Анна Ахметгалиева
План-конспект мастер-класса для педагогов «Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить педагогов приемам нейропсихологической коррекции детей с нарушениями речи.
Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи
В настоящее время очень редко встречаются не осложненные нарушения речи. Функциональная дислалия - редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с неврологической симптоматикой.
Публикация «План-конспект мастер-класса для педагогов „Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи“» размещена в разделах
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим комплексный подход.
Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звукопроизношения»?
• Логопедический массаж.
• Дыхательная гимнастика.
• Артикуляционная гимнастика.
• Пальчиковая гимнастика.
• Развитие фонематического восприятия.
• Речедвигательная ритмика
Нейропсихологическая коррекция
Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией.
Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дельфины» содержит упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения, которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и произношение.
Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.
Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.
В своей работе я использую элементы Программы «Дельфины»
"Программа "Дельфины" - это комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, созданная нейропсихологом Анной Владимировной Семенович и логопедом Татьяной Николаевной Ланиной на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий. Программа "Дельфины" направлена на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей.
В программе интегрированы все необходимые виды нейропсихологических и логопедических воздействий:
• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения (вперед — назад, вправо — влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;
• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; язык — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений языка;
• движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья, шипения и цоканья.
На первом этапе Дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный (взаимный; сопряженный, перекрестный)характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.
Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу, состоящую из 7 блоков. Поскольку каждый из них присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным представить их в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений, помечаются условным обозначением (+, а меняющиеся — (-).
Блок I. Разминка
Блок II. Растяжки рук
Блок III. «Море»
Блок IV. Пальчиковая гимнастика
Блок V. «Глазодвигательный репертуар»
Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»
Блок VII. Механическая гимнастика для рук
Ход мастер-класса
Содержание мастер-класса определим, разгадав ребус
Нейропсихология изучает, как формируется, развивается и функционирует мозг человека.
Когда речевые нарушения детей осложнены неврологической симптоматикой, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией. Важно знать, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может частично использовать элементы нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами, в виде игр и упражнений, на своих занятиях.
Изучив литературу, предлагаю обратить вам ваше внимание на программу нейропсихологической коррекции «Дельфины».
Нейропсихологическая коррекция речевых проблем
Нейропсихолог А. В. Семенович и логопед Т. Н. Ланина создали программу «Дельфины» на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи
Режим доступа:
https://do.gendocs.ru/docs/index-245707.html?page=5
В работе я использую элементы Программы и с некоторыми приемами хочу познакомить вас, ув. коллеги
Приглашаю 6 человек, для ознакомления с приемами нейропсихологической программы
Блок III. «Море»
1 «Море» (+) слайды с картинками Сценарий: «На море плещутся волны:
а) маленькие
а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой
б) и …большие. Вот такие!
б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу.
в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.
в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.
г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.
г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.
д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!
д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.
е) Один нырнул, а другой вынырнул.
е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.
Ж) А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.
ж) большие пальцы каждой руки зажимают согнутый указательный палец. Свободные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.
з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.
з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.
и) Ну-ка показали все ножки - осминожки.
и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.
й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!
й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.
Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»
2 Упражнения для щек
«Хомяк»(-)слайд
Сценарий :
а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой - голодный.
а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.
б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.
б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека (4 раза). Далее щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны (4 раза).
в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так.
в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом
Блок VII. Механическая гимнастика для рук
3 Механическая гимнастика для рук
Полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.
Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств:
Например, жестких и мягких щеточек,
Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами.
Взрослый проводит, жесткой щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое.
Так на контрасте (мягко-жестко, т. д.) оптимизируется чувствительность рук.
Описать и сравнивать свои ощущения
Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру:
«Угадай, что я нарисовала на руке?» геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, ребенок должен назвать, какую фигуру нарисовал, нарисовать (вместе с педагогом и самостоятельно, на бумаге.
«Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).
Подобная работа проводится и с ладонями ребенка.
Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони.
Далее растирается каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков.
Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».
Работа с аудиторией
Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»
Упражнения для языка
1 «Язык-путешественник»(-)
Если какие-то этапы представления сказки “Язык – путешественник” вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.
Сценарий:
а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.
а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.
б) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач.
б) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).
в) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так.
в) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (б).
Заключение
Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что использование элементов нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами, в виде игр и упражнений на занятиях способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств.
Программы углубленного сопровождения базиса речевого развития (автор Татьяна Николаевна Ланина)
Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.
Программы «Карусели» Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.
Программа «Колокольчик». Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха) и фонетико-фонематических процессов (речевого слуха).
Программа «Логоритм»
Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.
В данной главе собраны всевозможные стихотворения, прибаутки, потешки, сочетаемые с общей, мелкой и артикуляционной моторикой и представленные в виде физкультминуток и пальчиковых игр. Использование данного методического материала дано в усредненном виде и может быть использовано для детей от 3 до 6 лет на фронтальных, индивидуальных занятиях, в рамках домашнего задания.
Программа «Карусели»
Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.
Программа направлена на формирование сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития речи у детей дошкольного возраста. В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции.
Коррекционная работа с детьми 3—4 лет по развитию сенсомоторного уровня речи должна быть внедрена в дошкольных образовательных учреждениях в основные режимные моменты, занятия, утренники в виде наиболее простых и доступных упражнений.
Программа «Колокольчик»
Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов.
Данная программа представляет цикл занятий, направленных на развитие слухового восприятия — неречевого и речевого (фонетико-фонематического) — у детей дошкольного возраста. Она может использоваться как для совершенствования, абилитации речевых процессов, так и для их коррекции при отклоняющемся развитии.
Вопросы участников мастер-класса к педагогу.
Спасибо за внимание!