Анастасия Кутафина
Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Я и моя семья»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип НОД: познавательная деятельность, ознакомление с окружающим миром.
Цель: посредством формирования у детей представлений о семье, создать условия для нравственного воспитания детей.
Задачи:
Образовательные.
1. Формировать уважительное отношение и чувства принадлежности к своей семье.
2. Закрепить знания о семье, ее членах и тех социальных ролях, которые выполняют в семье: отец, мать, бабушка, дедушка и ребенок.
3. Активизировать словарь детей.
4. Побуждать детей поддерживать беседу.
Развивающие.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей второй младшей группы „Я и моя семья“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2017
1. Развивать разговорную речь, умение отвечать простыми предложениями.
2. Развивать воображение, память, творчество.
Воспитательные.
1. Воспитывать любовь к Родине, дать понятие о том, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своим близким.
2. Воспитывать любовь и добрые чувства ко всем членам семьи, заботливое, положительное взаимоотношение.
3. Формировать желание участвовать в совместных играх.
4. Воспитывать инициативность, самостоятельность, эмоциональный отклик на происходящее событие.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Предварительная работа с детьми:
рассматривание семейных фотографий; рассказы детей о своих близких; чтение стихов о папе, маме, бабушке, дедушке, сестренке; разучивание пальчиковых игр; беседа о семье; дидактические игры «Чей малыш?», «Кто в домике живет?»; строительные игры «Мебель для дома», «Дом для кукол»; с/р игра «Семья».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная.
Методы и приёмы организации НОД:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, обьяснения, словесные указания, поощрения, художественное слово (загадки, стихи, речевые ситуации.
Наглядный: рассматривание, показ иллюстраций.
Материал: мультимедийная установка, музыкальное сопровождение, CD, сундучок.
Предполагаемый результат: сформированы представления о семье: мама, папа, брат, бабушка, дедушка.
Ход.
1. Организационный момент.
В. Ребята, посмотрите, какой замечательный сегодня день. Солнышко уже проснулось и заглянуло к нам в окошки. Наверное, солнышко хочет пожелать нам хорошего настроения. А у вас какое настроение? (Д. Веселое, радостное).
- Давайте поделимся своим прекрасным настроением со всеми, кто с вами рядом.
-"Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Мы сначала будем топать:
Топ - топ – топ, топ - топ – топ.
А потом мы будем хлопать:
Хлоп – хлоп – хлоп, хлоп – хлоп – хлоп.
А потом мы повернемся, и друг другу улыбнемся.
-Я уверена, что вы любите играть, узнавать что - то новое. А для этого каждому человеку нужна бодрость и энергия. Давайте и мы с вами выполним упражнения, которые помогут нам зарядиться новыми силами и энергией (проводиться игра – тренинг «Заряд бодрости», дети повторяют движения за педагогом).
«Я желаю, чтобы мои ушки все слышали (поглаживание ушных раковин)
Я желаю, чтобы мои глазки все видели (поглаживание глаз)
Я желаю, чтобы мой ротик говорил правильно и красиво (поглаживание рта)
Я желаю, чтобы моя голова думала правильно и не ошибалась (поглаживание головы)
Я желаю, чтобы мои руки работали уверенно (поглаживание рук)
Я желаю, чтобы мое тело было здоровым!» (поглаживание груди)
-Здорово, ребята! Теперь вы готовы все видеть, все слышать и чувствовать.
Звучит аудиозапись как цыпленок вылупляется из яйца и пищит.
-Что это за звук, кто так жалобно пищит? (Д. Цыплята)
Слайд № 1
-Однажды, чудесным летним утром, вылупился из яйца маленький желтенький цыпленок. Он громко позвал свою маму: «Пи-пи-пи». Но почему-то никто не отозвался. Цыпленок решил, что мама где-то потерялась и ее срочно нужно найти. Вдруг вдалеке послышались веселые голоса. Наверное, это моя мама, подумал цыпленок и быстро побежал по широкой дороге. Так как цыпленок, был совсем маленький, он даже не знал, как зовут и выглядят его мама и папа.
- Я уверена, что нам надо помочь цыплёнку найти его родных? Вы согласны? (Д. Да). Тогда отправляемся в путешествие вместе с цыплёнком.
Слайд № 2,3,4,5,6,7
-Когда цыпленок очутился на поляне, он увидел много животных и птиц.
-Как мы уже знаем у всех есть папа и мама, у животных и птиц тоже. Давайте поиграем в игру «Угадай, чей малыш?», найдем всем животным и птицам их детенышей и покажем, как они говорят (дети определяют детенышей (теленок, утенок, гусенок, котенок, щенок) для каждого животного).
- Замечательно! Теперь у всех животных есть детеныши. Кроме нашего цыпленка.
Слайд № 8
- Когда цыпленок остался на полянке один, он увидел, что недалеко от него гуляют какие – то птицы, он подумал, что это и есть его мама и папа. Как вы думаете, прав ли был цыплёнок? (Д. Да прав). Сейчас мы узнаем.
- Как называют маму цыпленка? (Д. Курица)
- Сейчас проверим! Верно, это курица (на слайде появляется изображение курицы)
- А как курочка зовет цыплят? (Д. Ко – ко – ко)
- А как называют папу цыплёнка? (Д. Петух)
- Давайте проверим! Конечно, это петух (на слайде появляется изображение петуха)
- А как петушок утром песенку поет? (Д. Кука - реку)
- Как вы думаете мама курица и папа петух вместе, это кто? (Д. Родители).
- Умницы, вы правы, это его родители, семья! Действительно на полянке гуляли петух и курица.
- Цыпленок обрадовался, ведь теперь он нашел своих родителей. И они вместе запели песенку (звучит аудиозапись голосов: петуха, курочки, цыплят).
- Как вы думаете, дружная у них семья? (Д. Да). Как вы догадались? (Д. Они вместе, никто не клюется).
2. Основная часть.
-Ребята, а у вас есть семья? (Д. Да)
-А где вы живете со своей семьей? (Д. В доме).
-Давайте и мы построим уютный дом, где вы будете жить со своей семьей.
(Проводится пальчиковая гимнастика «Я хочу построить дом»)
-Я хочу построить дом,
(Руки сложить домиком, и поднять над головой)
-Чтоб окошко было в нём,
(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)
-Чтоб у дома дверь была,
(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)
-Рядом чтоб сосна росла.
(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)
-Чтоб вокруг забор стоял,
-Пёс ворота охранял,
(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)
-Солнце было, дождик шёл,
(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)
-И тюльпан в саду расцвёл!
(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики -"бутончик тюльпана").
Слайд № 9
-А вот кто будет жить рядом с вами в этом чудесном доме, мы сейчас и узнаем.
Послушайте загадку:
Кто стирает, варит, шьет
На работе устает,
Просыпается так рано?
Лишь заботливая… (Д. Мама).
- Верно, это мама! (на слайде появляется изображение мамы)
-Вспомним стихотворения о маме (дети читают стихи)
Ребенок
Маму крепко поцелую,
Обниму ее родную.
Очень я люблю ее,
Мама – солнышко мое
Ребенок
Мама - это небо
Мама – это свет
Мама – это счастья
Мамы лучше нет.
Ребенок
Много мам на белом свете,
Всей душой их любят дети.
Только мама есть одна –
Всех дороже мне она.
Кто она? Отвечу я –
Это мамочка моя!
Ребенок
Излучает она свет,
От улыбки ямочка…
Никого дороже нет,
Чем родная мамочка.
Беседа (опрос 2-3 детей)
- Как зовут твою маму? (ответы детей)
- Кто ты для мамы? (Д. Сын, дочка)
- Как мама называет тебя ласково?(ответы детей)
-А как ты помогаешь маме? (ответы детей)
-Что мама делает дома? (ответы детей)
-Как вы думаете, почему мама вам кушать готовит, покупает красивую одежду, игрушки, играет с вами? (Д. потому что она любит нас, заботится о нас).
После каждого ответа ребенка, воспитатель дает положительную оценку
-Ребята, вот посмотрите, какой у меня есть волшебный сундучок. Давайте поиграем в игру: сложим в сундучок ласковые слова для мамы. Я открою сундучок, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять его. Итак, начнем!
- Мама какая? (Д. Ласковая, добрая, заботливая и т. д)
После каждого ответа ребенка, воспитатель дает положительную оценку
- Вот сколько чудесных слов собрали мы в сундучок. А пока мы его закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
- Послушайте следующую загадку.
-Угадайте, кто же это?
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить тебя
Вместо быстрого коня
Для тебя всегда герой,
Самый лучший….(Д. папа) твой.
- Ну конечно это папа! Мне нравиться, как вы мыслите (на слайде появляется изображение папы)
Давайте вспомним стихотворение о папе (дети читают стихи)
Ребенок:
Мой папа находчивый,
Умный и смелый.
Ему по плечу,
Даже сложное дело.
Ребенок:
Мой папа веселый,
Но строгий и честный.
С ним книжки читать,
И играть интересно.
Ребенок:
Мой папа - волшебник.
Он самый хороший.
Он вмиг превращается
В то, что попросишь.
Беседа – опрос (2-3 детей)
-Как зовут твоего папу? (ответы детей)
-Кто ты для папы? (Д. Сын, дочка)
-Что папа делает дома? (Д. Забивает гвозди, чинит кран и т. д).
-Как помогает маме? (ответы детей).
После каждого ответа ребенка, воспитатель дает положительную оценку
-А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок и положим в него ласковые слова для папы.
-Папа какой? (Д. Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый, умный, добрый)
После каждого ответа ребенка, воспитатель дает положительную оценку
-Замечательно много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь сундучок наш закроем, он нам ещё пригодится.
-А у ваших мам и пап есть родители? (Д. Это бабушки и дедушки).
Послушайте загадку про кого она?
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки,
Это наша… (Д. Бабушка).
-Умницы, вы правы (на слайде появляется изображение бабушки)
-У кого есть бабушки и дедушки? (дети поднимают руки). Давайте расскажем о них.
Беседа (опрос 2-3 детей):
- Бабушка – это чья мама? (Д. Папина или мамина)
- Кто ты для бабушки? (Д. Внук, внучка)
- Что вы любите делать вместе с бабушкой? (ответы детей)
-А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в сундучок. Бабушка какая? (Д. Добрая, заботливая, нежная).
- Прекрасно! Какие ласковые слова вы подобрали!
-А вот еще одна загадка, слушайте внимательно.
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый… (Д. Дедушка. На слайде появляется изображение дедушки)
- Отлично, конечно это дедушка!
Беседа (опрос 2-3 детей)
-Ребята, а у кого есть дедушка? (дети поднимают руки)
-Дедушка – это чей папа? (ответы детей)
-Кто ты для дедушки? (Д. Внук, внучка)
-Замечательно, ребята! Давайте и дедушке соберём ласковые слова в наш волшебный сундучок? Дедушка какой? (Д. Веселый, добрый, заботливый)
-Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно уважать, помогать им.
-Наш сундучок наполнен словами. Давайте вспомним, для кого мы собирали ласковые слова? (Д. Для мамы, папы, бабушки и дедушки).
- Закроем пока наш сундучок, чтобы все добрые слова не разлетелись.
- Посмотрите на наш дом. Как назвать, одним словом всех людей, которые живут в этом доме? (Д. Семья. На слайде появляются изображения детей)
- Я горжусь вами, вы правы. Действительно у нас получилась семья?
Какая большая семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу.
Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Проводится пальчиковая гимнастика «Семья»
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Слайд № 10
Выставляется ладошка с грустными лицами всех ее членов.
-Ой, ребята. Что-то произошло в этой семье. Посмотрите, какие они грустные. Как вы думаете, что же могло произойти? (Д. Они поссорились).
- А как вы думаете, что мы можем сделать? (Д. Надо семью помирить).
- Конечно, ребята, семью надо помирить!
Проводится динамическая пауза.
Динамическая пауза «Помирились»
-Плохое настроение у нас в семье с утра,
-И потому в семье у нас не ладятся дела (голова опущена вниз, руки вдоль туловища, повороты вправо, влево)
-У дедушки у нашего весь день болит спина, (наклониться вперёд, руки за спину)
-У бабушки у старенькой кружится голова, (круговые движения головой)
-Папуля гвоздь хотел забить, по пальцу вдруг попал (стучим кулачками друг о друга)
-У мамы ужин подгорел, в семье у нас скандал (смотрим на раскрытые ладони)
-Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.
-Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся (взяться за руки и улыбнуться друг другу) -Дружно все обнимемся и тогда помиримся! (Семью помирили, ладошку переворачиваем, семья улыбается).
Слайд № 11
- Ребята, посмотрите, вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.
3. Рефлексия (дети стоят в кругу.)
- Ребята, для кого мы сегодня построили наш уютный дом? (ответы детей)
- Кого, мы с вами мирили? (ответы детей)
- А вы запомнили, что такое семья (ответы детей).
- Действительно, семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге
- Кого мы можем назвать семьей? (ответы детей)
- Ребята, у каждого из вас есть крепкая и дружная семья. Как мы это покажем? (Дети скрещивают пальцы в замочек). У кого – то большая, у кого-то по меньше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.
- А теперь давайте откроем наш волшебный сундучок. Ребята, смотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко (педагог открывает сундучок и показывает сердечки из цветной бумаги).
- Сейчас я вам всем раздам по сердечку, а вы вечером подарите его кому хотите из вашей семьи, при этом обязательно скажете ласковые слова, которые мы сегодня собирали с вами в сундучок
Использованная литература:
1. Волчкова В. Н. ,Степанова Н. В. "Развитие и воспитание детей младшего возраста".
2. Шипицина Л. М. "Азбука общения".