Светлана Степанова
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе «Удивительные камни»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
1. Расширить представления детей с разнообразием мира камней и их свойств. («Познавательное развитие»)
2. Развивать способность детей устанавливать причинно-следственные связи на основе эксперимента и делать выводы. («Познавательное развитие»)
3. Развитие связной, грамматически правильной речи. («Речевое развитие»)
4. Воспитание умения работать в подгруппе. («Социально- коммуникативное развитие»)
Публикация «План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе „Удивительные камни“» размещена в разделах
Методы и приемы:
-практические: дидактическая игра, опыты, дыхательная гимнастика, игровая ситуация;
- наглядные: рассматривание, наблюдение;
- словесные: обсуждение, вопросы.
Материалы и оборудование:
1. Сундучок ощущений.
2. Предметные картинки по количеству детей.
3. Схемы природного и рукотворного мира (дерево, рука)
4. Набор схем – рисунков признаки объекта
5. Набор камней на каждого ребенка.
6. Лупы.
7. Две емкости с водой, ложки.
8. Большие подносы.
9. Салфетки маленькие.
10. Коробка с ячейками.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Дыхательная гимнастика «Согреем камень»
Игровая д/и «Природный и рукотворный мир», игровая ситуация «Выставка камней»
Познавательно-исследовательская Опыты, наблюдение.
Коммуникативная Беседа, вопросы, обсуждение
элементарный бытовой труд
(в помещении и на улице) Поручения индивидуальные и групповые
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1. Вносит сундучок ощущений, внутри которого лежит один большой камень. Дети по очереди подходят к сундучку. Просовывают руки с двух сторон и ощупывают предмет.
Сформирован интерес к предстоящей деятельности
2.
Предлагает детям отправиться в лабораторию и провести опыты с камнями.
Но чтобы попасть в лабораторию нужен пропуск- предметные картинки.
Проводит дидактическую игру «Природный и рукотворный мир» и делит детей на подгруппы.
Дети выбирают предметные картинки, рассматривают картинки и определяют предметы рукотворного и природного мира, делятся на группы согласно карточкам.
Классификация объектов природного и рукотворного мира.
Созданы условия для проведения опытов.
3 Проводит беседу «Правила безопасности при проведении опытов». Проговаривают правила безопасности при проведение опытов. Уточнены правила безопасности поведения.
4. Организует обсуждение плана исследования, показывает детям карточки- плана исследования. Дети совместно с воспитателем обсуждают план выполнения эксперимента. Уточнение плана исследования
5. Предлагает детям выбрать необходимое оборудование для опытов из предложенного.
Дети самостоятельно выбирают оборудование для опытов, при затруднениях обращаются к воспитателю.
Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи
6. Организует опыты, показывает карточки-схемы.
Опыт № 1. Определение цвета и формы.
Подводит детей к выводу.
Опыт № 2. Определение размера.
Найдите и покажите мне ваш самый большой камень, самый маленький, средний.
Подводит детей к выводу.
Опыт № 3. Определение характера поверхности.
Опыт № 4.
Рассматривание камней через лупу.
Предлагает взять лупы и рассмотреть поверхность камней. Подводит детей к выводу
Опыт № 5. Определение веса.
Предлагает определить: какие камни по весу. Как это сделать?
Опыт № 7. Плавучесть.
Спрашивает детей, что будет с камнем, если положить его в воду? Предлагает проверить?
Воспитатель обращает внимание на дополнительные явления – по воде пошли круги, цвет камня изменился, стал более ярким.
Подводит детей у выводу.
Опыт № 6: Определение температуры.
Воспитатель просит достать камень из воды и определить температуру камня из воды и который лежал на столе.
Подводит детей у выводу.
Холодный камень и предлагает согреть холодный камень.
Дыхательная гимнастика «Согреем камень»
Дети высказывают предположения по поводу проведения опыта. Выдвигают гипотезы, рассматривают камни, делают выводы.
Вывод: по цвету и форме камни бывают разные
Дети рассматривают камни, делают вывод.
Вывод: камни бывают разных размеров
Дети определяют на ощупь характер поверхности камней.
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым
Берут лупу и рассматривают камни.
Вывод: на камнях есть крапинки, дорожки, углубления, ямочки, узоры и т. д
Дети высказывают предположения.
Дети по очереди держат камни в ладошках и определяют самый тяжелый и самый легкий камень
Вывод: камни по весу бывают разные: легкие, тяжелые.
Высказывают предположения, выдвигают гипотезы.
Дети берут емкость с водой и осторожно кладут один камень в воду. Наблюдают. Делятся результатом опыта.
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые, и плотные.
Дети достают камень и вытирают маленькой салфеткой.
Дети определяют температуру камней, касаясь ладошками.
Вывод: камень из воды стал холодным.
Дети берут все камни, кладут их на ладони, дышат на камень: делают вдох носом, а выдох через рот, губы трубочкой (3 раза)
Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, делают выводы.
7. Организует подведение итогов, обобщение полученного опыта.
Благодарит за хорошую работу, вручает каждому ребенку бейдж - как отличительный знак того, что они самостоятельно могут провести эти опыты. Дети обсуждают совместно с воспитателем полученные результаты
Дети убирают свои рабочие места, благодарят друг друга за работу. Анализ и обобщение полученных результатов
8. Организует игровую ситуацию «Посещение выставки камней». Вместе с воспитателем посещают выставку камней, рассматривают камни. Перевод на другой вид деятельности