Папки-передвижки

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»

Анастасия Юрьевна Савченко
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ

«Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира» (с использованием личностно-ориентированного подхода и технологии исследовательской деятельности)

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения и проведения опытов.

Задачи:

Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ „Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира“» размещена в разделах

• актуализировать знания педагогов о методе экспериментирования;

• убедить педагогов в важности совместной деятельности воспитатель- ребёнок — родители в экспериментировании;

• продемонстрировать опыты.

Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие.

В ходе проведения мастер класса будут продемонстрированы опыты с некоторыми материалами, а также все атрибуты для его проведения. Участники мастер класса могут провести опыт и определить свойства материалов.

Ход мастер- класса

“Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму”.

Китайская пословица

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.

Первые семь лет в жизни ребенка – это период его активного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

В этот период закладывается база по взаимодействию с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей.

Ребёнок – это прирождённый исследователь, поэтому важно развивать познавательную активность в деятельности.

По мнению многих педагогов : экспериментальная деятельность является одним из видов познавательной деятельности детей, то есть тем видом практической деятельности, с помощью которой они познают окружающий мир.

— Что такое детское экспериментирование?

Ответы зала

Детское экспериментирование – это познание свойств и связей объектов окружающего мира разными способами действий, что способствует развитию мышления и друг их сторон личности ребенка (Иванов А. И). Исследования Николая Николаевича Поддьякова («Мышление дошкольника», подтверждают, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которого составляет познавательное ориентирование. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

В данном виде деятельности ребенок методом проб учится делать выводы, умозаключения о результатах опыта и эксперимента.

В ходе работы в детском саду по данному направлению, я выделила для себя следующую структуру экспериментирования : цель, задачи, совместная, самостоятельная деятельность детей, взаимодействие с родителями.

-Почему важно простаивать работу с родителями? (ответы зала)

Совместная работа с семьями является одним из условий успешного обучения, сотрудничество с семьями детей, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внести в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску, ведь ребёнку важно, что бы его интересы поддерживали родители.

Одним из обязательных условий детского экспериментирования является постепенное усложнение опытов и экспериментов, организация развивающей предметно-пространственной среды для совместной и самостоятельной деятельности, использование проблемных ситуаций, доступность и безопасность.

Роль воспитателя заключается в создании условий, способствующих формированию у детей познавательного интереса, развитию наблюдательности, мыслительной деятельности.

Для этого в своей группе уголок экспериментирования пополняеть новыми необходимыми материалами, играми и пособиями что способствует поддержанию интереса детей, позволяет вновь воспроизвести опыт, утвердиться в своих представлениях, практически освоить свойства и качества различных материалов. Так же для успешной работы подбирать иллюстрации для рассматривания с детьми по темам, художественная и педагогическая литература; изготовить картотеки

• "Стихи и загадки о явлениях живой и не живой природы"

• "Игры с элементами экспериментирования"

• Игры – эксперименты, направленные на сенсорное развитие"

• "Экологические игры"

• "Эксперименты в домашних условиях"

• "Опыты в домашних условиях"

В детском саду создаются специальные условия для проведения детьми опытов и экспериментов (детская лаборатория, уголки поисково – исследовательской деятельности. Дети наблюдают за явлениями и объектами живой природы, знакомятся с предметами и явлениями неживой природы, изучают свойство материалов природного мира.

Но ни одну воспитательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного взаимодействия с семьёй, взаимопонимания между родителями и педагогами. Для родителей необходимо готовить информацию и консультации по теме.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т. п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей не успешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

Предоставлять возможность действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

С раннего детства побуждайте доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя)

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации и обобщения.

Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года — практически единственным способом познания мира.

Эксперименты классифицируются по разным принципам.

-По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.

- По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т. д.

- По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.

- По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные

в ответ на вопрос ребенка.

- По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.

- По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).

- По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.

- По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.

- По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями,сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

- По характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение экспериментальных задач.

- По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Особенности руководства экспериментальной деятельностью дошкольника.

Роль педагога в экспериментировании – как эффективного метода познания окружающего является ведущей в любом возрасте. Педагог непосредственно участвует в эксперименте таким образом, чтобы быть для детей равноправным партнером, руководить экспериментом так, чтобы у детей сохранялось чувство самостоятельности открытия.

Подготовка к проведению экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Необходимо познакомиться с ним заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.

Нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены.

Педагог постоянно должен стимулировать детское любопытство, быть готовым к вопросам детей, не сообщать знания в готовом виде, а помочь в ответ на вопрос ребенка получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. Желательно проверить все предложения детей, позволить им на практике убедиться в верности или неверности своих предположений.

Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов. При формулировании выводов необходимо стимулировать развитие речи детей путем постановки неповторяющихся по содержанию вопросов, требующих от детей развернутого ответа.

При выборе темы необходимо соблюдать следующие правила:

• Тема должна быть интересная ребёнку, должна увлекать его.

• Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования (ребёнок должен получить новые полезные знания, умения и навыки).

• Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Оригинальность в данном случае следует понимать не только как способность найти нечто необычное, но и как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления).

• Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.

При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определё нные правила:

• Учить детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

• Не сдерживать инициативу детей.

• Не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

• Не спешить с вынесением оценочных суждений.

Помогать детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- Прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;

- Формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- Анализу и синтезированию, классификации, обобщению информации.

Организуя работу с детьми по проведению опытов и экспериментов, преследуют цели:

- Помочь детям сформировать знания об окружающем мире;

- привить первоначальные навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, самостоятельности;

- повысить уровень речевой активности, овладения экспериментальной деятельностью;

обогатить активный словарь, развивать речь.

При организации работы по экспериментированию используются различные формы:

- непосредственно образовательную деятельность,

- чтение художественной литературы,

- опыты,

- беседы,

- продуктивную деятельность. (получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т. п)

Эксперименты бывают мысленными и реальными.

В ходе мысленных экспериментов исследователь мысленно представляет каждый шаг своего воображаемого действия с объектом и может яснее увидеть результаты этих действий.

Примером мысленного эксперимента может служить игровой макет.

Например: игровой макет «На морском дне» цель обогащения знаний о морских жителях, их образе жизни и условиях обитания.

Поскольку, непосредственно изучить этот объект мы не можем, можно отправиться в виртуальное путешествие по морскому дну: читать книги, рассматривать иллюстрации.

Свои впечатления дети могут отражать в рисунках, создать альбом «Морское царство».

Разработать дидактические игры «Угадай по описанию», «Сколько ракушек на дне».

Дети с большим удовольствием будут, играют с макетом, рассказывать новые факты о морских обитателях, задавать вопросы.

- «У подножья гор».

- «Саванны».

- «Морское дно».

- «Речные обитатели».

- «Паутинка».

Эксперименты с реальными объектами.

Это, конечно, самые интересные эксперименты, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.

Эксперименты с водой

«Определяем плавучесть предметов»

Предложить детям собрать по десять обычных предметов (яблоко, болтик, деревянный брусок, пластиковый конструктор и т. д.)

Сначала выстраиваем гипотезы по поводу того, какие предметы будут плавать, а какие тонуть, затем эти гипотезы постепенно проверяли.

«Как вода исчезает».

Берутся разными предметами: губка, газета, полотенце, полиэтилен, кусочек дерева, кусочки разной ткани. Потом аккуратно, чайной ложкой поливаем эти предметы.

Выясняем, какие предметы впитывают воду, какие нет? Какие предметы лучше впитывают.

«Вода может быть твердой. Лед тает, превращаясь в воду»

Замораживаем воду в ячейках из-под конфет. Получаются льдинки разной формы. А если добавить в воду немного краски, то и разного цвета. Вода принимает форму того предмета, в который помещена. Когда помещаешь такую льдинку в емкость с водой, то было видно, как тонкие цветные струйки отделяются от льдинки и закручиваются причудливым образом, делая кусочек льда все меньше и меньше.

• Опыты с воздухом.

«Как увидеть и услышать воздух»

С помощью соломинки перемещаем предметы, выдуваем воздух в чашку с водой, видим пузыри. Дуем через соломинку в бутылочку с мелкой крошкой – заставляем ее подниматься со дна.

• Мыльные пузыри.

Живой интерес у детей вызвали опыты с мыльными пузырями. Берём блюдца с водой, подлили немного моющего средства и с помощью соломинки выдуваем мыльные пузыри. Сначала по одному, а потом объединиться в пары. Очень любопытно, интересно и увлекательно. При чем, если на блюдце положить какую-нибудь мелкую игрушку и выдуть пузырь, получается статуэтка под куполом.

Эксперименты с природным материалом.

Здесь огромное поле для экспериментирования. Привычные предметы (шишки, листья, овощи и т. д.) обретают новую форму и содержание.

Эксперименты с различными материалами, в том числе бросовым материалом (бумага, ткань, бусинки, кусочки фольги, разного рода коробочки, бутылочки)

• Изучая свойства бумаги, различные приемы ее использования можно создать мини-музей бумажных поделок «Чудеса из бумаги».

В ходе создания поделок дети экспериментировали с различными ее видами. К новому году оформили выставку «Зимняя сказка»

• Один из интересных путей развития исследовательской деятельности детей реализуется в художественно-продуктивной деятельности, а именно в использовании нестандартных приемов рисования (пальчиковое, щеткой, целлофаном, по мокрой бумаге, воздухом через соломинку, экспериментах с различными материалами.

В процессе такой деятельности изучаются и лучше запоминаются свойства данных предметов, веществ.

Аппликация позволяет использовать нити, ткань, вату, природный материал, что параллельно позволяет изучать их свойств, состав, возможности.

Проведение экспериментов практиковать можно и во время наблюдений на прогулках:

-рассматривание снежинок через увеличительное стекло;

-рассматривание сосулек;

-рисование на снегу цветной водой;

-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе;

-изготовление цветных льдинок;

-сравнение мокрого и сухого песка, лепка из него поделок (летом);

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка.

Детям необходим определенный период для осмысления полученной информации, усвоив ее, они сделают более сложный виток в познании окружающего мира.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать не стандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личностью.

И хочется закончить свой семинар китайским изречением:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Публикации по теме:

Инновационная деятельность Мдоо как эффективный способ развития учреждения и профессионализма педагогов Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду. тема нашего совещания звучит так: «Инновационная деятельность МДОО, как эффективный способ.

Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста 6–7 лет как способ познания окружающего мира Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму. (Китайская пословица). Современные дети живут в эпоху информатизации.

Детское экспериментирование как способ познавательной активности старших дошкольников В нашем современном мире перед воспитателями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас.

Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира Детское экспериментирование – путь к познанию окружающего мира В исследованиях отечественных и зарубежных психологов убедительно показано,.

Фотоотчет «Экспериментирование — средство познания мира» в группе раннего возрастаФотоотчет «Экспериментирование — средство познания мира» в группе раннего возраста Экспериментирование — один из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Это слово произошло от греческого.

Консультация для родителей «Способ познания окружающего мира» Консультация для родителей: "Способ познания окружающего мира"Игра для дошкольников является способом познания окружающего мира. Под влиянием.

Консультация на тему «Экспериментирование с природными объектами как способ исследования окружающего мира» В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые.

Мастер-класс для педагогов «Особенности организации деятельности — детское экспериментирование» Мастер класс для педагогов ДОУ с презентацией. Тема: Особенности организации деятельности – детское экспериментирование. Воспитатель МБДОУ.

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование — основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста развитию познавательной активности дошкольников через поисково-исследовательскую.

Практико-ориентированная консультация для педагогов «Детское экспериментирование как метод познания мира» Практико-ориентированная консультация для педагогов на тему: «Детское экспериментирование как метод познания мира» (выступление к презентации).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 08:44
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Детское экспериментирование, как эффективный способ познания мира»» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Юрьевна Савченко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД