Ирина Столярова
План-конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе «Как Солнце Весне помогало»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие с использованием опорных картинок, схем и интерактивной доски
«Как Солнце Весне помогало».
Цель: уточнять и расширять представление о перелетных птицах, весенних изменениях в живой природе. Учить составлять рассказ по опорным картинкам. Обогащать словарный запас. Формировать образную речь (подбирать сравнения, эпитеты). Упражнять в согласовании существительных и прилагательных в роде, числе и падеже.
Публикация «План-конспект интегрированного занятия по развитию речи в средней группе „Как Солнце Весне помогало“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Солнце, солнышко
- Солнце. Конспекты занятий
- Средняя группа
- Темочки
Материал: конверт с письмом. Карточки с изображением лампочки, костра, солнца; характерных признаков весны; перелетных птиц; диких животных. Плоскостное изображение дерева с распускающимися листьями. Круг из желтой бумаги с прикреплёнными к нему одним концом желтыми лентами. Вырезанные из желтой бумаги солнышки по кол-ву детей. Аудиозаписи «Ручей», «Голоса птиц».
Ход занятия.
Воспитатель. Сегодня утром у двери нашей группы я обнаружила конверт с надписью: «г. Коломна, детский сад «Радуга» детям средней группы «А»». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за письмо нам пришло. Еще на конверте написано: «Сказка». Как интересно, что за сказка там спряталась? - Хотите узнать? Давайте прочитаем.
(Воспитатель предлагает всем сесть и читает письмо).
«Жили-были четыре времени года: Зима, Весна, Лето и Осень. (Слайд1, 2, 3, 4). Жили они дружно и поочереди правили всем миром: три месяца - Зима, три месяца – Весна, три месяца – Лето и три месяца Осень. (Слайд 5).Но однажды Зима решила, что она самая главная и не захотела уступить место Весне. Загрустили под снежным покрывалом растения. Птицы перестали петь пени. Люди устали от холода. Забеспокоились Осень и Лето. А Весна сказала : «Не печальтесь! У меня есть чудо, которое поможет победить холод».
- Ребята, а дальше ничего нет. Листок оборван. Но в конверте лежат карточки, смотрите.
(Воспитатель достает карточки с изображением лампочки, костра и солнца)
- Как вы думаете, что из этого может быть чудом, которое поможет Весне? (Солнце)
- Действительно, солнце – самое большое и доброе чудо. А еще оно какое? (Слайд 6).
Игра «Сравни и назови».
(Воспитатель начинает фразу, дети заканчивают).
Солнце желтое, как … (одуванчик, цыпленок, лимон и т. д.)
Солнце круглое, как (шар, мячик и т. д.)
Солнце ласковое, как (мама, бабушка и т. д.)
Солнце румяное, как … (блинчик, пироги, щеки).
- Сказка закончилась? (Нет). Как же Солнце помогло Весне? Что оно сделало, чтобы мир снова расцвел яркими красками?
- Давайте прислушаемся. Может звуки нам помогут?
(Звучит аудиозапись «Ручей»)
- Что вы услышали? (Шум, журчание ручья)
- Смотрите, а в конверте есть еще карточки. (Выставляет карточки с изображением признаков весны 1,2,3,4)
- Давайте продолжим сказку, а карточки нам помогут. (Воспитатель выставляем картинку №1)
Дети. Солнце стало пригревать и светить ярче, чем зимой. Зазвенела капель.
(Воспитатель выставляет картинку №2)
Дети. Начал таять снег, потекли ручьи.
Воспитатель. А что же было дальше? (Выставляет карточку №3)
Дети. Вода напоила землю, на деревьях набухли почки, начали распускаться листья.
(Воспитатель выставляет карточки с изображением первоцветов).
Воспитатель. Появились первые цветы. – Смотрите у нас под вязом тоже выросли цветы. Назовите их. (Ландыши, мать-и-мачеха, подснежник).
Физминутка. «Наши алые цветы».
Воспитатель. Появились насекомые. Какие? (выставляет на доску магнитные карточки с изображением жуков, бабочек, муравьев).
Воспитатель. Как вы думаете, кто обрадовался тому, что появились насекомые?
Дети. – Птицы.
Воспитатель. Давайте представим, что мы в лесу, где очень тихо. Закройте глаза и послушайте.
(Звучит аудиозапись «Голоса птиц»)
- Что вы слышите? (Голоса птиц, птичье пение).
- Как называются птицы, которые осенью улетают, а весной прилетают? (Перелетные).
- Давайте вспомним, каких перелетных птиц мы знаем.
Пальчиковая игра «Птицы».
Тили-тели, тили-тели – Скрестить большие пальцы,
С юга птицы прилетели! помахать ладошками.
Прилетел к нам скворушка – Поочередно сгибать пальцы
Серенькое перышко. на обеих руках, начиная
Жаворонок, соловей с мизинца левой руки.
Торопились: кто скорей? Снова, скрестив большие
Цапля, лебедь, утка, стриж, пальцы, помахать ладошками.
Аист, ласточка и чиж – Указательным и большим
Все вернулись, прилетели, пальцами сделать «клюв» -
Песни звонкие запели! «птицы поют».
(Воспитатель выставляет карточки с изображением названных птиц).
- Чем занимаются птицы, когда возвращаются домой?
Дети. Проверяют старые гнезда, строят новые.
Воспитатель. – А каким птицам помогает человек построить домик. (Скворцам).
- А как называется этот домик? (Скворечник.)
Воспитатель. Я предлагаю вам сесть за столы и построить скворечники. Для этого нам понадобятся следующие детали: круг, квадрат, прямоугольник и пятиугольник.
(Под музыку, дети из чудо-крестиков В. Воскобовича выкладывают скворечник.)
Воспитатель. Ой, смотрите, под деревом заяц! Лиса!
- Как меняется внешний вид диких животных с наступлением весны?
Дети. Животные линяют: меняют теплый пушистый мех на более легкий, редкий, некоторые меняют окраску: лиса, заяц – стали серыми.
Воспитатель. А, что происходит с деревьями и кустами к концу весны?
(Воспитатель выставляет карточку №5)
Дети. Зацветает черемуха, ива, яблоня, груши, вишни.
Воспитатель. Ну вот мы и разложили все карточки по порядку. А сейчас все вместе давайте продолжим сказку «как Солнце Весне помогало».
Дети. Солнце греет ярче, чем зимой. Тает снег, с крыш свисают сосульки, звенит капель. Бегут веселые ручейки. Почки деревьев набухают и лопаются, появляются листочки. На проталинках распускаются первые весенние цветы. Появляются насекомые. С юга возвращаются перелетные птицы. Они проверяют старые гнезда, строят новые. Птицы откладывают яйца, чтобы вывести птенцов. Звери линяют – меняют густой, пушистый мех на более редкий, легкий. Зацветают деревья.
Воспитатель. Так в чем же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна?
Дети. Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее.
Воспитатель. Молодцы! Предлагаю всем сесть на нашу лужайку в кружок. Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну, и вытягивать ленту из круга, лежащего на полу.
(Дети произносят предложения и вытягивают ленты)
Воспитатель. Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце). А вы – его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно. К письму были приложены маленькие солнышки. Это добрый волшебник благодарит вас за то, что вы помогли Весне победить холод.