Коломенцева Зинаида
План-конспект игровой НОД по познавательному развитию для второй младшей группы «Дикие животные»
▼ Скачать + Заказать документы
Название номинации: «Познавательное развитие детей».
Тема занятия:«Живут в лесу…» (Дикие животные)
Возрастная группа детей : вторая младшая 3-4 года.
Цель занятия:
-формировать обобщающее понятие "дикие животные", учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Публикация «План-конспект игровой НОД по познавательному развитию для второй младшей группы „Дикие животные“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Задачи:
-продолжать формировать у детей представления о диких животных. И о особенностях образа жизни животных. Закреплять умение детей узнавать и называть животных, отражая его характерные особенностивнешнего вида (лиса - рыжая, у нее длинный, пушистый хвост);
- активизировать словарь по теме «дикие животные»;
- воспитание доброжелательного отношения к животным, учить правилам поведения в лесу, умения коллективно играть;
- учить отгадывать загадки, учить употреблять в речи прилагательные;
- развивать мелкую моторику пальцев, используя пальчиковые игры;
Образовательные области:
игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.
Образовательные задачи по основной и интегрируемым образовательным областям:
Образовательные:
- закрепление знаний детей о диких животных (детенышах)
коррекционно-развивающие :
– развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, наглядно-образное мышление, эмоциональную отзывчивость, коммуникативную и подражательную деятельность, творческие способности, координацию движений.
- развитие навыков социального взаимодействия;
- развитие творческих способностей.
Воспитательные:
- формирование доброжелательного отношения к окружающим;
- прививание интереса к окружающему миру.
- формирование позитивного эмоционального отношения к животным.
Методы и приемы руководства деятельностью детей:
сюрпризный момент,беседа, игра, поощрение, рефлексия.
Перечень видов деятельности и соответствующих им форм работы:
игровая, коммуникативная, музыкально-физическая.
Планируемый результат :
Научить сотрудничать друг с другом, учить детей узнавать и различать особенности внешнего вида и образа жизни диких животных.
Полный перечень оборудования и используемых материалов:
1. Оборудование:
-сюжетная картинка с изображением «диких животных» из наглядно-дидактического пособия «Дикие животные». «Рассказы по картинкам. 3 – 7 лет» (изд. «Мозаика-Синтез»). Запись «Звуки леса», макет берёзы, цветочной поляны, несколько ёлок разной величины, картинки диких животных, бабочка, разукрашенные детьми фигурки детёнышей животных, коллаж «Дикие животные в лесу». Корзинка с сюрпризом.
2. Материалы:
-шишки еловые, сосновые, шапочки зверей. Записи голосов птиц, шума леса. Макет «Зимний лес». Фланелиграф и картинки с изображением диких животных. Маски-шапочки диких животных. Игрушки медведь, лиса, волк, ёжик. Во время занятия используется наглядный и раздаточный материал, который соответствует возрасту и абсолютно безопасен.
Перечень методической литературы:
Игры:
1.. Игра «Четвертый лишний».
2. Игра в мяч «Назови детеныша»
Воспитатель бросает мяч и называет дикое животное, ребенок называет детеныша.
3.. Игра в мяч «Назови жилище».
Воспитатель бросает мяч и называет дикое животное, ребенок называет жилище. Например: медведь – берлога.
4. Антистрессовая гимнастика для детей (оздоровительные игровые комплексы и методические рекомендации). Ч. 1/ О. И Артюкова, Т. В. Теличко. -- Самара: Изд-во «НТЦ», 2003.
5. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст) : Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Е. Н. Панова. - Воронеж: ТЦ "Учитель, 2006.
6. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 2-4 лет. - М. : ТЦ "Сфера", 2008
7. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. (Программа "Я - человек"). Кн. 1. Младшая и средняя группы. - М. : Школьная Пресса, 2006.
8. Хомякова Е. Е. Комплексные развивающие занятия с детьми раннего возраста. – СПб., 2013.
9. Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://dohcolonoc.ru
Перечень художественной литературы:
1 Русские народные песенки-потешки: «Сидит белка на тележке.», «Заинька, попляши.»
2. Русские народные сказки: «Колобок», «Волк и козлята», «Теремок»
3. Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»,
4. Д. Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца — Длинные уши, косые глаза, короткий хвост»;
5. Т. Александрова. «Зверик», «Медвежонок Бурик»
6. В. Бианки. «Купание медвежат»,
7. Л. Милева. «Быстроножка и Серая Одежка»
Загадки:
Дикие животные.
Пальчиковые игры:
Дикие животные.
Словарь: Дикие животные, медведь, волк, лиса, ёж, заяц, шерсть, лапы, хвост, берлога.
Ход занятия:
Часть Содержание Комментарии
1. Вводная часть - организационный момент.
Ритуал приветствия.
2. Основная часть.
3. Заключительная часть. По ходу занятия идет музыкальное сопровождение.
Дети встают в круг.
Воспитатель: Ребята, утром вы уже приветствовали друг друга. Я вам предлагаю поздороваться играя.
Коммуникативная игра
«Здравствуйте, ладошки …».
Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!
Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!
Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!
Здравствуйте, ребятки, здравствуйте!
Воспитатель: Ребята вы наверно заметили, что наша группа изменилась, оглянитесь. Сегодня я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие лес. И хочу вам сообщить, что способ передвижения на нашу полянку будет в веселом паровозике.
Воспитатель привлекает внимание детей одной из знакомых им песенкой:
Наш поезд весёлый, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз,
Весёлых ребят покататься повёз.
Стихотворение:
Загудел паровоз
И вагончики повез.
Чох, чох, чу-чууу!
Я далеко укачу-ууу! (Т. Волгина)
Воспитатель:
- Ну, вот и привёз нас поезд на лесную полянку, давайте с вами посмотрим, кто же живёт в лесу, кого мы здесь можем увидеть!
Звучит аудиозапись «Звуки леса»
- Куда мы попали?
- Ребята что вы слышите? (звенит ручей, щебечет птица)
- Что вы знаете про лес? Какие деревья вы знаете?
- Посмотрите, какие красивые ёлочки. Сколько их? (много)
- Какие они? (зелёные, пушистые, колючие)
- Почему в лесу нужно вести себя тихо?
- Мы попали с вами в весенний лес.
- Поглядите, кто сидит на цветке? (бабочка)
- А каких насекомых вы знаете ещё?
- А какие животные живут в лесу? (дикие : лиса, заяц, волк, медведь, белка, ёж)
Дидактическая игра "Кто живёт в лесу?"
Воспитатель загадывает загадки. В игре используются картинки с изображением диких животных и фланелиграфе.
1. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк.)
Дети отгадывают, на фланелиграфе появляется изображение волка.
Воспитатель:
- Волк какой?
Ответы детей (серый, лохматый, большой, дикий, умный и т. д.).
- Как называется его дом?
Ответы детей (логово).
2. Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу. (Белка.)
Дети отгадывают, на фланелиграфе рядом с волком появляется изображение белки.
- Белка какая?
Ответы детей (рыжая, пушистая, маленькая и т. д.).
- Как называется домик, в котором живёт белка?
Ответы детей (дупло).
3. Хвост пушисты, мех золотистый
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (Лиса.)
На фланелиграфе появляется изображение лисы.
- Лиса какая?
Ответы детей (рыжая, пушиста, хитрая).
-Как называется домик лисы?
Ответы детей (нора).
4. Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц.)
Появляется изображение лисы.
-Расскажите, какой заяц?
Ответы детей (маленький, трусливый, летом серый, а зимой белый и т. д.).
-А как называется дом зайца? Есть ли у него дом?
Дети перечисляют все известные им домики (нора, логово, пенёк и т. д., но воспитатель поясняет:
- Зайчата у зайчихи появляются в гнезде, которое она делает в высокой траве. Когда зайчонок подрастает, его домом становится весь лес.
На фланелиграфе рядом с другими животными появляется медведь. Воспитатель спрашивает:
- Расскажите про медведя. Какой медведь?
Ответы детей (большой, огромный, лохматый, косолапый, неуклюжий и т. д.).
- Как называется дом медведя?
Ответы детей (берлога).
-Правильно, но в ней он находится только зимой, а летом его домом становится весь лес! Интересно, ребята?
Детям предлагается поиграть на лесной полянке.
Игра "В лесу"
Бурый мишка косолапый (Стоя, разводят руки в стороны).
Разминает свои лапы, (и сгибают их к плечам).
Вперевалочку идёт,
Громко песенку поё т:
- О-о-о. (Произносят "о-о-о", качая головой вправо-влево.)
А зайчонок - серый бок
По лужайке скок-поскок
Прыгает, играет,
Язычком болтает:
- Бл-л-л.
(Упражнение "Болтушка". Рот открыт. Губы в улыбке. Производятдвижение передним краем языка по верхней губе вперёд-назад, произнося звуки "бл-бл").
Пальчиковая гимнастика.
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)
- Кого повстречал мальчик-пальчик в лесу? Выставить картинки. Кто лишний? Почему? Синичка – птичка. Уберем лишнюю картинку. – Как назвать этих животных, одним словом? Дикие.
Беседа с детьми. Как дикие звери к зиме готовятся?
Скоро наступит зима. У животных леса самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные будут всю зиму мирно спать в своих домиках. Кто это? Медведь и ежик. Три месяца – это очень долгий срок, поэтому сейчас эти животныедолжны, как следует, есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. - Где будет спать медведь? В берлоге. - Где спрячется ежик? В норе.
Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Это заяц.
- Как же он готовится к зиме? Меняет шубу летнюю на зимнюю. Она не только теплее, но и другого цвета. - Какого? - Почему белого?
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? От лисы и волка. Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. У лисицы есть дом – нора, там она может спрятаться от зимней стужи, а у волка – волчье логово. - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных, называется линькой.
Еще один маленький пушистый житель леса, который меняет цвет своей шубки к зиме.
То рыжая, то серая,
А по названью белая. Это белка.
Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой. Где живет белка? В дупле. - Как она подготовилась к зиме? Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах. Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет здесь будет расти новое дерево или куст.
- А вот этот красавец лесной носит на своей голове красивое украшение.
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
- Кто это? Лось. - Чем питается лось? Растениями. А много ли растений зимой можно найти в лесу? В лесу много деревьев и кустарников. Вот их кору и ест этот большой зверь. Много ли ему надо для пропитания? Много. Поэтому лесничие и подкармливают этих красивых животных, чтобы они могли перезимовать. Лесничий – человек, который следит за сохранностью леса.
Подвижная игра
«ЗАЙЦЫ И ВОЛК»
Дети говорят слова.
- Зайцы скачут: скок, скок, скок,
На зеленый на лужок.
Травку щиплют, кушают
Осторожно слушают,
Не идет ли волк?
( По команде: "Волк идет! ", из своего домика выбегает волк, а зайцы убегают, каждый в свой домик - обруч. Если зайца поймал волк, то волк его уводит в свой дом).
Воспитатель: Давайте поиграем в игру.
Игра «Что изменилось?
На доске изображения диких животных. Дети закрывают глаза, воспитатель убирает 1 животное и говорит, что зверь убежал домой. Дети называют «убежавшее» животное и вспоминают, как называется его домик.
Воспитатель: Молодцы. Ребята посмотрите. Белочка нам корзинку с гостинцами принесла. Сейчас мы, посмотрим, что там внутри. (в корзине игрушки или сладости).
Воспитатель:
Ну что ж ребята, наше путешествие подошло к концу. И мы с вами возвращаемся в свою группу.
-Ну что жДети садятся в поезд:
Наш поезд весёлый, колёса стучат,
А в поезде нашем ребята сидят,
Чу-чу-чу, чу-чу-чу - бежит паровоз,
Весёлых ребят домой он повёз.
Подводим итог занятия:
- Каких животных мы с вами увидели на полянке? И мы называем их одним словом - (Дикие). Где они живут? В лесу. Где мы сегодня с вами путешествовали? О ком разговаривали? (дикихживотных).Ребята вы молодцы сегодня справились с заданиями. Нам пора прощаться. Давайте пожелаем всем друзьям всего хорошего и наилучшего.
Прощание:
До свиданья, до свиданья
Вместе было хорошо,
До свиданья, до свиданья!
Цель игры: разминка, сплочение группы, позитивный настрой на деятельность.
Коммуникативная игра и упражнения на выражение эмоций.
Хлопать в ладоши
Ударять ладошками по ногам
Показывать указательным пальцем нос
Хлопать в ладоши.
Музыка, сопровождающая путешествие, будет самой разнообразной, а, следовательно, и движения детей будут различными по темпу, по своему образу.
Дети любят путешествовать и всегда с удовольствием соглашаются куда-нибудь отправиться. Все занимают места, раздаётся сигнал к отправлению.
Дети едут и читают стихотворение.
В конце стихотворения выполняют звуковибрационное упражнение со звуком " у", поколачивая по груди кулачками (1-2 мин.)
Ведем разговор с детьми, стараемся, чтобы дети сами догадывались, что это за зверь. Беседа с детьми о диких животных.
Воспитатель одевает соответствующую маску-шапочку и говорит слова, дети повторяют движения взрослого.
Воспитатель рассказывает детям о жизни диких животных.
(В игре один волк и много зайцев. Волк ловит зайцев, а зайцы убегают.
У каждого зайца есть свой кустик - дом - это обруч. Пока волк спит в своем доме - обруче, зайцы на лужайке щиплют травку (имитируют движения) и произносят слова.
Сюрпризный момент, который ставит приятную точку в конце путешествия.
Воспитатель в конце занятия раздает детям.
Воспитатель поёт с детьми песенку, но в конце меняет слова, выражая их голосом, интонационно.
Помахать правой рукой педагогу и сказать «по-ка».
Длительность НОД: 12- 15 минут.
Приложение:
1. Загадки «Дикие животные».
То рыжая, то серая,
А по названью белая.
Кто с высоких темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
Великан в лесу живет,
Он — сладкоежка, любит мед.
Когда испортится погода,
Он спать ложится на полгода.
На овчарку он похож:
Что ни зуб — то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть.
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
За деревьями, кустами,
Промелькнуло будто пламя,
Промелькнуло, пробежало.
Нет ни дыма, ни пожара.
Есть на речках лесорубы
B серебристо-бурых шубах.
Из деревьев, веток, глины
Cтроят - прочные плотины
Я устраиваюсь ловко:
У меня с собой кладовка.
Где кладовка? За щекой!
Вот я хитренький какой!
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки — ни одной.
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Зеленые мы, как трава,
Наша песенка: "Ква-ква".
1. Пальчиковые игры «Дикие животные».
Все, что вижу во дворе я, все, что вижу на пути,
Я умею, я умею сосчитать до 10.
Еду с мамой в зоосад и считаю всех подряд.
Пробегает дикобраз – это раз,
Чистит перышки сова – это два,
Третьей стала росомаха, а четвертой – черепаха.
Серый волк улегся спать – это пять,
Попугай в листве густой, он – шестой.
Вот лосенок рядом с лосем,
Это будет семь и восемь.
Девять – это бегемот, рот как бабушкин комод.
В клетке ходит лев косматый,
он последний, он десятый.
Дальше мне не сосчитать – надо снова начинать.
(загибаем или разгибаем пальчики)
Мальчик – пальчик, где ты был?
Долго по лесу бродил.
Встретил я медведя, волка,
зайку, ёжика в иголках,
встретил белочку, лисичку,
встретил лося и синичку,
Всем подарки подарил,
всяк меня благодарил.
(загибаем пальчики при перечислении)
Ёжик, ёжик, хитрый ёж,
на клубочек ты похож.
(сложить пальцы замком)
На спине иголки
очень-очень колкие.
(поднимать и опускать пальцы)
Хоть и ростом ёжик мал,
нам колючки показал,
(повертеть ежика вправо и влево)
А колючки тоже
на ежа похожи.
(поднимать и опускать пальчики)
На ежа мы поглядим,
молочка ему дадим,
(сделать блюдечко ладошками)
Но не тронем колкие
на спине иголки мы.
(погрозить пальчиком)
Этот мышонок в норке сидит,
Этот мышонок в поле бежит,
Этот мышонок колосья считает,
Этот мышонок зерно собирает,
Этот мышонок кричит:
"Ура, все собирайтесь, обедать пора!"
(разжимаем кулачок)
Виталий Бианки «Мишка-башка»
Из прибрежных кустов высунулась толстая звериная башка, в лохматой шерсти блеснули зеленые глазки.
– Медведь! Медведь идет! – закричали перепуганные ласточки-береговушки, стремительно проносясь над рекой.
Но они ошиблись: это был всего только медвежонок. Еще прошлым летом он вприскочку бегал за матерью-медведихой, а этой весной стал жить сам по себе, своим умом: решил, что он уже большой. Но стоило ему только выйти из кустов, – и всем стало видно, что большая у него только голова – толстая, лохматая медвежья башка, а сам-то он еще маленький – с новорожденного теленка – да смешной: на коротких косолапых лапах, хвостишко куцый.
В этот знойный летний день в лесу было душно, парно. Он и вышел на бережок: тут так приятно обдувал свежий ветер.
Мишка уселся на травке, сложил короткие передние лапы на круглом брюшке. Человечком сидел, степенно поглядывал по сторонам.
Но не надолго хватило у него степенности: он увидел под собой веселую быструю речку, перекувырнулся через голову и на собственных салазках ловко съехал с круглого бережка. Там стал на четвереньки – и давай лакать прохладную воду. Напился всласть и вразвалочку, не спеша, закосолапил вдоль берега. А зеленые глазенки так и сверкают из шерсти: где бы чего напроказить?
Чем дальше он подвигался, тем выше и круче становился берег. Все громче и тревожнее кричали над ним ласточки. некоторые и них проносились мимо самого его носа с такой быстротой, что он не успевал разглядеть их – кто такие? – и только слышал жужжанье их крылышек.
“Ишь их тут сколько! – подумал Мишка, останавливаясь и глядя вверх. – Что пчел у дупла”.
И сразу вспомнил, как прошлым летом мать-медведиха привела его с сестренкой к пчелиному дуплу. Дупло было не очень высоко, и медвежата почуяли чудесный медовый запах. Вперегонки полезли на дерево. Мишка первый долез и запустил в дупло лапу. А пчелы как загудят, как накинутся на них! Сестренка завизжала и кубарем вниз. А он отведал-таки душистого сладкого меду. И опять засунул в дупло лапу и опять облизал ее. Но тут одна пчелка больно ужалила его под глаз, а другая – в самый нос. Он, конечно, не заревел, но очень быстро покатился с дерева. Пчелки хоть совсем махонькие, а сердитые; пришлось удирать подальше в лес. А сестренка еще долго хныкала: ей так и не удалось попробовать меду.
Сейчас Мишка с опаской поглядывал на стаю береговушек: он первый раз их видел и не совсем был уверен, птицы ли они? А вдруг они такие большие пчелы?
Ну, так и есть: вон и дупла их – множество черных дырок под самым обрывом! То и дело вылетают из них все новые береговушки и с криком присоединяются к стае. А что кричат, – непонятно. Мишка их языка не знал. Понимал только, что сердятся.
А ну как возьмут в работу да начнут жалить! Ой-ой!
А дырок-то, дырок в берегу сколько? И в каждой, наверно, полно меду. Интересно, такой же ли он сладкий, как у тех маленьких лесных пчелок?
Под самой кручей стоял почерневший от старости ольховый пень. Недолго думая, Мишка вскарабкался на него. Да нет, – где там достать!
Мишка спустился и полез вверх по круче. Ласточки всей стаей закружились над ним и прямо оглушили его своим криком. ну да пусть: лишь бы не жалили!
Ни одна не ужалила, – и Мишка стал карабкаться в гору храбрее.
А гора песчаная. Мишка старается, лезет, – а песок под ним осыпается. Мишка сильней нажимает, – песок скорей осыпается. Мишка ворчит, сердится! Наддал со всей силы. Глядь, – что такое? – вся круча поехала! И он с ней едет, едет – и приехал как раз на то же место, откуда полез в гору.
Сел Мишка и думает: “Как же теперь быть? Этак ввек никуда не влезешь”.
Ну да ведь Мишка – башка: живо придумал, как горю пособить. Вскочил – да назад по речке, – откуда пришел. Там без труда забрался по траве на невысокий берег и опять сюда, к обрыву.
Лег на брюхо, заглянул вниз: тут они – ласточкины дупла, – прямо под ним! Только лапу протянуть.
Лапу протянул, – нет, не достать.
А ласточки над ним вьются, пищат, жужжат! Надо скорей.
Посунулся осторожно еще вперед, обе лапы тянет, – вот уж, было, совсем достал, да – кувырк!
Ах ты, глупая ты, толстая, тяжелая медвежья башка! Ну, куда такую башку годовалому медвежонку? Она ведь перевесила.
Летит Мишка под кручу, через голову кувыркается, – только пыль столбом!
Летит вниз, – сам себя не помнит, – да все шибче, шибче.
Вдруг – раз! – его кто-то по лбу.
И стоп: прикатил Мишка, – сидит.
Сидит качается: очень здорово его по лбу треснули. Чихает сидит: в нос песку набилось.
Одной лапой шишку трет на лбу: большущая шишка на лбу выскочила! Другой лапой глазенки протирает: полны глаза песку да пыли.
Ничего толком перед собой не видит. Только будто маячит перед ним кто-то высокий, черный.
– А-а-а, так это ты меня по лбу! – Мишка взревел. – Я ж тебя. Ррразоррву!
Пал на четвереньки, встал на дыбы – лапы над головой, – да рраз! – со всей силычерному в грудь.
Тот с ног. И Мишка не удержался: за ним следом. Да оба, обнявшись, – бутлых в воду!
А под обрывом омут-то глубокий.
Ушел Мишка в воду весь – и с головой.
Ну, ничего: всплыл все-таки.
Лапами заработал, черного от себя оттолкнул: черный тоже всплыл. Мишка кое-как лягушкой, лягушкой, до того берега вплавь.
Выскочил на берег – и без оглядки, полным ходом мах-мах – в лес!
Береговушки за ним тучей мчатся. Кричат:
– Грабитель! Разоритель! Прогнали, прогнали!
Мишке и оглянуться некогда, вдруг там за ним еще тот – черный – гонится?
А черный в омуте плавает: это пень. Высокий, почерневший от старости ольховый пень.
Никто Мишку по лбу не стукал: сам Мишка на пень налетел, лбом об него стукнулся, как с кручи-то летел.
Башка-то у Мишки башка, а сам еще маленький. Многому еще учиться надо без мамы.
Хорошо, что такая крепкая башка.
Виталий Бианки
Купание медвежат
Наш знакомый охотник шел берегом лесной реки и вдруг услышал громкий треск сучьев. Он испугался и влез на дерево.
Из чащи вышли на берег большая бурая медведица, с ней два веселых медвежонка и пестун — ее годовалый сын, медвежья нянька.
Медведица села.
Пестун схватил одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать его в речку.
Медвежонок визжал и барахтался, но пестун не выпускал его, пока хорошенько не выполоскал в воде.
Другой медвежонок испугался холодной ванны и пустился удирать в лес.
Пестун догнал его, надавал, шлепков, а потом - в воду, как первого.
Полоскал, полоскал его, да ненароком и выронил в воду. Медвежонок как заорет! Тут в один миг подскочила медведица, вытащила сынишку на берег, а пестуну таких плюх надавала, что он, бедный, взвыл.
Очутившись снова на земле, оба медвежонка остались очень довольны купанием: день был знойный, и им было очень жарко в густых, лохматых шубках. Вода хорошо освежила их.
После купания медведи опять скрылись в лесу, а охотник слез с дерева и пошел домой.