Людмила Горбунова
План-конспект Литературное чтение 3 класс А. С. Пушкин «Зимний вечер»
▼ Скачать + Заказать документы
МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»
3 класс
Александр Сергеевич Пушкин «Зимний вечер»
Урок разработала:
учитель начальных классов
Горбунова Людмила Николаевна
МОУ «СОШ №41» г. Саранск
2014-2015 г.
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимний вечер».
Вид урока: комбинированный урок.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Публикация «План-конспект Литературное чтение 3 класс А, С, Пушкин „Зимний вечер“» размещена в разделах
- Зима. Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Пушкин. Литературные гостиные, конкурсы чтецов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2015
Технология: проблемно-поисковая.
Система обучения: развивающая.
Цель урока:
- добиваться понимания смысла стихотворения и настроения лирического героя.
Задачи:
образовательные:
- познакомить с некоторыми фактами биографии Пушкина, стихотворениями, посвященными няне поэта;
- показать своеобразие пейзажной лирики А. С. Пушкина и мастерство поэта в создании картин зимнего пейзажа;
развивающие:
- развитие умения сравнивать, анализировать и обобщать информацию, делать выводы;
- отрабатывать навык выразительного чтения лирического текста;
воспитательные:
- формировать представления учащихся о роли бабушки и няни как носительниц родовых традиций;
- воспитание любви и уважения к людям старшего возраста;
Методы и приемы:
- методы словесной передачи информации и слухового восприятия;
- методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие;
- метод музыкального обобщения и систематизации.
Формы организации на уроке: групповая, работу в парах, индивидуальная.
Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, ИЗО.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Дидактический материал: карточки, выставка книг произведений А. С. Пушкина, картина Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина».
2. Технические средства обучения: компьютер, проектор, экран, аудиозапись пьесы П. И. Чайковского «Январь. У камелька», аудиозапись романса Яковлева «Зимний вечер», физкультминутка для глаз.
I. Организационный момент
- Ребята! Для того, чтобы всё у нас получилось на уроке, давайте настроимся на хорошую и плодотворную работу.
II. Психологический настрой
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
III. Начало урока
1. Мотивация учебной деятельности учащихся
- Помните, что вы самые умные, сообразительные ученики, у вас всё на этом уроке получится.
- Вы готовы начать урок?
2. Актуализация опорных знаний
- Ребята! Мы продолжаем знакомиться с творчеством русских писателей. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством писателя, с произведениями которого мы уже знакомы.
- Вы узнали этого поэта?
- Попробуем понять секреты, которые помогут выразительно читать стихи. Читать художественное произведение трудно. Для этого нужно понять картину из жизни, рисуемую автором, понять точку зрения автора, настроение лирического героя.
3. Определение темы урока
Игра «Угадай-ка!» (Работа в парах)
- На экране даны имена близких и родных людей для Пушкина. Вам нужно отгадать, кем они были поэту. Будем работать в парах.
- Осип Абрамович, Мария Алексеевна, Лев Александрович, Ольга Васильевна, Сергей Львович, Надежда Осиповна, Арина Родионовна.
4. Целевая установка
- Ребята, у многих из нас есть бабушки. А у некоторых детей, кроме бабушек, есть няни.
- А кто такие няни?
- Была няня и у Пушкина. А вы хотели бы узнать о няне Пушкина? И что хотели бы узнать?
IV. Проверка домашнего задания.
1. Беседа по вопросам
- Какие сказки Пушкины вы читали?
- Какие стихи Пушкина вы знаете?
2. Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро»
- Дома вы готовили выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». Давайте послушаем, как вы подготовились.
3. Разминка перед чтением
- Сейчас потренируемся перед чтением. Нам нужно будет проговорить скороговорку.
До города дорога в гору, от города - с горы.
V. Открытие новых знаний
1. Вступительное слово учителя
- Ещё в детстве мы знакомимся со сказками Пушкина. Он начал писать стихи еще маленьким. И всегда с добром вспоминал двух женщин своего детства - бабушку Марию Алексеевну и няню.
2. Рассказ учителя о няне Пушкина
- Кто знает, как звали няню поэта? (Арина Родионовна)
- Арина Родионовна - самый близкий и дорогой человек для Пушкина, открыла ему мир сказки. Она привила поэту любовь к народному творчеству. Арина Родионовна - крепостная крестьянка. Она прожила и прослужила в доме Пушкиных много лет. Она очень любила Сашеньку. Он тоже любил свою няню, считал её своим другом и самым близким человеком.
3. Рассказ учителя о писателе в ссылке
- В своих текстах Пушкин выступал за свободу народа. Царю это не нравилось, и он сослал его зимой 1825 года на 2 года в село Михайловское. Няня поехала с ним. В эти годы поэт сроднился с ней. Няня была единственным близким человеком, кто находился с ним рядом. В ссылке Пушкину было грустно одному. Но рядом с ним была его старая няня. С ней он вел вечерами беседы, слушал ее песни, сказки, читал ей свои стихи.
4. Работа над стихотворением А. С. Пушкина «Зимний вечер»
1) Первичное усвоение новых знаний. Чтение стихотворения учителем.
- Стихотворение «Зимний вечер» посвящалось няне Арине Родионовне. С ней поэт проводил много вечеров. Один из таких зимних вечеров описан в этом стихотворении, которое было написано в 1825 году. Сегодня мы познакомимся с ним.
- Во время прослушивания определите, от чьего имени ведется рассказ.
2) Проверка первичного восприятия стихотворения
- Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?
- От чьего имени ведется рассказ?
- Какое настроение у рассказчика?
3) Словарно - лексическая работа
- В стихотворении есть устаревшие и непонятные слова. Давайте объясним их смысл.
а) устаревшие слова:
Веретено, ветхая лачужка, обветшалая кровля, кроет.
б) природное явление:
Буря, мгла, вихрь.
5. Слушание романса «Зимний вечер»
- В 1832 году товарищ Пушкина М. Л. Яковлев написал музыку на эти стихи. Он не был профессиональным композитором, но получился красивый романс.
- Удалось ли композитору передать в музыке грусть, тоску поэта?
6. Беседа по картине Н. Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина»
- На этой картине художник Н. Н. Ге изобразил момент пребывания Пушкина в ссылке.
- Кого вы видите на картине?
- К поэту приехал в гости друг И. И. Пущин. Друзья общаются, а няня сидит, вяжет и слушает Пушкина, который что-то читает своему другу. Но такие приезды друзей были редки. Няня была единственной собеседницей поэта: именно ей он читал свои стихи.
VI. Закрепление полученных знаний. Первичное закрепление.
1. Самостоятельное чтение текста
- Читая, выделяйте в каждой строчке важное, на ваш взгляд, слово, при чтении его будете выделять голосом, т. е. расставьте логические ударения.
2. Обсуждение прочитанного
- Какое время суток описано в стихотворении?
- Как вы поняли, что это был вечер?
- Какая погода была в тот вечер?
- С чем сравнивает поэт завывание ветра?
- Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, т. е. сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.
3. Физкультминутка для глаз
4. Повторное чтение текста с обсуждением (по частям)
1) Чтение и обсуждение 1-ой части
- Как вы понимаете содержание первой строчки?
- А теперь найдите в этой части текста, с чем автор сравнивает бурю.
- Как вы думаете, зачем автор сравнивает природное явление с людьми, с животными, то есть с живыми существами?
- Когда автор сравнивает людей, явления природы, с чем-либо или с кем-либо, то такой приём в литературе называется сравнением.
- Автор рисует бурю и вой ветра с помощью звукописи. В тексте много слов со звуками, изображающими шум ветра, его порыва и завывание, похожие на рёв зверя.
- Какая погода описывается в начале стихотворения?
- Почему автор начинает с описания ненастной картины природы?
- Случайно ли здесь такое описание зимнего вечера?
2) Чтение и обсуждение 2-ой части
- О ком говорит автор во 2-ой части? К кому он обращается?
- Найдите в тексте слова, которыми он называет няню.
- Какое настроение у автора?
- Какими словами автор передаёт это настроение?
- В этом стихотворении показана боль и тоска поэта, который находится в тяжелом положении, он находится в ссылке, вдали от друзей и родных.
3) Чтение и обсуждение 3-ей части
- Найдите слова, в которых отражается настроение автора.
- Найдите слова, с которыми поэт обращается к няне.
- С какой просьбой он обращается к няне?
- Зачем поэт просит няню спеть песню? Как он говорит об этом?
4) Чтение и обсуждение 4-ой части
- Прочитайте последнюю часть текста и проследите, изменилось ли настроение в конце стихотворения или оно осталось прежним.
- Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?
- Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?
- Сравните первую часть с последней: одинаковые ли они по настроению?
- Как вы думаете, каким тоном будем читать стихотворение?
5. Физкультминутка
Отдых наш - физкультминутка.
Занимай свои места!
Шаг на месте левой, правой!
Прямо спину все держите и под ноги не смотрите!
Руки дружно разведите.
Друг на друга посмотрите.
Опустите руки вниз - и за парту все садись!
VII. Обобщение и систематизация знаний
1. Обобщающая беседа
- Как вы думаете, для чего автор написал это стихотворение?
- Это стихотворение не о картинах природы, а о чувствах человека. Как мы называем стихотворения о чувствах человека?
2. Слушание произведения Петра Ильича Чайковского «У камелька»
1) Беседа по вопросам
- Ребята, мы уже познакомились с музыкальным произведением на стихи Пушкина, написанным его другом. Кто этот друг?
- Познакомились с картиной, на котором изображён друг Пушкина, который был у него в ссылке. Кто этот друг и чья это картина?
2) Слушание произведения П. И. Чайковского «У камелька»
- Сейчас мы прослушаем музыкальное произведение П. И. Чайковского из цикла «Времена Года. Январь». Называется это произведение «У камелька».
- А кто из вас знает, что такое камелёк?
- Камелёк - это небольшой камин, очаг для обогревания.
- Постарайтесь внимательно прослушать произведение. Представьте холодный зимний вечер. За окнами воет буря, а в комнате горит огонёк и согревает теплом душу человека, который сидит у камелька.
3) Беседа о прослушанном произведении
3. Выразительное чтение стихотворения учениками
1) Самостоятельное чтение стихотворение
2) Выразительное чтение стихотворения
VIII. Итог урока
1. Заключительное слово учителя
- В ссылке Пушкин прожил 2 года. Там он жил с няней. Тяжело переживали поэт и няня расставанье. Много стихов он ей посвятил. В последний раз Пушкин видел няню через год после ссылки. А через год она умерла. Это произошло в 1828 году, было ей 70 лет.
2. Обобщающая беседа по вопросам
- С каким произведением познакомились?
- Что нового узнали о жизни и творчестве Пушкина?
- С какими музыкальными произведениями познакомились?
3. Повторение значения новых слов (Работа в группах)
- На уроке мы узнали устаревшие слова, познакомились с новыми. У вас лежат карточки, на которых написаны слова, вы должны объяснить смысл этих слов. Будем работать в группах.
IX. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
1. Выучить стихотворение по желанию.
2. Нарисовать иллюстрацию к стихотворению.
X. Оценка учебных достижений. Рефлексия
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
- А сейчас достаньте смайлики и сами оцените свою работу на нашем уроке.
XI. Список литературы и Интернет-ресурсов
1. Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений В 2-х частях / Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В. и др. – М. : Просвещение, 2014.
2. cyclowiki.org
3. pushkin.novgorod.ru
4. iPetersburg.ru
5. doc4web.ru