Самсонова Елена Васильевна
Интегрированная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «Зимний вечер»
Интегрированная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию с детьми подготовительной к школе группы «Зимний вечер» (граттаж).
Цели: закреплять навыки рисования кисточкой, манкой, учить детей процарапывать задуманный рисунок.
Задачи:
Публикация «Интегрированная образовательная деятельность по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе „Зимний вечер“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2015
Образовательные: познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования «Граттаж»; наносить гуашь по всей поверхности листа; формировать умения процарапывать рисунок на листе, натертым восковой свечой и закрашенный гуашью; передавать в рисунке особенности зимнего вечера.
Развивающие: развивать воображение и восприятие окружающего мира, познавательных способностей, способствовать развитию любознательности, развивать умение слушать и следить за показом воспитателя, вызвать эмоциональный отклик на произведения художников и поэтов.
Воспитательные: воспитывать эстетическое отношение к зимней природе и её изображению воспитывать аккуратность во время работы.
Оборудование:
Белый лист, натертый восковой свечой (А4, фартуки, зимние картины, аудиозапись, кисти, стеки, манка, гуашь синего цвета, салфетки, костюм зимы.
Предварительная работа:
1. Экскурсия в зимний парк.
2. Рассматривание картин «Зимний вечер в деревне» Клевера Ю. Ю., «Зима» Шишкина И. И.
3. Заучивание стихотворений А. С. Пушкина «Пришла, рассыпалась клоками.», Т. Лагздынь «Снегопад».
Ход занятия
(Дети стоят на ковре, на котором лежат снежинки разных цветов)
Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые гости. День у нас сегодня необычный, ребята, к нам пришло много гостей - поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им и мы начнём работать. Для начала мне бы очень хотелось узнать, с каким настроением вы пришли сегодня. Мы знаем с вами, что у настроения есть свой цвет, вот на нашу сказочную поляну выпало много снежинок, все они разного цвета - вы каждый выберите, пожалуйста, такого цвета снежинку, которая похожа на ваше сегодняшнее настроение.
Какого цвета ты выбрал, Андрей? А какое у тебя, Настя, настроение? А у тебя Соня? Я очень рада, ребята, что вы все выбрали яркие и сочные цвета, а это значит что настроение наше радостное, хорошее, светлое, а значит, мрачные снежинки остались на нашей поляне.
Давайте вернем наши красивые снежинки на нашу сказочную поляну, пусть они радуют наших гостей.
А сейчас встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и, пожелаем, друг другу здоровья, хорошего настроения, добра, счастья.
Сейчас послушаем стихотворные строки А. С. Пушкина
«Пришла, рассыпалась, клоками
Повисла на суках дубов
Легла волшебными коврами
Среди полей, вокруг холмов
Воспитатель: Аскар, о чём стихотворение?
Дети: О зиме?
Воспитатель: Соня, какая она зима?
Дети: Зима снежная, волшебная, вьюжная, хрустальная.
Воспитатель: Алена, за что ты любишь это время года?
Дети: Ответ.
Воспитатель: Это действительно необыкновенное, волшебное время года. У меня такое настроение, что хочется совершить чудо! Хотите повстречаться с самой зимой?
Дети: Да.
Воспитатель: Чтобы зима пришла к нам в гости, мы должны сказать волшебные слова: «Раз, два, три – Зима закружись, у нас в детском саду появись!».
Дети говорят волшебные слова.
Под музыку воспитатель превращается в зиму. Надевает корону, накидку, берет волшебную палочку.
Зима: Здравствуйте, дети! Я частенько наблюдаю за тем, как вы резвитесь на улице, вижу ваши румяные лица, слышу здоровый смех. Сейчас зазвучит волшебная музыка, и я превращу вас в легкие пушистые снежинки, вы закружитесь и отправитесь в зимнее путешествие. Возьмите в руки снежинки, отправляемся в путешествие. (Походили, покружились и присели, глазки закрыли). А теперь опускаемся на землю, закрываем глазки и представим, что мы настоящие снежинки. Я скажу, когда можно будет открыть глазки. (Звучит музыка из альбома Чайковского «Времена года», «Зима», в это время разворачивается доска с картинами о зиме, появляется Незнайка, встает около картин)
Открываем глазки.
Зима: Посмотрите, вы, прилетели в картинную галерею. Ой, а это кто здесь такой грустный стоит? (Незнайка стоит печальный смотрит на картины художников, весящие на доске)
Дети: Незнайка.
Зима: Незнайка, а почему ты грустишь?
Незнайка: У меня была мечта стать художником, но в последний раз, когда я нарисовал портреты своих друзей, они на меня очень рассердились и назвали мои портреты бездарной мазнёй. С тех пор я решил, что никогда больше не буду рисовать. Рисуешь, рисуешь, а никто даже спасибо не скажет, все только ругаются. Не желаю больше художником быть.
Зима: Что ты, Незнайка, не отчаивайся. Мы с ребятами научим тебя рисовать.
Незнайка: Вы думаете, у меня получится?
Зима: Конечно, получится.
Незнайка: Хорошо, я согласен с вами порисовать. Зима: Давайте посмотрим, о чём эти картины, какое время года изображено?
Дети: Изображена зима.
Зима: Как вы догадались? (Ответы детей).
Зима: Чем они вам понравились?
Ребята, как вы думаете, чем можно нарисовать зиму? (Ответы детей).
Зима: Я познакомлю вас с новой техникой рисования - «граттаж» и рисование манкой.
(Показ образца, объяснения всех способов рисования)
Берем лист, натертый восковой свечей. На него наносим с помощью широкой кисти густой слой гуаши синего цвета (или другого тёмного) так, чтобы не было пробелов. Когда гуашь подсохнет, мы будем процарапывать задуманный рисунок с помощью стеки. А снег будем наносить с помощью манки.
Проходите к столам и присаживайтесь. Незнайка и ты присаживайся, порисуй с нами.
Зима: А сейчас мы с вами нарисуем «Зимний вечер». У вас у каждого синяя гуашь, стеки, манка. Прежде чем приступить к работе, давайте закроем глаза и представим, что вы будете рисовать, как расположите звезды, дом, снежинки на листе бумаги, где нарисуете кустики, дерево. Вы готовы?
(Звучит музыка)
Практическая часть. Берем лист, натертый восковой свечей. На него наносим с помощью широкой кисти густой слой гуаши чёрного цвета (или другого тёмного) так, чтобы не было пробелов. А пока наш фон подсыхает, мы немного поиграем. Давайте пройдем на нашу зимнюю полянку.
Физ. минутка (Игра «Волшебное превращение»)
Мы - снежинки Мы – снежинки (дети стоят свободно, руки вверх)
Мы - зимние снежинки
Мы на веточке сидели, (покачались)
ветер дунул, полетели. (разбегаются)
Мы летели, мы летели,
А потом летать устали (бегают, кружатся)
Перестал дуть ветерок
Мы присели все в кружок (приседают на корточки)
Ветер снова вдруг подул
И снежинки быстро сдул
Все снежинки полетели
и на землю тихо сели.
Зима: Отдохнули? Давайте пройдем к столам и продолжим нашу работу. (Дети идут к столам и присаживаются на свои стульчики.) Теперь возьмите стеку и начинайте наносить запланированный рисунок. После того, как процарапали рисунок, изобразим снег. Снег на дорожках мы нарисуем с помощью манки. Сначала будем рисовать клеем - обмакнём кисточку в клей, и, как краской, нарисуем дорожки. Рисовать нужно быстро – что бы клей не успел высохнуть. Затем мы возьмём манную крупу в щепотку, и, как настоящие зимние помощники, насыпаем её на клей – крупинки манки останутся на листе именно там, где был клей. Лишнюю крупу осторожно стряхнём на клеенку. Наш зимний пейзаж готов!
(Работа детей. Индивидуальная помощь.)
Зима: Как красиво! У вас получились очень интересные работы. Давайте полюбуемся вашими работами. Какой дивный, сказочный, зимний вечер. А вам нравятся ваши работы? (Ответы детей).
Зима: Незнайка, а тебе понравилось рисовать?
Незнайка: Мне очень понравилось. Спасибо вам, что научили меня рисовать. Все рисунки вывешиваются на доске. Зима с детьми обсуждают каждый рисунок: чем нравится своя работа, что получилось, что нет? Закрепляем, каким способом рисовали с детьми. Дать оценку всей работе детей. Похвалить.