Наталья Захарова
План-конспект логопедического занятия по РСР в подготовительной к школе группе для детей с ТНР «Перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Пересказ рассказа «Грачи открыли весну».
Цель: пересказ рассказа «Грачи открыли весну».
Задачи: активизировать словарь по теме занятия, упражнять в подборе родственных слов; совершенствовать умение отвечать на вопросы полными сложноподчиненными предложениями; продолжать учить пересказывать рассказ близко к тексту; развивать память, внимание, мышление, продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи; воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.
Словарь:
Публикация «План-конспект логопедического занятия по РСР в подготовительной к школе группе для детей с ТНР „Перелётные птицы“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
предметный: названия перелетных птиц (ласточка, грач, скворец, журавль, кукушка, лебедь, утка, гусь, соловей, кукушка, цапля, названия птенцов, грачовники, гнездование и т. д.
глагольный: зимуют, не боятся, кричат, прилетают, осматривают, ремонтируют, вьют, гнездятся, строят, откладывают, защищают, налетают, клюют, щиплют, уничтожают, поедают, истребляют и т. д.
качественный: плотное, общительные, дружные, перелётные, первые, умные, понятливые, шумные, заботливые, голосистые, шустрые и т. д.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Дидактическая игра «Продолжи цепочку из слов» Называние перелетных птиц детьми по цепочке.
2. Введение в тему. Загадывание загадки. Сообщение темы занятия. Слайд 2.
***
Эти птицы знак весны,
Чуть проталины видны,
Безошибочно по звёздам
Путь находят к старым гнёздам.
- Догадались, о ком мы с вами будем говорить на нашем занятии?
- Сегодня на занятие мы будем говорить о перелётных птицах. Познакомимся с рассказом «Грачи открыли весну» и перескажем его.
3. Подбор родственных слов. Дидактическая игра «Подбери родственные слова». Слайд 3.
Грач – грачонок, грачиный, грачовник (скопление гнезд, грачиное, грачи, грачиха.
4. Чтение рассказа «Грачи открыли весну». Слайд 4.
Грачи — перелетные птицы, но зимуют они не в жарких странах, а недалеко от родных мест, потому что не боятся морозов. От холода их защищает плотное оперение. Перелетают они в поисках корма.
И возвращаются грачи с зимовки первыми, едва начинает таять снег. С громкими и радостными оглушительными криками «гра-гра-гра» грачи осматривают старые гнезда, ремонтируют их и вьют новые по несколько гнезд на одном дереве.
Свои грачовники они устраивают в парках, рощах, скверах, застраивая все вершины деревьев.
Грачи — самые дружные и общительные птицы. Вместе они строят гнезда, сообща защищают свои жилища от врагов, будь то кот или крупная хищная птица. Грачи всей стаей с громкими криками налетают на врага, клюют и щиплют его до тех пор, пока не обратят его в позорное бегство.
Грачи умны и понятливы, хорошо подражают разным звукам, пению других птиц, голосам некоторых зверей.
Они очень полезны человеку, так как уничтожают вредителей растений на полях и огородах, в лесах и садах. Грачи поедают жуков, личинок, истребляют полевых мышей.
5. Беседа по содержанию рассказа.
- Где зимуют грачи?
- Почему грачи не улетают далеко от родных мест?
- Какие птицы возвращаются первыми весной?
- Когда возвращаются грачи?
- Как грачи вьют гнезда?
- Как называется место, где грачи свили гнезда?
- Где грачи устраивают свои грачевники?
- Как грачи защищают свои жилища?
- Чем питаются грачи?
- Какую грачи приносят пользу?
6. Физкультминутки. Слайд 5.
«Солнце засветило».
Солнце засветило, (Руки через середину поднять)
Сугробы растопило. (Руки через середину опустить)
Теплую погоду принесла весна. (Руки в сторону)
Грачи к нам прилетают, (Взмахи руками)
И еж с медведем знают: (Руки прижать к груди, голову опустить, руки поднять вверх, чуть в стороны, указательный палец приставить ко лбу)
Пора им просыпаться, (Подтянуться, посмотреть по сторонам)
Весною любоваться!
7. Дидактическая игра «Назови птенцов» (с мячом).
- У животных детёныши, а у птиц? (Птенцы.)
- Давайте поиграем в игру «Назови птенцов».
- У кукушки – кукушонок – кукушата.
- У журавля – журавлёнок – журавлята.
- У скворца – скворчонок – скворчата.
- У лебедя – лебедёнок – лебедята.
- У утки – утёнок – утята.
- У аиста – аистенок – аистята.
- У дрозда – дроздёнок – дроздята.
- У щегла – щеглёнок – щеглята.
- У гуся – гусёнок – гусята.
8. Повторное чтение рассказа «Грачи весну открыли» с установкой на пересказ.
9. Пересказ рассказа «Грачи весну открыли» детьми по цепочке.
Наводящие вопросы, подсказки:
-Как зимуют грачи?
-Где и как строят жилища?
-Как ведут себя грачи в грачевнике?
-Чем питаются грачи?
-Какую пользу приносят грачи?
10. Заучивание наизусть чистоговорки. Слайд 6.
ГРАЧ
Ач-ач-ач - по полю ходит грач.
Оч-оч-оч - ходит день и ходит ночь.
Еч-еч-еч - он ведет такую речь.
Уч-уч-уч - не боюсь я туч.
11. Итог занятия. Слайд 7.
12. Оценка работы детей «Выбери смайлик».