Анастасия Юрьевна Савченко
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ
«Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира» (с использованием личностно-ориентированного подхода и технологии исследовательской деятельности)
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.
Задачи:
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
• актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;
• убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;
• продемонстрировать опыты.
Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.
В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.
Ход мастер- класса
“Расскажи – и я забуду,
покажи – и я запомню,
дай попробовать – и я пойму”.
Китайская пословица
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.
В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.
Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.
По мнению многих педагогов : экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.
— Что такое детское экспериментирование?
Ответы зала
Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.
В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования : цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.
-Почему важно простаивать работу с родителями? (ответы зала)
Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.
Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно-пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.
Роль воспитателя заключается в создании условий, способствующих формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.
Для этого в своей группе уголок экспериментирования пополняеть новыми необходимыми материалами, играми и пособиями что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Так же для успешной работы подбирать иллюстрации для рассматривания с детьми по темам, художественная и педагогическая литература; изготовить картотеки
• "Стихи и загадки о явлениях живой и не живой природы"
• "Игры с элементами экспериментирования"
• Игры – эксперименты, направленные на сенсорное развитие"
• "Экологические игры"
• "Эксперименты в домашних условиях"
• "Опыты в домашних условиях"
В детском саду создаются специальные условия для проведения детьми опытов и экспериментов (детская лаборатория, уголки поисково – исследовательской деятельности. Дети наблюдают за явлениями и объектами живой природы, знакомятся с предметами и явлениями неживой природы, изучают свойство материалов природного мира.
Но ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с семьёй, взаимопонимания между родителями и педагогами. Для родителей необходимо готовить информацию и консультации по теме.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.
Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.
Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.
Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.
Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.
Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?
Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.
Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.
Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.
Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.
С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.
Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.
Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
-По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.
- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные
в ответ на вопрос ребенка.
- По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
- По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.
- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.
Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.
Роль педагога в экспериментировании – как эффективного метода познания окружающего является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.
Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Необходимо познакомиться с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.
Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.
Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.
При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:
• Тема должна быть интересная ребёнку, должна увлекать его.
• Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).
• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).
• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определё нные правила:
• Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.
• Не сдерживать инициативу детей.
• Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.
• Не спешить с вынесением оценочных суждений.
• Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.
Организуя работу с детьми по проведению опытов и экспериментов, преследуют цели:
- Помочь детям сформировать знания об окружающем мире;
- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;
- повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;
обогатить активный словарь, развивать речь.
При организации работы по экспериментированию используются различные формы:
- непосредственно образовательную деятельность,
- чтение художественной литературы,
- опыты,
- беседы,
- продуктивную деятельность. (получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п)
Эксперименты бывают мысленными и реальными.
В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий.
Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет.
Например: игровой макет «На морском дне» цель обогащения знаний о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания.
Поскольку, непосредственно изучить этот объект мы не можем, можно отправиться в виртуальное путешествие по морскому дну: читать книги, рассматривать иллюстрации.
Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, создать альбом «Морское царство».
Разработать дидактические игры «Угадай по описанию», «Сколько ракушек на дне».
Дети с большим удовольствием будут, играют с макетом, рассказывать новые факты о морских обитателях, задавать вопросы.
- «У подножья гор».
- «Саванны».
- «Морское дно».
- «Речные обитатели».
- «Паутинка».
Эксперименты с реальными объектами.
Это, конечно, самые интересные эксперименты, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
• Эксперименты с водой
«Определяем плавучесть предметов»
Предложить детям собрать по десять обычных предметов (яблоко, болтик, деревянный брусок, пластиковый конструктор и т. д.)
Сначала выстраиваем гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие тонуть, затем эти гипотезы постепенно проверяли.
«Как вода исчезает».
Берутся разными предметами: губка, газета, полотенце, полиэтилен, кусочек дерева, кусочки разной ткани. Потом аккуратно, чайной ложкой поливаем эти предметы.
Выясняем, какие предметы впитывают воду, какие нет? Какие предметы лучше впитывают.
«Вода может быть твердой. Лед тает, превращаясь в воду»
Замораживаем воду в ячейках из-под конфет. Получаются льдинки разной формы. А если добавить в воду немного краски, то и разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. Когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то было видно, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются причудливым образом, делая кусочек льда все меньше и меньше.
• Опыты с воздухом.
«Как увидеть и услышать воздух»
С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна.
• Мыльные пузыри.
Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями. Берём блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую-нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом.
• Эксперименты с природным материалом.
Здесь огромное поле для экспериментирования. Привычные предметы (шишки, листья, овощи и т. д.) обретают новую форму и содержание.
• Эксперименты с различными материалами, в том числе бросовым материалом (бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, разного рода коробочки, бутылочки)
• Изучая свойства бумаги, различные приемы ее использования можно создать мини-музей бумажных поделок «Чудеса из бумаги».
В ходе создания поделок дети экспериментировали с различными ее видами. К новому году оформили выставку «Зимняя сказка»
• Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментах с различными материалами.
В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.
Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.
Проведение экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;
-рассматривание сосулек;
-рисование на снегу цветной водой;
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;
-изготовление цветных льдинок;
-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок (летом);
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.
Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.
Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.
И хочется закончить свой семинар китайским изречением:
То, что я услышал, я забыл.
То, что я увидел, я помню.
То, что я сделал, я знаю!