Получи документы

План-конспект мастер-класса для педагогов «Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи»

Анна Ахметгалиева
План-конспект мастер-класса для педагогов «Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов приемам нейропсихологической коррекции детей с нарушениями речи.

Коррекция звукопроизношения - одна из важнейших задач работы логопеда. Звукопроизношение - самая видимая сторона нарушения речи

В настоящее время очень редко встречаются не осложненные нарушения речи. Функциональная дислалия - редкое явление у современных дошкольников. Обычно нарушения речи сочетаются с неврологической симптоматикой.

Публикация «План-конспект мастер-класса для педагогов „Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи“» размещена в разделах

Традиционные упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики недостаточны для коррекции звукопроизношения. Здесь необходим комплексный подход.

Что же входит в понятие «комплексный подход к коррекции звукопроизношения»?

• Логопедический массаж.

• Дыхательная гимнастика.

• Артикуляционная гимнастика.

• Пальчиковая гимнастика.

• Развитие фонематического восприятия.

• Речедвигательная ритмика

Нейропсихологическая коррекция

Когда нарушение звукопроизношения осложнено неврологической симптоматикой либо нарушением поведения, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией.

Нейропсихологическая коррекция строится с учетом индивидуальных особенностей детей, предусматривается развитие всех необходимых функций Например, нейропсихологическая программа Т. Н. Ланиной «Дельфины» содержит упражнения на развитие мелкой и общей моторики, артикуляционные упражнения, которые помогают скорректировать речевое недоразвитие ребенка, в том числе и произношение.

Важно помнить, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может только частично использовать игры и упражнения, разработанные нейропсихологами, на своих занятиях.

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений : речевых, двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

В своей работе я использую элементы Программы «Дельфины»

"Программа "Дельфины" - это комплексная модель психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами речевого развития, созданная нейропсихологом Анной Владимировной Семенович и логопедом Татьяной Николаевной Ланиной на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи. В данной программе удачно интегрированы все необходимые виды психолого-педагогических и традиционно логопедических воздействий. Программа "Дельфины" направлена на коррекцию кинестетического и кинетического звеньев сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития вербальной деятельности у детей.

В программе интегрированы все необходимые виды нейропсихологических и логопедических воздействий:

• открывание и закрывание рта, удержание губ в улыбке с закрытым ртом и обнаженными зубами; вытягивание губ вперед (влево-вправо) трубочкой; чередование положений губ: в улыбке — трубочкой — спокойное; разнообразные движения (вперед — назад, вправо — влево, круговые) челюстью и сложенными в «трубочку» губами;

• язык широкий, узкий, «трубочкой», «катушкой»; язык — «жало змеи», «часики», «качели»; чередование всех этих положений и движений языка;

• движения языка по внешней и внутренней поверхности верхних и нижних зубов; в глубь рта — к передним нижним резцам; облизывание губ в разных направлениях; имитация щелканья, шипения и цоканья.

На первом этапе Дети данного контингента должны научиться почувствовать свое тело и управлять им. При этом все движения (общая, тонкая и артикуляторная моторика) носят синхронный характер. На втором этапе они приобретают реципрокный (взаимный; сопряженный, перекрестный)характер. На третьем этапе коррекционной работы сформированные таким образом автоматизмы интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: работа ведется сначала над согласованными, а потом - реципрокными координациями.

Итак, обратимся к описанию конкретных технологий, входящих в программу, состоящую из 7 блоков. Поскольку каждый из них присутствует на всех этапах психолого-педагогического воздействия, сочтено возможным представить их в целом: те изменения, которые появляются на каждом последующем этапе, оговорены в тексте. Упражнения, остающиеся на всем протяжении без изменений, помечаются условным обозначением (+, а меняющиеся — (-).

Блок I. Разминка

Блок II. Растяжки рук

Блок III. «Море»

Блок IV. Пальчиковая гимнастика

Блок V. «Глазодвигательный репертуар»

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

Блок VII. Механическая гимнастика для рук

Ход мастер-класса

Содержание мастер-класса определим, разгадав ребус

Нейропсихология изучает, как формируется, развивается и функционирует мозг человека.

Когда речевые нарушения детей осложнены неврологической симптоматикой, то положительной динамики можно достичь в комплексе с нейропсихологической коррекцией. Важно знать, что нейропсихологической коррекцией профессионально может заниматься только квалифицированный нейропсихолог. С этим специалистом логопед должен работать одновременно, постоянно обсуждая динамику коррекции каждого ребенка, вырабатывая общую стратегию и решая общие задачи. При отсутствии возможности сотрудничества с данным специалистом логопед может частично использовать элементы нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами, в виде игр и упражнений, на своих занятиях.

Изучив литературу, предлагаю обратить вам ваше внимание на программу нейропсихологической коррекции «Дельфины».

Нейропсихологическая коррекция речевых проблем

Нейропсихолог А. В. Семенович и логопед Т. Н. Ланина создали программу «Дельфины» на основе интеграции нейропсихологического и логопедического метода коррекции нарушений устной и письменной речи

Режим доступа:

https://do.gendocs.ru/docs/index-245707.html?page=5

В работе я использую элементы Программы и с некоторыми приемами хочу познакомить вас, ув. коллеги

Приглашаю 6 человек, для ознакомления с приемами нейропсихологической программы

Блок III. «Море»

1 «Море» (+) слайды с картинками Сценарий: «На море плещутся волны:

а) маленькие

а) Одна рука на поясе, другая - на уровне груди рисует в воздухе маленькую волну параллельно полу. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой рукой

б) и …большие. Вот такие!

б) Руки в замке на уровне груди “рисуют” в воздухе большую волну горизонтально полу.

в) По волнам плывут дельфины: мама и папа.

в) Руки согнуты в локтях; совершают синхронные волнообразные движения вперед.

г) Один нырнул, а другой вынырнул, вот так.

г) Руки согнуты в локтях на уровне груди; совершают поочередные волнообразные движения вперед.

д) За ними плывут их дельфинята, вот такие!

д) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

е) Один нырнул, а другой вынырнул.

е) Руки согнуты в локтях на уровне талии, слегка прижаты к телу. Кисти и пальцы выполняют поочередные волнообразные движения вперед.

Ж) А навстречу дельфинам плывут змейки, вот одна змейка, а вот другая.

ж) большие пальцы каждой руки зажимают согнутый указательный палец. Свободные пальцы осуществляют волнообразные движения вперед.

з) А со дна морского всплывают медузы и осьминоги, вот так.

з) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти сильно сжаты в кулак, смотрят вниз. Резко разжимать сжатые в кулаки кисти, расставляя прямые пальцы в стороны.

и) Ну-ка показали все ножки - осминожки.

и) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти рук опущены вниз. Поболтать пальчиками в разные стороны.

й) И все вместе танцуют и смеются. Вот так!

й) Руки согнуты в локтях на уровне груди, кисти смотрят вверх. Вращение и повороты рук в кистях.

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

2 Упражнения для щек

«Хомяк»(-)слайд

Сценарий :

а) Хомяк идет по лесу. Вот такой он сытый, а такой - голодный.

а) Дети шагают с закрытым ртом. Надувают обе щеки и разводят руки в стороны, затем втягивают щеки и прижимают руки к животу.

б) Нашел зерно. Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую.

б) Поочередно надувается то одна, то другая щека; перемещать руки в ту сторону, где надутая щека (4 раза). Далее щеки и руки синхронно двигаются в противоположные стороны (4 раза).

в) Пришел хомяк в норку и выплюнул зерно. Вот так.

в) Рот закрыт. Бить кулачками по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом

Блок VII. Механическая гимнастика для рук

3 Механическая гимнастика для рук

Полезно именно с механической гимнастики начинать взаимодействие с ребенком. Задание проводится сначала с ведущей рукой, потом – с неведущей.

Пассивный массаж можно сделать с помощью разнообразных контрастных средств:

Например, жестких и мягких щеточек,

Ребенок садится напротив взрослого с засученными по локоть рукавами.

Взрослый проводит, жесткой щеткой вперед-назад по внутренней стороне его руки (от кисти и до локтевого сгиба; затем берет мягкую пушистую кисточку и делает то же самое.

Так на контрасте (мягко-жестко, т. д.) оптимизируется чувствительность рук.

Описать и сравнивать свои ощущения

Как только ребенок научится описывать и сравнивать свои ощущения, ему можно предложить игру:

«Угадай, что я нарисовала на руке?» геометрические фигуры- круг, квадрат, треугольник, ребенок должен назвать, какую фигуру нарисовал, нарисовать (вместе с педагогом и самостоятельно, на бумаге.

«Чем я дотронулась?» (щеткой, кистью, льдом).

Подобная работа проводится и с ладонями ребенка.

Грубой (мягкой) щеткой проводятся вертикальные, горизонтальные и круговые линии по ладони.

Далее растирается каждый палец, начиная с большого и заканчивая мизинцем; особое внимание концентрируется на подушечках пальчиков.

Это упражнение хорошо сочетать с рассказом сказок типа «Сорока-белобока».

Работа с аудиторией

Блок VI. «Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия»

Упражнения для языка

1 «Язык-путешественник»(-)

Если какие-то этапы представления сказки “Язык – путешественник” вызывают затруднения, они, естественно, должны быть отработаны отдельно.

Сценарий:

а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.

а) Высовывать язык вперед, удерживать его по средней линии. Руки на поясе.

б) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач-кач.

б) Поднимать язык вверх-вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед-назад. На 2-ом этапе движения рук и языка становятся разнонаправленными; на 3-ем присоединяется синхронное (одно- и разнонаправленное движение глаз).

в) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик-так.

в) Двигать язык к уголкам рта вправо-влево и раскачиваться синхронно с движениями языка. На 2-3 этапах дополнения те же, что и в (б).

Заключение

Из опыта своей работы я могу сделать вывод, что использование элементов нейропсихологических программ, разработанных нейропсихологами и логопедами, в виде игр и упражнений на занятиях способствуют преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений, не только речевых, но и двигательных, интеллектуальных, поведенческих расстройств.

Программы углубленного сопровождения базиса речевого развития (автор Татьяна Николаевна Ланина)

Программа «Логоритм». Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.

Программы «Карусели» Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.

Программа «Колокольчик». Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов. Формирование слухового гнозиса (неречевого слуха) и фонетико-фонематических процессов (речевого слуха).

Программа «Логоритм»

Формирование интонационно-мелодических и ритмологических систем речи.

В данной главе собраны всевозможные стихотворения, прибаутки, потешки, сочетаемые с общей, мелкой и артикуляционной моторикой и представленные в виде физкультминуток и пальчиковых игр. Использование данного методического материала дано в усредненном виде и может быть использовано для детей от 3 до 6 лет на фронтальных, индивидуальных занятиях, в рамках домашнего задания.

Программа «Карусели»

Формирование базовых сенсомоторных интеграций речи.

Программа направлена на формирование сенсомоторного уровня речи и является базой для дальнейшей профилактики и коррекции различных вариантов недоразвития речи у детей дошкольного возраста. В программу интегрированы логопедические и нейропсихологические методы коррекции.

Коррекционная работа с детьми 3—4 лет по развитию сенсомоторного уровня речи должна быть внедрена в дошкольных образовательных учреждениях в основные режимные моменты, занятия, утренники в виде наиболее простых и доступных упражнений.

Программа «Колокольчик»

Профилактика, коррекция и абилитация фонетико-фонематических процессов.

Данная программа представляет цикл занятий, направленных на развитие слухового восприятия — неречевого и речевого (фонетико-фонематического) — у детей дошкольного возраста. Она может использоваться как для совершенствования, абилитации речевых процессов, так и для их коррекции при отклоняющемся развитии.

Вопросы участников мастер-класса к педагогу.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира» .

Конспект мастер-класса для педагогов «Мир профессий» Конспект мастер – класса «Мир профессий» Ведущий: - Каждый человек в своей жизни делает два самых главных выбора, от которых зависит,.

Презентация мастер-класса для педагогов и родителей детей младшего дошкольного возраста «Изготовление пальчиковых кукол» Во всех дошкольных образовательных учреждениях театрализованной деятельности отводится особое место т. к. театрализованные игры позволяют.

План-конспект мастер-класса по квиллингу «Волшебство в завитке» План – конспект мастер – класса по квиллингу Тема: «Волшебство в бумажном завитке» Педагог – мастер: Семенченко О. В. Продолжительность.

Методическая разработка мастер-класса для педагогов по теме «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Методическая разработка по теме: мастер-класс для педагогов «Обучение детей старшего дошкольного возраста игре в шахматы» Цель мастер-класса:.

План-конспект мастер-класса для педагогов с участием детей подготовительной группы «Волшебные пальчики» Воспитатель: Толкачева А. Н. Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня на моем мастер–классе «Волшебные.

План-конспект мастер-класса для педагогов «Пластилинография!»План-конспект мастер-класса для педагогов «Пластилинография!» План-конспект мастер-класса для педагогов, данный конспект использовала для участия в конкурсе "Педагог года!" в номинации "Педагогическое.

План-конспект мастер класса по тестопластике «Кулон для мамы»План-конспект мастер класса по тестопластике «Кулон для мамы» План - конспект мастер класса по тестопластике «Кулон для мамы» (разновозрастная группа) Цель: Развитие творческих способностей через лепку.

Презентация мастер-класса для педагогов и родителей «Игры на фланелеграфе для детей младшего дошкольного возраста» Фланелеграф с давних пор используется в детских садах, педагогами начальной школы, полюбилось это приспособление и родителям для развлечения.

«Овощи». Сценарий воспитательного мероприятия для детей 4 класса с интеллектуальными нарушениями Воспитательное мероприятие для детей 4 класса с интеллектуальными нарушениями Тема «Овощи» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План-конспект мастер-класса для педагогов «Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи»
Опубликовано: 27 ноября 2019 в 08:10
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План-конспект мастер-класса для педагогов «Нейропсихологическая коррекция детей с нарушениями речи»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Ахметгалиева (УИ 847029) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД