
( Игра: Я считаю 1,2,3. Если вам понравилось на занятии, я попрошу поднять ручки вверх, а если вам было скучно, то тогда изобразите как будто вы захотели поспать-ручки под щёчку).
Что вам больше всего запомнилось?
Воспитатель: Ребята. давайте же позвоним Катюше и спросим: помогли ли мы ей разобраться с монетами?
(воспитатель имитирует набор номера на телефоне, появляется изображение девочки на интерактивной доске)
Воспитатель: Катюша, ребята помогли тебе разобраться с твоей проблемой?
Катюша: Да, спасибо вам большое, ребята. Я уже нашла монеты, положила их в кошелёк и пойду в магазин. Я теперь буду стараться в школе учиться, ведь так важно понимать как правильно обращаться с деньгами. Спасибо вам большое!
Воспитатель: Я очень рада, что мы не только помогли Катюше узнать про монеты, но и показали как важно прилежно заниматься на занятии.
А закончить наше занятие я хочу стихотворением:
стихотворение В. Орлова «Что нельзя купить»
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек!
Спасибо вам, ребята!
Литература: Финансовая грамотность для детей дошкольного и младшего школьного возраста и родителей : учебно-методическое пособие / авт. -сост. : М. О. Еремина [и др. ]. – Калининград: Калининградская книга, 2017 - 48 с. – 200 экз.